Искусство и культура древней Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:40, реферат

Краткое описание

Особая культурно-географическая область—Мезоамерика — представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. Н

Вложенные файлы: 1 файл

Культура и искусство Древней Америки.Надыршина Ю.В.doc

— 2.38 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Письменность

У индейских народов и племен доколумбовой Америки для графической  передачи сообщений применялись  различные пиктографические системы. Практически у всех народов существовала система календарной символики.

В регионах расцвета высочайших культур – Мезоамерике и Андах – было известно фонетическое письмо. Иногда оно скрещивалось с пиктографией, при которой фиксировались не фразы и слова, а конкретные ситуации, способные передаваться различными фразами.

Знаки всех систем письма Мезоамерики сохраняют изобразительность. Значительная часть, вероятно, восходит к древним пиктографическим знакам. Знаки изображают различные объекты- людей и животных, тела и их части, мифические персонажи, растения, постройки, утварь, оружие, одежду и прочее. Все изображаемые объекты взяты из окружающей жизни, что лишний раз подчеркивает местное происхождение американских систем письма.

Все знаки мезоамериканских систем письма (за исключением так называемых ключевых, или детерминалов) являются фонетическими, т.е  передающими определенные сочетания фонем. Среди них существуют следующие разновидности:

  1. Знаки, имеющие одно определенное фонетическое чтение и одно значение (идеограммы); такой знак передает конкретное название основу без аффиксов, что исключает использование синонимов.
  2. Знаки, имеющие одно определенное фонетическое чтение и одно значение, причем последнее не соответствует изображаемому знаком объекту или действию. Возможность появления таких знаков  обусловлена наличием омонимов в языке. Такие знаки являются «вторичными идеограммами» (например, ацтекский знак, изображающий зубы, читается «тлан» и означает «местность»).
  3. Знаки, имеющие одно определенное фонетическое чтение и могущие употребляться для передачи не только корня или основы, но и любой части слова.
  4. Знаки, имеющие одно определенное фонетическое чтение, но не имеющие никакого конкретного значения и употребляющиеся для чисто фонетической передачи сочетания фонем.

Во всех мезоамериканских системах письма отдельные знаки объединяются в сочетания- «иероглифы». Иероглиф обычно передает слово, но часто также словочетание (предлог- существительное, прилагательное- существительное). В письме майя знаки в иероглифе пишутся в строго определенном порядке слева направо и сверху вниз, так же, как иероглифы в строках. В ацтекском письме нет определенного порядка написания знаков, если не считать попыток следовать пиктографической  традиции расположения знаков соответственно расположению объектов в ситуации. (Приложение №2)

Все народы  Мексики  и центральной Америки, имевшие письмо, пользовались сходным календарем и летоисчислением. Майя записывали названия месяцев и дней фонетическими знаками, науа - пиктографическими. Посредством  сложной  системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией,  они  привели этот год в соответствие с  действительной   длительностью  солнечного  года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот  счет  оказался более точным, чем  летосчисление  с  високосным  годом,  введенное  согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя  900  или  даже  1000  лет,  в последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

    1. Длительность года по современным данным – 365,2422 дня
    2. Древний юлианский год – 365,2510 дня
    3. Современный григорианский год – 365,2425 дня
    4. Год майя – 365,2420 дня

Год  майя состоял из 18 месяцев  по 20 дней каждый. На языке майя  периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей -  тун;  тун  равнялся  360 кинам  (дням).  Для  выравнивания  солнечного  года  добавлялись   5   дней, называвшихся майеб,  буквально:  «неблагоприятные». (Приложение № 3) Считалось,  что в эту пятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние  майя  ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

       Тун  не  был  последней  единицей  времени  в  календаре  майя.   При

увеличении в 20  раз  начинали  формироваться  циклы:  20  тунов  составляли

катун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20  пиктунов  –  калабтун;

20 калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000  дней.

