История Ханты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:07, контрольная работа

Краткое описание

Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. До начала ХХ века русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас - ях - «народ большой реки» или «обские люди»), еще ранее, до XIVв., - югрой. На ханты сильное влияние оказали ненцы, селькупы, практически смешались с русскими и татарами.

Вложенные файлы: 1 файл

История Ханты.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

 

История Ханты.

Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. До начала ХХ века русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас - ях - «народ большой реки» или «обские люди»), еще ранее, до  XIVв., - югрой. На ханты сильное влияние оказали  ненцы, селькупы, практически смешались с русскими и татарами. Процесс «обрусения» ханты особенно интенсивно проходил в XVIII - XX вв. на Иртыше, Оби, Конде.  Ханты продолжали вести традиционный  образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, большие рыболовные сети, огнестрельное оружие и др.

Г.С.Дунин - Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает аборигенов: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами».

 

Традиционные  костюмы.

Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб (налима, осетра).

Для одежды ханты характерна универсальность многих её видов. Единый принцип кроя для разных сезонов, сходство мужской, женской и детской одежды. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур. Специальной одежды для свадеб или погребения не существовало: в первом случае использовали только новую, а во втором - любую. Верхняя плечевая одежда разнообразна.

Основные  типы.

Шубы. Зимней мужской и женской одеждой угров были шубы. Этот распашной тип одежды был в коротком и длинном варианте. Меховые шубы северные угры украшали узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками цветного сукна, вшитыми в швы вдоль по узору и его контуру. Узорные полосы располагались вдоль основных швов одежды. Подол и полы отворачивались мехом иного тона, чем основной цвет шубы.

Малица - одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. Обские ханты шили малицы так же из собачьих шкур, комбинировали мех оленя с овчиной. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка - конти из меха оленя или собаки. Подол сзади был длиннее, чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов (жестковолосная часть шкуры нижней части ног животных) мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому, можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика (полугодовалый олень) мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы.  Малица  могла быть короткой, что обусловлено основным занятием - охотой, требующей большой подвижности. Малицу носили как зимой, так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой. Малицу носили на голое тело. Интересно то, что ни у каких народов лесной зоны, кроме обских угров не было глухой одежды. Малица прямо связана с культурой тундровых оленеводов, поскольку оленеводство народов лесной зоны подразумевает распашной тип одежды. Малица от ненецкого «мал», «малда» - «укутать с головой». Малица была распространена на большой территории, населенной народами, занимавшимися оленеводством: ненцами, коми, манси и хантами.

Парка. В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2 - 3 месяцев) мехом наружу. Парка - прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами. Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента, Парка имела капюшон, характерная особенность которого - затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной.

 Гусь - дорожная одежда, глухая, по покрою аналогична парке, но шита из зимних оленьих шкур темного цвета, без всяких украшений. Это очень длинная одежда с минимальным количеством швов, что обеспечивало тепло. Суконный гусь носился летом. Шился из разноцветного сукна с рукавицами и без них. Концы рукавов и подол могли обшивать узкими полосками разноцветной ткани или опушкой.

Шабур - мужская распашная одежда из сукна. Кроилась с боковыми полотнищами без рукавиц и воротника. Сведений о распашной одежде мало. Распашную одежду носили подпоясанной, с небольшим напуском.

Лузан - туникообразная охотничья накидка глухого покроя, с незашитыми боками и расширенной линией плеча. Лузан шился с затягивающимся капюшоном, выкроенным как у парки. С внутренней стороны сзади и спереди пришивались большие карманы. Лузан служил для предохранения от осадков и переноски небольших грузов.

