История коллажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:11, доклад

Краткое описание

Художники начала XX века были увлечены экспериментами, поисками нового художественного языка. Один за другим возникали модернистские школы и течения, которые ставили перед собой задачу — изменить привычные представления об изобразительном искусстве. Кубисты, дадаисты, конструктивисты использовали в своей работе непривычные техники и необычные материалы. Одним из открытий эпохи стал коллаж.

Вложенные файлы: 1 файл

Историческая справка.docx

— 16.64 Кб (Скачать файл)

Историческая справка.

 
Художники начала XX века были увлечены экспериментами, поисками нового художественного  языка. Один за другим возникали модернистские  школы и течения, которые ставили  перед собой задачу — изменить привычные представления об изобразительном  искусстве. Кубисты, дадаисты, конструктивисты  использовали в своей работе непривычные  техники и необычные материалы. Одним из открытий эпохи стал коллаж.

Рождение  коллажа было, несомненно, связано  с таким течением в изобразительном  искусстве, как кубизм. Считается, что  технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время  свои первые коллажи создал и Пикассо, он же стал создателем первых целостных  коллажных композиций. Пикассо встраивал в свои композиции фрагменты обоев, плакатов, обрывки газетной бумаги, песок, проволоку. Так мастер переносил саму реальность в контекст картины, разрушая стереотипы представлений о живописи, освобождая ее от «позорной зависимости от зрения». Коллаж был призван перестроить мышление человека, заставить его увидеть, что мир непредсказуем и изменчив, а свойства вещей непостоянны. Действительность в композициях Пикассо создается, а не отражается, конструируется по воле художника, а не копируется. Вслед за ним целое поколение художников-футуристов, сюрреалистов, представителей других течений пережило увлечение этим видом художественного творчества. Каждый элемент коллажной композиции извлекается из свойственного ему контекста и включается в чужеродное окружение, таким образом обретая совершенно новое значение. Именно эта трансформация материала, нарушение традиционных связей, непривычная роль привычных вещей привлекали художников..Художники-кубисты разлагали предметы на геометрические фигуры и конструировали картины, используя в качестве элементов композиции простые геометрические формы. Изображение, созданное таким способом, представляло собой своего рода мозаику элементов -символов. Кубисты стремились воспроизвести в своих работах дух нового времени. Приметами цивилизации — обрывками газет, этикетками, буквами вывесок — они дополняли картины. Вот такие вкрапления чуждого живописи материала можно считать началом коллажной техники.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работающие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений.

Технику коллажа использовали также дадаисты, которые поставили перед собой  задачу разрушить привычное представление  об образности во имя «великого Ничто» (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Их художественный язык это язык буффонады, насмешки, иронии. Дадаистов интересовало только то, что за пределами разума — бессознательное, иррациональное, и, конечно же, эпатажное. Работа М. Дюшана « Фонтан» это поставленные на табурет велосипедное колесо, полка для бутылок и писсуар с автографом художника. Предметы обихода, массового производства дадаисты объявляли объектами искусства. Это был своего рода нигилистический бунт против устоявшейся действительности, привычных представлений о мире, расхожей морали. Свои эстетические задачи дадаисты решали, обращаясь к жанрам конструкций, фотомонтажей, коллажей, в которых художники прежде всего стремились передать ощущение абсурдности, хаоса, деструктивности мира, недоступного логическому осмыслению.

Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных  ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. Один из крупнейших представителей движения Макс Эрнст использовал в коллажах гравюры из научных изданий, каталогов, рекламные проспекты и т.д. Он переносил их в неожиданный контекст, превращая, но его собственным словам, в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение». Эрнст создал техники граттажа, фроттажа и декалькомании, которые получили распространение в коллажной практике в последующие десятилетия. В 1950-е годы интерес к коллажу возродился, благодаря поп-арту. Для этого течения принципиально не существовало никаких эстетических запретов. Основатель движения Л. Раушенберг писал, что готов «принимать все элементы внешнего мира и работать с ними в, своего рода, сотрудничестве». Мир в композициях Раушенберга предстает беспорядочным нагромождением предметов и образов. Многие детали его произведений откровенно не эстетичны, а иногда и анти эстетичны. В дело идут и консервные банки, и пучки грязной травы, и чучела животных, и обшарпанные этажерки, и грязные кисти. Работа, которой художник дал наименование «Монограмма», представляет собой чучело козы, торчащее из автомобильной шины. Реальность индустриального и постиндустриального общества, в котором пропаганда, глянцевые журналы, реклама и кинематограф прикрывают ужас лишенного ценностей бытия, обнажается в коллажах поп-арта.

В современном искусстве коллаж остается одной из излюбленных техник, часто  он по-прежнему используется как средство эпатажа, выражения сарказма, иронии, черного юмора. В то же время коллажи все чаще находят прикладное применение в качестве элементов интерьера, в том числе и домашнего. Естественно, такие композиции не несут агрессии, лишены дисгармоничности и деструктивности. Прежде всего это имеет отношение к флористическому коллажу, который приобретает все большую популярность, постепенно становясь новым направлением народного искусства. Предшественник флористического коллажа гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку. Флористические коллажи изготавливаются вручную, в единственном экземпляре. Это придает им психологическую притягательность как всякой уникальной вещи, отразившей авторскую личность. Современный мир все больше тяготеет к индивидуальности, возвращается к тем временам, когда мир предметов не был результатом массового производства. Эпоха унификации отступает.


Информация о работе История коллажа