Для записи чисел в Мезоамерике употреблялись цифры. Олмеки, майя, сапотеки и толтеки обозначали единицу точкой, а число пять - чертой, используя их комбинации для записи любой цифры до 20. Ацтеки употребляли только точки (кружки) для обозначения единиц. Для записей больших чисел олмеки и майя употребляли позиционную систему, в которой значение менялось в зависимости от положения: так, первая цифра снизу обозначала единицы, вторая снизу - двадцатки, третья снизу – 20*18,четвертая снизу -20*18*20*20 и т.д.; ноль обозначался специальным знаком. (Приложение № 4).[7;17-21]

Среди сохранившихся текстов  письма наибольшую группу составляют майяские, встречающиеся более чем в 100 городах, расположенных на территории Гватемалы, Белиза, Сальвадора, Гондураса и мексиканских штатов Чиапас, Табаско, Юкатан и Кинтана – Роо. Важным источником текстов  майя являются иероглифические рукописи. Эти книги представляли собой сложенную гармошкой длинную полосу бумаги, изготовлявшейся из коры определенного вида фикуса; коричневый фон бумаги покрывался белой грунтовкой, и уже по ней  волосяной кисточкой наносились текст и многоцветные рисунки.

В настоящее время известны 4 сохранившиеся  рукописи майя:

  1. Дрезденская (написана, очевидно, ранее 13в., хранится в Саксонской  областной библиотеке в Дрездене). Из существующих кодексов майя этот считается самым прекрасным и самым древним. Он выделяется изысканностью линий и удивительным цветом.(Приложение № 5)
  2. Мадридская рукопись (написана не ранее 15 в., находится в «Музее Америки» в Мадриде). Длина ее 6 метров. Она тоже сложена складками, однако у нее нет начала и конца.
  3. Парижская рукопись (13-14вв., обнаружена в парижской библиотеке в 1859 г.). 24 страницы. Имеет длину 1,45 метров, содержит текст из 1600 иероглифов и многочисленные изображения божеств.
  4. Рукопись Гролье, написана под сильным влиянием миштеков и практически не содержащая текста (хранится в частной коллекции в Нью-Йорке). (Приложение № 6)

Основное содержание рукописей – это списки 260- дневных циклов с краткими указаниями, которые относились к местопребыванию богов, знамениям, 4-летним циклам, 20-летиям, метеорологическим явлениям, сельскохозяйственным работам, обрядам, бракам, охоте, пчеловодству. В Парижской рукописи имеются предсказания, написанные до разрушения Майяпана и содержащие ряд исторических совпадений.

Наибольшее количество сапотекских  текстов обнаружено в захоронениях – в росписях стен и потолков склепов, а также на предметах погребального инвентаря.

Из всех народов, говоривших на науатл, первыми в исторических источниках упоминаются толтеки. Уже у них были пиктографические рукописи, о которых сохранились свидетельства. Ацтекские рукописи подразделяются на две группы: теночтитланскую (карта Тепечпан, «кодекс Ботурини» 1576 г и «Мексиканская история» 1590 г) и тескоканскую (карта Тлоцин, карта Кинацин, карта Сигуэнса, «Кодекс Шолотл»). Некоторые ацтекские рукописи относятся ко времени после испанского завоевания. Другую важную группу составляют миштекские рукописи, в числе которых есть как доиспанские (кодекс Беккер, Колубминус), так и колониальные (льенсо из Сакатепека, Амольтепека, льенса Фишер). Все рукописи науа являются пиктографическими. В некоторых нет иероглифов. Там, где они встречаются, они только комментируют рисунок, указывают дату или название местности.

Древнее письмо инков называлось «килька». Иероглифическое письмо того же названия и поныне распространено в Боливии  и на большей части Перу. Это  письмо употребляется во всей зоне распространения языков аймара и  кечуа и используется почти исключительно для записи католических молитв. В настоящее время знатоками местной письменности являются профессиональные писцы (часто женщины). Пишут соком кактуса или анилиновыми красками, с помощью палочки. Текст обычно начинается справа внизу  и  идет в бустрофедоном порядке. Слова не разделяются. Общее количество знаков достигает нескольких сотен, причем они сильно варьируются в различных местностях.

В настоящее время известны три  андские надписи:

    1. Надпись на камне, относящаяся ко времени испанского завоевания; знаки сильно отличаются по форме от современных и расположены двумя строками (перевернутый бустрофедон);
    2. Надпись из пяти знаков (одна строка) в развалинах дворца на острове Солнца (озеро Титикака);
    3. Надпись на камне в окрестностях Карабуко на берегу озера Титикака, колониального периода; знаки с современными (перевернутый бустрофедон)

Опубликовано много записей  молитв на кильке. Самые ранние относятся  к 19 веку (тексты  из Паукатамбо, Перу, из Сикасики, Боливия и другие).

