Испанское Возрождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:13, реферат

Краткое описание

Испанское Возрождение можно условно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое (зрелое) Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (позднее) (до конца 17 в.).
В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе.
В 1473–1474 годах в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского.

Вложенные файлы: 1 файл

Испанское Возрождение.docx

— 26.70 Кб (Скачать файл)

Испанское Возрождение можно условно  разделить на три периода: ранее  Возрождение (до середины 16 в.), высокое (зрелое) Возрождение (до 30-х 17 в.) и так  называемый период барокко (позднее) (до конца 17 в.).

В период раннего Возрождения в  стране возрос интерес к науке  и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный  Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом  де Сиснеросом в Алькала де Энаресе.

В 1473–1474 годах в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные  идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали  идеи Эразма Роттердамского.

XV век отмечен значительными  переменами в социально-политической  жизни полуострова. Реконкиста  завершается полным завоеванием  всех земель, принадлежавших маврам; остается одна Гренада, которая  в начале XVI в. присоединяется  к кастильской короне «католическими  королями». Опираясь на идею  единства, в которой заинтересованы  основные социальные группы —  и широкие слои мелкопоместного  дворянства, и горожане, и крестьяне,  — которым сильная государственная  власть обеспечивает закрепление  отвоеванных земель и нормальные  условия хозяйственного развития, короли выступают агрессивно  как против притязаний феодалов, решительно отстраняя их от  участия во власти, так и против  расширения политических прав  буржуазии. Постепенно подготовляется  почва для абсолютистской власти. Королевский двор становится  центром всей жизни страны. Подчиненное  ему дворянство в своей основной  массе поддерживает и укрепляет  королевскую власть и все ее  начинания. Поэзия начинает выражать  «верноподданнические» чувства,  иерархические отношения к королю, его семье и придворным. XV век  является веком придворной лирики  по преимуществу.

К той же эпохе относятся и  первые издания так называемых старинных  романсов, созданных еще во времена  эпических сказаний и связанных  тематикой с героической борьбой  с маврами. Проявившийся в XV в. интерес  к этим народным песням объясняется  стремлением господствующих, близких  ко двору групп наделить монарха  всеми атрибутами, свойственными  народному вождю, борющемуся во главе  народных масс за коренные идеалы нации. Староиспанские романсы, написанные народным испанским метром, являются богатейшей сокровищницей феодальной поэзии, отражая  в себе и героические эпизоды  междоусобных войн, и борьбу с маврами, и рыцарский быт старой Испании. Романсы имели значение в том  отношении, что служили источником вдохновения для лириков-профессионалов, группировавшихся вокруг королевского двора в XV—XVII вв., и для испанской  драмы, черпавшей из них сюжеты и  мотивы.

Повествовательная литература этой эпохи  характеризуется двумя встречными течениями. С одной стороны, сказывается  прочная устойчивость средневековых  литературных традиций и клерикально-феодального  мировоззрения. Свое наиболее яркое  выражение это находит в серии  многочисленных рыцарских романов, расцвет которых приходится на начало 16 века.

Другая тенденция эпохи идет от городской буржуазии и мелкопоместного  дворянства, принимающего наиболее деятельное участие в бюрократическом государственном  аппарате, составляющего основную силу армии, открывающего новые торговые пути и колонии.

Если в основной части жанров испанской литературе не удалось  создать ничего самобытного, то в  полной мере это проявилось в области  повествовательной прозы и драматургии. Своеобразную «формулу перехода» от средних веков к новому времени  представляет серия рыцарских романов. Такая устойчивость жанра, казалось бы совершенно чуждого реальным условиям испанской жизни XV в., объясняется, во-первых, тем, что развертывающиеся в романе события уводили читателя-дворянина  в желанный мир прошлого, вызывая  в нем приятные реминисценции  вольной рыцарской жизни в  феодальном обществе, во-вторых, отвечали его потребности сублимировать  свое страстное желание возвыситься, стать равным крупным феодалам и  сыновьям королей, которые являются главными действующими лицами рыцарского романа.

Образцами для авторов послужили  рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский  рыцарский роман – «Амадис  Галльский» опубликован в 1508 (герой  борется с великанами, чудовищами). Образ рыцаря постепенно наполняется  новым содержанием.

В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения – плутовской роман (роман о похождениях плутов и  пройдох), появление которого связано  с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих  ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого  жанра – Трагикомедии о «Калисто и Мелибее» (1499) – Фернандо де Рохас (около 1465–1541). Трагикомедия больше известна под названием Селестина, по имени  самого яркого персонажа – сводни Селестины (это занятие считалось  недопустимым и недостойным), которую  автор одновременно осуждает и отдает должное ее уму и находчивости.

В романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество и явственно проступают характерные  черты жанра – автобиографическая форма повествования, служба героя  у разных господ, позволяющая ему  подметить недостатки людей разных сословий и профессий. Изначально роман  был анонимным, затем под псевдонимом, а потом уже Рохас (еврей, католик, античная ученость. Произведения –  национальная специфика и своеобразие).

Селестина помогает влюбленным, способствует их воссоединению. Сводня знает неизменные желания людей и истинную маску  человечества. Общество заинтересовано в услугах сводни. Идея Селестины  – равенство любви (предмет ренессанской идеологии).

«Селестина» - не плутовской роман  в полной мере, но его зачатки. Блестящее  начало собственно плутовскому роману положил неизвестный автор повестью о «Ласарильо из Тормеса»(1554). В наиболее отчетливо выразились черты плутовского  романа, описывая удачи и злоключения  главного героя. Роман получил широкую  известность. В 1559 инквизиция внесла его  в список запрещенных книг из-за антиклерикального содержания.

Каждый его эпизод важен в  истории героя. Герой родился  в семье мельника, который проворовался и его забрали. Отчим тоже проворовался. Мать отдает героя ремесленнику, мальчик  переходит из рук в руки. Таким  образом, мы можем увидеть Испанию  того времени. Затем он получает работу глашатая, начинает плутовать с воровства  продуктов. Герой – плут по необходимости, его жизнь толкнула на плутовство. Проявление ума и смекалки мальчика. Воспитание наизнанку.

В плутовском романе действующим лицом  является представитель народных низов, выброшенный за борт общественной жизни  пролетарий, вынужденный пробиваться  вверх всякими правдами и неправдами; в условиях нищей Испании, в которой  производительный труд обесценен, главным  орудием такого человека являются хитрость и обман, при помощи которых он строит свое материальное благополучие. Такими типами кишела Испания в тот  период, и интерес к ним со стороны  всего общества был без сомнения очень велик.

По своей форме плутовской роман  представляет автобиографию, позволяющую  автору придерживаться реалистического  изображения действительности, благодаря  чему бытовой фон, на котором развертывается авантюрная фабула повести, выступает  чрезвычайно выпукло и отчетливо. Было бы однако ошибкой считать, что  в плутовском романе отразились буржуазные настроения, что он является продуктом  мещанской культуры.

Авторами плутовских романов были представители той же социальной группы, которая поставляла сочинителей  рыцарских и пасторальных романов, прециозных стихотворений и драматических  произведений. Коренным образом отличаясь  от рыцарского романа как в отношении  изображенных в нем персонажей, так  и общей бытовой обстановкой  и реалистической трактовкой темы, плутовской роман имеет все же много сходного с ним.

Основное сходство — в идейной  направленности обоих: в пренебрежении  к производительному труду, в  том культе «испанизации», которому был чужд буржуа периода первоначального  накопления, совершенно отчетливо проявляется  мировоззрение испанского дворянина XVI—XVII вв. Это «рыцарский роман наизнанку» (Кржевский), проекция на народные низы отношения дворянина к современности. «Ласарильо» вызвал ряд подражаний, из которых первым был «Ласарильо из Мансанареса».

Жизнеописание Гусмана де Альфараче  – автор Матео Алеман (1547-1614?). Первый том вышел в 1599, второй –  в 1604. Наряду с реалистическим рассказом  о проделках пикаро в романе важное место занимают философско-нравственные рассуждения в духе католицизма. Период «обучения» плутовству меньше, чем у предыдущего автора. «С волками  жить – по-волчьи выть». Герой –  плут по призванию, жена тоже плутовка. Выстраивается история его жизни. В плутовском романе появляется хронотоп дороги (Бахтин). В плутовских романах  изображена реальная жизнь, за что они ползуются популярностью. Частично плутовской роман отразился и в 18, и в 19 веках (Мертвые души) и в 20 (Остап Бендер). Невероятное достижение и открытие испанской культуры.

Другой повествовательный жанр, также пользовавшийся у современников  большим успехом, был пасторальный роман. В 1549 появился первый перевод  на испанский язык «Аркадии» итальянца  Саннадзаро. Вскоре за этим [1559] был  опубликован первый испанский пасторальный роман «Диана» (Diana) Хорхе де Монтемайор (1520?—1561). В отличие от рыцарского пасторальный роман старается быть ближе и понятнее читателям, выводя представителей современной аристократии под вымышленными именами в неправдоподобной обстановке.