Верхняя одежда женщин представлена шубой - саком (хант.), который завязывается спереди. Женская шуба распашная, двойная, с верхом либо из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани - сукна. Внутренняя шьется мехом внутрь, иногда утепляют пуховыми шкурками птиц. Сак обязательно подпоясывается, так, что его верхнюю часть можно легко накинуть и скинуть с плеч, что важно, учитывая особенности женской работы, требующей постоянных выходов на улицу - за водой, для кормления собак, колки дров, выпекания хлеба, мытья посуды, наблюдения за детьми - и частого возвращения в жилище. Сак богато декорируют, используя контрастные по цвету куски сукна или меха. При шитье мехового сака часто использовалась техника сшивной аппликации, при которой кусочки светлого и темного оленьего меха накладывались друг на друга и прорезались вместе согласно линиям определенного орнамента. После этого темный и светлый фрагменты сшивались вместе, образуя прекрасный контрастный рисунок. Изготовление этих орнаментов было прерогативой женщин. При этом основными сюжетами орнаментики являются объекты, взятые из окружающей природы: как правило, это представители животного мира. Также на украшения шел бисер и металлические подвески. 
Обычная прическа женщин ханты и манси - косы, заплетенные до самых кончиков, перевязанные ленточками вместе за спиной. При этом ленточки, вплетенные в косы, свисая, зрительно удлиняют их. Дополнительным украшением вплоть до второй половины XX века были «ложные косы» - имитация, изготовленная из шерстяных шнурков, украшенных пуговицами, кольцами, бляхами, колокольчиками. В настоящее время многие женщины-ханты из северных районов носят меховые шапки-капоры. 
Наиболее распространенными самостоятельными украшениями, используемыми женщинами, являются нагрудные подвески и серьги.

Летом традиционной женской  одеждой у ханты  были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок.  Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа. 

Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны  и пояса, к которым подвешивали  мешочки и сумочки с охотничьими  принадлежностями.

Если по одежде женщины  судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток.

Для украшения одежды применялись  меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья  белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.

Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода  является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.

Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых  кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.

Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода  является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.    Аппликация из сукна характерна для сезонной одежды, зимней обуви, утвари

Без всякого трафарета  мастерица складывала из них любой  узор и пришивала с изнанки  ровными, как на швейной машине, стежками. 
Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер - мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисера, аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы - кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. За несколько красных бисеринок отдавали оленя.

Мастерицы ценят этот бисер  и ныне, переносят со старых вещей  на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др. 
Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки. 
В последнее время шитье бисер получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическим и растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.

Первую одежду для ребенка  шили после его рождения. В отношении  того возрастного периода ребенка, когда на него надевали первую рубашку, сведения разных авторов изомерны. Одни сообщают, что у ханты первую рубашку, имевшую одинаковый покрой для девочек и мальчиков, на ребенка надевали сразу после отпадения пуповины, другие - в 3-4-х месячном возрасте, третьи - в возрасте около года. Также зафиксированы и некоторые дополнительные элементы одежды ребенка грудного возраста: нагрудники из кожи, ровдуги (сумочка из шкуры оленя, выделанная до замши), ткани, а иногда и бересты с пришитыми колокольчиками по краю, берестяные наколенники. Функцию оберега выполняла ниточка с бусинами или плетеный из бисера браслет, которые надевали на руку новорожденного.

После того как  ребенок начинал ходить, ему шили одежду, соответствующую по покрою взрослой с элементами половой дифференциации: рубашки, халаты, штаны и обувь  женского покроя - для девочек, а для мальчиков - рубашки, штаны, обувь мужского покроя, гуси, малицы и т. п. У северных ханты, кроме того, и мальчики, и девочки носили малицы, которые в среде взрослых относились преимущественно к мужской одежде.  Верхняя одежда ребенка снабжалась дополнительными украшениями - бубенчиками и колокольчиками, которые пришивались к рукавам и спинке плечевой одежды и выполняли функцию оберегов.

Таким образом, дополнение составными частями одежды ребенка происходило  по мере его перехода в определенную возрастную категорию, с его взрослением  и обретением прав полноценного члена  общества. При этом одежда помимо половозрастной дифференцирующей функции имела  и социально-маркирующее значение, поскольку позволяла на основе имеющихся  знаков-символов судить о человеке, как о члене коллектива.

Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда  не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

 

 

Заключение.

Основные перемены в костюме, фиксирующиеся в XIX - начале  XX в., соотносятся с переориентацией традиционного хозяйства, распространением тканей фабричного производства, покупной «русской одежды». Отошли в прошлое: две косы, которыми раньше щеголяли мужчины - ханты, но женщины по - прежнему носят травяные косы, искусно вплетенные  в черные волосы или вплетают в свои косы красные тесемочки и подвешивают монеты, которые могут быть и царскими, поскольку передаются из поколения в поколение.

Изменяется декоративность убранства костюма обских угров, происходит  замена материала для одежды, т.е. появление готовых украшений, способных заменить их аналоги, изготавливаемые традиционным способом, происходит постепенное вытеснение украшений из металла бисерными; металлические нашивки в ряде случаев замещаются пластмассовыми пуговицами, бляхами и т.п.

Информация о работе История Ханты