Искусство мозаики и деятельность Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:33, реферат

Краткое описание

Мозаики М.В. Ломоносова - часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле - прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия - варке, так называемого глухого стекла, смальт - удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных мозаичных произведений - основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов до самостоятельных произведений изобразительного искусства - «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и методы исполнения мозаик 4
2. Краткая биография Михаила Васильевича Ломоносова 6
3. Мозаичное Художество Ломоносова 8
Заключение 11
Список использованных источников 12

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство мозаики и деятельность Ломоносова.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

План

Введение 3

  1. Понятие, типы и методы исполнения мозаик                                             4
  2. Краткая биография Михаила Васильевича Ломоносова                          6
  3. Мозаичное Художество Ломоносова                                                          8

Заключение 11

Список использованных источников 12

 

 

Введение

Мозаики М.В. Ломоносова - часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно  взаимосвязанных направлений его  творчества: развития основанной им науки  о стекле - прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия - варке, так называемого глухого  стекла, смальт - удивительного по красоте  материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных мозаичных  произведений - основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства - «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.

 

 

Понятие, типы и методы исполнения мозаик

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого - муза) - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. - особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий. Сложная по исполнению требующая точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декоративное убранство. Камни, смальта и т. д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике.

С древности существуют два основных типа мозаики: набираемая из мелких, главным  образом однотипных, кубических кусочков камней или смальт, и мозаика, выкладываемая  из вырезанных по шаблонам каменных и  других плиток различной формы. Изображение  выполняется по заранее подготовленному  эскизу. Особую разновидность декоративной мозаики составляет мозаика, применяющаяся  в архитектуре для облицовки, известная под названием "русская  мозаика". Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобранных так, что украшаемая часть здания кажется выполненной  из целого камня. Непревзойдённый образец "русской мозаики" - облицовка  малахитом и ляпис-лазурью некоторых  колонн в Исаакиевском соборе в Ленинграде.

Имеются два основных метода исполнения мозаик. Метод "прямого набора", когда изображение создаётся  прямо на стене, своде и т. д. и  кусочки камней, смальты или других материалов укрепляются непосредственно в нанесённом на декорируемую поверхность слое цемента пли мастики. Известен и такой способ "прямого набора", при котором изображение выкладывается в цементном грунте - цементной плите, которая затем укрепляется на стене. Согласно второму методу ("обратного набора"), кусочки камня, смальты и т. д. наклеиваются в обратном порядке (лицевой стороной) на плотную бумагу и материю, а затем ставятся на цемент на декорируемую поверхность, после чего бумага и материя удаляются. Этот механический метод развился в результате поисков быстрых и дешёвых способов набора.

 

Краткая биография Михаила  Васильевича Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов  родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье  крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии-в деревне Мишанской (Денисовке) Куростровской волости Двинского уезда.

Грамоте М.В. Ломоносов научился рано у своего односельчанина Ивана  Шубного. Особенно увлекали его грамматика М.Г. Смотрицкого и арифметика Л.Ф. Магницкого, которые он называл «вратами своей учёности».

Чтение таких книг для  М.В. Ломоносова было большой радостью и будило в нём непреодолимое  стремление к знаниям, которые он не мог осуществить у себя на родине. Это заставило его уйти из родного  дома. Зимой 1730 г. М.В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую  академию: она считалась единственным высшим учебным заведением в России того времени.

В академии М.В. Ломоносов  получил хорошую подготовку по древним  языкам, но занятия там его не удовлетворяли, так как не изучались  естественные науки.

Ещё до окончания академии его в числе 12 лучших учеников направили  в Петербург для продления  образования в академическом  университете. Здесь он обучается  немецкому языку, математике, риторике, географии, истории. В это время  в Сибири работала академическая  экспедиция, изучавшая природу и  минеральные богатства края. Для  неё требовались специалисты-химики, знакомые с основами металлургии  и горного дела. Было решено подготовить  таких специалистов, и М.В. Ломоносова в числе других способных студентов, направляют в Германию.