Это — мифологический маскарад, в  котором участвуют испанские  кавалеры и придворные дамы, изливающие друг другу любовные жалобы. Пасторальный роман удовлетворяет потребности  высшего, группирующегося вокруг двора  общества в идеальном выражении  господствующих в его среде отношений, для чего действие полностью абстрагируется от реальной действительности и переносится  в воображаемый мир пастухов и  пастушек. Пасторальный роман отличается от рыцарского также медленными темпами  развития фабулы, известной статичностью действия; рыцарский роман полон  движения, необуздан, не прикреплен к  одному месту, дисгармоничен в своем  построении. В таких формах нашло  выражение мирочувствование высшей аристократии и массы мелкого  дворянства.

Сюжетная основа допускает много  возможностей. Влечение к природе (высшая ценность), возможность заглянуть  в душу героя. История возлюбленных, по каким-то причинам разделенных, на фоне природы недосягаемость счастья, мечты  о «золотом веке человечества». «Галатея» (1585) - Сервантес. Пастух влюблен в  пастушку, но отец девушки против. Друзья пастуха – республика ученых, друзья самого Сервантеса. Роман остается незаконченным. Идеальный план любви. Невозможно соединение этого плана  с реальным планом.

Тогда же появились "мавританские" романы, посвященные жизни мавров.

В тот же период складывается испанская  национальная драма, которая основывалась на церковных традициях и одновременно жанре народных представлений, а  также на опыте итальянской ренессансной драмы. Создателем испанской гуманистической  драмы был Хуан дель Энсина (1469?–1529), которого называют "патриархом испанского театра". Свои пьесы из жизни пастухов, религиозные и светские, он называл  эклогами.

Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое  Возрождение, относится ко второй половине 16 – началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527–1598) преследовал  передовых мыслителей, в то же время  поощряя культурное развитие, основав  библиотеку в Эскориале и поддерживая  многие университеты. Творческие и  думающие люди, лишенные возможности  проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16–17 вв. невиданный до того расцвет, и  эта эпоха получила название "золотого века". Светские идеи гуманизма у  некоторых поэтов и писателей  переплетались с религиозными мотивами.

Во второй половине 16 века до 30-х 17 в. преобладает поэзия – лирическая и эпическая. Кроме того, популярностью  пользовались пасторальные романы, зарождались  реалистические роман и драма. В  испанской лирической поэзии существовали две противоборствующие поэтические  школы – севильская и саламанкская. Фернандо де Эррера (1534–1597) и другие поэты севильской школы отдавали предпочтение любовной лирике, земной и чувственной, в которой нередко  звучали гражданские мотивы.

Во главе саламанкской школы  стоял августинский монах и профессор  теологии Луис де Леон (1527–1591), родоначальник  поэзии "мистиков". В противовес католической церкви, мистики выступали  за индивидуальный путь познания Бога, слияния с Ним.

Благодаря творчеству Мигеля де Сервантеса Саведры (1547–1616), проявившего себя в  разных литературных жанрах, испанская  литература приобрела всемирную  славу. Его бессмертное сочинение  – роман Хитроумный идальго Дон  Кихот Ламанчский, задуманный как  пародия на рыцарские романы того времени, стал одним из самых ярких  памятников в мировой литературе.

В эту эпоху завершается формирование испанской национальной драмы. Наиболее полно ее характерные черты воплотились  в творчестве Лопе Ф. де Вега Карпьо (1562–1635). Мировоззрение Лопе де Вега, новатора в области драматургии, сочетало в себе гуманистические  и патриархальные идеи. Свои взгляды  на драму он изложил в трактате «Новое искусство сочинять комедии  в наше время» (1609). Лопе де Вега –  создатель драмы чести, в его  произведениях появляется предвосхищающая  классицизм 17 в. мысль о несвободе  человека, поскольку честь для  него оказывается важнее страстей. Его комедии условно можно  разделить на три группы – "придворные комедии", "комедии плаща и  шпаги" и "комедии дурных нравов".

Знаменитый ученик Лопе де Вега Тирсо  де Молина (1584–1648) защищал принципы испанской драмы в книге Толедские  виллы, напоминающей по композиции Декамерон  Боккаччо. Тирсо де Молина – автор  религиозных пьес, которые, как и  его светские пьесы, отразили общественные противоречия того времени. Его философские  пьесы трактуют тему греха и небесного  милосердия – Севильский озорник, или  Каменный гость (1610), первая драматическая  обработка легенды о Дон Жуане, и Осужденный за недостаток веры. В  своих светских пьесах обращался  к драматургическим жанрам, разработанным  Лопе де Вега.

Информация о работе Испанское Возрождение