В связи с тем, что в американских системах письма знаки имеют изобразительный характер и во многих случаях легко опознаются, их легко принять за пиктографию, однако это не так. В записях молитв употребляются  фонетические знаки, переходящие в сочетания фонем, соответствующей одной морфеме. При этом  имеются такие разновидности фонетических знаков, как и в мезоамериканских системах письма- от чисто идеографических до чисто фонетических.

Знаки, употребляемые в настоящее  время, сильно отличаются от старых, насколько  можно судить по надписям. Многие знаки, связанные с христианскими образами, появились в колониальное время. Возможно, что вся система письма сохранилась в сильно измененном виде. Запрещение письма инками и использование его в дальнейшем исключительно в мнемотехнических целях для напоминания слов молитв, не могли не привести  к значительной деградации. [6;118-121]

 

 

 

 

3 Устное творчество и литература.

 

В доколумбовой Америке словесное  искусство целиком сформировалось и определялось мифологическими  представлениями; в их специфике  в той или иной области континента коренилась и специфика словесной культуры. В то же время большой разрыв в историческом развитии между наименее и наиболее  развитыми народами Америки определял и сравнительно большой разрыв в уровне развития. На одном полюсе находились народы и племена  Карибской области или Амазонии, на другом - ацтеки, майя, инки- кечуа. Для словесной культуры первых была характерна социальная и жанровая нерасчлененность как следствие малого еще развития общественного строя, почти полная зависимость этой культуры от культа и непосредственной хозяйственной  и утилитарной деятельности, жанровая неразработанность при относительной свободе вариативности, отсутствие канонического принципа. [4;78]

Для ацтеков, майя и инков-кечуа  характерны, напротив, четкая дифференциация памятников словесной культуры как результат социального расслоения, начинающаяся канонизация жанров и их специализация для различных общественных групп. В Мезоамерике к этому прибавляется и становление письменно - литературной культуры, которая, однако, была еще теснейшим образом связана с устной стихией и далеко не во всем от нее отделилась. Устная традиция, запоминание и передача текста  от поколения к поколению сопутствовали развивавшейся письменной традиции.

У мезоамериканских народов имелась разработанная жанровая система. Существовали мифологический и исторический эпос, поэтические произведения на темы военной доблести, философская и любовная лирика, были известны состязания поэтов, создавались антологии; значительное развитие получила драма; весьма разнообразной в жанровом отношении была проза - от лаконичных эпиграмматических надписей до развернутых повествований.

3.1 Народы науа

В силу чисто исторических причин литературные памятники народов  науа сохранились главным образом у ацтеков. В их литературе можно выделить исторические тексты, дидактические произведения, этнографо- географические сочинения, мифологический эпос, гимны богам, лирическую поэзию и драму.

Особенностью ацтекской исторической литературы, как и других народов Мезоамерики, была тесная связь с календарным циклом и хронологией, поэтому не только вся история, но и легендарное и мифическое прошлое ацтеков пронизаны календарными датами, являвшимися реальным или воображаемым костяком любого исторического текста. Отсюда вера в прогностические возможности в календарных исчислений, в счастливые и несчастливые дни, годы, циклы, а также тесная связь божеств с определенными датами и изощренная мистика чисел.

Самыми известными собраниями дидактических  текстов  являются «Уэуэтлатолли», или «Назидания старцев» и книга  «Беседы двенадцати францисканцев», обобщившие огромный опыт ацтеков и предшествовавших им народов в самых различных областях жизни. Средства осмысления мира в дидактических сочинениях ацтеков еще чисто фольклорные, поэтому они часто имеют вкрапленные в них мифы, поговорки, притчи. Очень сильны в этих тестах и нравственные критерии, стремление укрепить и упорядочить существовавшие в ацтекском обществе моральные принципы.

Дидактические тексты можно разделить на несколько групп:

  1. Бытовая.

В текстах этой группы описываются  социальные слои ацтекского общества, их права и обязанности от рождения и смерти, а также профессиональные гильдии, причем приводятся, в частности, , подробные сведения о работе ремесленников- ювелиров, изготовителей мозаики, одежд и украшений из перьев. Сюда же можно и отнести и этические наставления, исполненные поэзии и ярко характеризующие высокий гуманистический уровень ацтекского общества.

  1. Этнографо-географическая.

Содержит изложенные сухим языком деловые сведения  о ближайших соседях ацтеков, их языке, условиях жизни, привычках, географической среде, в которой они обитают. Сохранились такого рода сочинения о чичимеках, тотонаках и других народах и племенах Мезоамерики.

Информация о работе Искусство и культура древней Америки