Сначала студентов направили  в Марбург, к крупному естествоиспытателю и философу Х. Вольфу. Там они занимались математикой, механикой, гидростатикой, гидравликой, аэрометрией, маркшейдерским делом, физикой, логикой, философией, геометрией, тригонометрией, немецким и французскими языками.

Трёхлетние пребывание в  Марбурге расширило круг знаний М.В.Ломоносова и в области философии. Здесь  он познакомился с достижениями европейской  науки того времени, и это подготовило  его к дальнейшей научной и  практической деятельности.

Из Марбурга М.В.Ломоносов  вместе с товарищами в 1739 г. переехал во Фрейбург в лабораторию И.-Ф. Генкеля. Здесь он изучал химию и горное дело.

В 1741 г. он покинул лабораторию  И.-Ф. Генкеля и возвратился в Петербург.

Вернувшись из заграничной  командировки, М.В.Ломоносов в совершенстве владел, кроме русского и церковно-славянского  языков, латинским, немецким и французским. В Марбурге и Фрейбурге он усвоил необходимые знания по математике, химии, философии, логике, физическим наукам, минералогии, горному делу, ботанике и зоологии. Он также познакомился и с прикладными науками, в частности с металлургией, начиная с рудного дела и кончая обработкой металлов. Знал он и стекольное производство, мореходное дело, астрономию, географию, не говоря уж о других отраслях знаний, как риторика, грамматика, история, политическая экономия и т.д.

За время обучения в  Марбурге и Фрейбурге М.В. Ломоносов  стал ученым с большим научным  кругозором, знанием промышленности, что подготовило его к дальнейшей самостоятельной деятельности.

 

Мозаичное Художество

Мозаики Ломоносова - не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие  мирового значения.

Следуя традициям древнерусской  мозаики, Ломоносов стремился к  новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Он не занимался простым копированием живописных образцов и не пытался  скрыть свой необычайный материал. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство  мозаики, использующее всё великолепие  своего материала и решающее свои задачи в значительной мере независимо от живописи.

Ломоносов прекрасно понимал  необходимость достигнуть в мозаике  обобщённого художественного впечатления. И он шёл этим путём. Уже в 1754 году Ломоносов создаёт великолепный портрет Петра Великого.

Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным  сюжетам. Ни одна европейская мастерская, не выполнила столько портретов, как Ломоносовская.

Ломоносов, руководящий этими  работами и принимавший в них  непосредственное участие, показал  себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость  и пышность официального придворного  портрета с потрясающим реализмом  изображения. Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики (1756 - 1760): сестры Елизаветы - Анны Петровны, её сына - наследника престола - Петра  Фёдоровича, графа Петра Ивановича  Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны.

Помимо больших мозаичных  картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. «Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне». Время подтвердило правоту слов Ломоносова.    

 В начале 1758 г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить «знатнейшие дела историческим образом», подразумевая под ними начало правления Петра,«избавление от стрельцов», историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, «Полтавскую баталию» и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. В нём по-прежнему сохранялась идея украсит стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.    

 В июне 1761 г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762 г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. 
     «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — «Азовское взятие» остался неосуществлённым. 
     В апреле 1764 г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над «Полтавской баталией» наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была ненапрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Так и  окончилось замечательное творческое начинание великого русского учёного, которому он отдал многие годы жизни.

До  нашего времени сохранились следующие  мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)  
Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)  
Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)  
Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)  
Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)  
Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)  
Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)  
Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

 

 

Заключение

Подводя итог по этому разделу творчества М.В.Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, были выделены основные его результаты:

"Разработана и внедрена в лабораторную практику подлинно научная методика экспериментального исследования с соблюдением строгого постоянства условий опытов, с точным учётом наблюдаемых явлений, с систематизированным хранением образцов и с ведением лабораторного журнала.

Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.

При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.

Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.

Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым."

 

Список использованных источников

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаики_М._В._Ломоносова - Мозаики М. В. Ломоносова. Википедия.
  2. http://museum-old.lomic.ru/moz_57.html - Мозаичные работы Ломоносова
  3. Каган М. С. История культуры Петербурга : учеб. пособие / М. С. Каган. СПб., 2008.
  4. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М.—Л., 1950

 


Информация о работе Искусство мозаики и деятельность Ломоносова