Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи. Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство арабских стран.docx реферат.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

Еще одной важнейшей святыней мусульманского мира является мечеть Аль-Акса (буквально: Отдаленнейшая), которая была построена при сыне Абд аль-Малика. Эта мечеть также находится на Храмовой горе в Иерусалиме, и ее тоже связывают с ночным путешествием Мухаммада. Здание мечети несколько раз разрушалось во время землетрясений, и только в 1033 г. были заново воздвигнуты стены, которые существуют до наших дней.

В городах Сирии и Палестины  первые соборные мечети строились на участках земли, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались части старых зданий. Так был сооружен один из самых значительных памятников эпохи — Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705—715), в которую были включены остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христитанской церкви Иоанна Крестителя. Изнутри мечеть была декорирована цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с изображением фантастического города-сада.

Изобразительное искусство  эпохи Омейядов представлено мозаиками и росписями Кусейр-Амры, Куббат ас-Сахры и Большой мечети в Дамаске. На их примере можно проследить становление художественных традиций мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображение с реальностью, постепенно утрачиваются, все большее значение приобретает декоративность. Трехмерное восприятие пространства сменяется двумерным, объемная трактовка фигур — их силуэтной или контурной прорисовкой. В композиции вводятся мотивы, выработанные официальным искусством империи Древнего Востока. Позднее в средневековом искусстве Ирака, Ирана, Сирии, Египта и мусульманской Испании эти традиции утвердились в узорах, изображавшихся на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

Искусство халифата Аббасидов

Халифы династии Аббасидов (750—1258) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре новой столицы — Мадинат ас-Салама (совр. Багдад, Ирак), основанного в 762 г. на берегу реки Тигр. Мадинат ас-Салам в переводе с арабского — «Город Мира», предполагалось, что в нем будут жить представители всех этнических групп. Мадинат ас-Салам не сохранился, он известен только по письменным источникам. Круглый в плане, город по сути представлял собой модель Вселенной: над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света — четыре золотых купола, в центре жилой застройки — дворец халифа с огромным зеленым куполом, который был виден буквально отовсюду. В центре этой маленькой «Вселенной» располагался трон, на котором восседал повелитель правоверных мусульман. Купол дворца украшала бронзовая фигура всадника с копьем; согласно преданию, копье указывало, с какой стороны к городу приближается враг. Купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем Аллаха. Рядом с дворцом стояли большая мечеть, правительственные здания и дома сыновей халифа. При Аббасидах придворная жизнь достигла необычайной роскоши. Во дворцах и в садах с павильонами, каналами, водоемами, зверинцами и пышными цветниками устраивали пруды из ртути и олова, стволы пальм облицовывали вызолоченными металлическими пластинками или резным тиковым деревом, скрепленным металлическими обручами. Как повествует один из современников, во дворце халифа в Багдаде стояло дерево с ветвями и листьями из серебра и золота, на которых сидели серебряные птицы. Листья трепетали, как от движения ветра, а птицы щебетали.

Подчеркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов в наивысшей мере проявился в архитектуре и декорации построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского слова, которое означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать км вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-Хакани, занимал территорию, ширина которой достигала около полутора километров. Джаусак аль-Хакани включал в себя комплексы правительственных, парадных и жилых комплексов (наземных и подземных), анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Одним из наиболее значительных культовых сооружений была кирпичная колонная Большая мечеть Самарры, занимавшая площадь 239 x 156 метров. От нее сохранились стены, укрепленные полукруглыми бастионами и угловыми башнями, а также гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Мадинат ас-Салама (Багдада), возводившегося как дворец, каждый дворец Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, — тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Целиком реконструирована композиция с двумя танцовщицами из гарема дворца Джаусак. Однако рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в этот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента — арабеска, как называли его европейцы. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи или на керамическом или ювелирном изделии.

В IX в. Ибн Тулун, наместник  багдадского халифа в Египте, основал  самостоятельную династию. Из его  построек на окраине будущего Каира  прекрасно сохранилась знаменитая мечеть (876—879). От своих иракских предшественниц мечеть Ибн Тулуна отличается более компактной планировкой, а также наличием удивительно пропорциональных высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой мусульманских памятников архитектуры.

История мусульманского мира насыщена бурными политическими  событиями. В XI—XII вв. турки-сельджуки  покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие  Багдад в 1258 г. Они положили конец  халифату Аббасидов. В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов (1056—1146) и Альмохадов (1121/1122—1269). Около трех столетий в сердце мусульманского мира правили основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды (вплоть до 1171 г.), а затем султаны Айюбиды (конец XII — перв. пол. XIII вв.) и Мамлюки (1250—1517). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370—1405) была создана держава, положившая начало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.

Мавританское  искусство

Мавританское искусство  — это условное название художественного  стиля, который сложился и расцвел  в Северной Африке и Андалусии (Южная  Испания) в XI—XV вв. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре. На окраине испанского города Гранада  находится Альгамбра — укрепленная резиденция гранадских эмиров (правителей), построенная в XIII—XIV вв. Этот уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры» является настоящей жемчужиной мавританского зодчества. Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают роскошный царский дворец. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обсаженным миртами и апельсиновыми деревьями, с грациозными портиками на торцах был центром Дворца приемов. Под прямым углом к нему примыкает Дворец львов с залами, утонченное убранство которых создает атмосферу роскоши и покоя. В центре Дворца львов находится покоряющий соразмерностью и красотой форм Дворик львов — с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов. Эти грубоватые схематичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут никого испугать, «ибо им не хватает жизни, чтобы показать свое неистовство». Особую роль в художественном образе Альгамбры играют надписи. С совершенством исполненные и виртуозно вплетенные в убранство здания, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи. Прекрасная архитектура Альгамбры исполнена гармонии и возвышенной поэтичности. Существенную роль в ансамбле играют тонкие, будто стебли тростника, мраморные колонны, несущие разнообразные по форме арки. Конструкции настолько легки и воздушны, что кажется, будто арки парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала, кельи или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чистыми красками геометрические орнаменты. Их сменяют хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах. Густо-коричневое кружево карнизов и изумрудно-зеленые черепичные кровли завершают убранство здания. Внутренние помещения декорированы тонко прорисованными арабесками. Свет, проникающий сквозь оконные решетки и витражи, создает на стенах и сталактитовых куполах разноцветные живые узоры. В глади бассейнов отражаются вечнозеленые деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в граненых чашах. Дворики вымощены мрамором или керамической плиткой.

Альгамбра дала наименование стилю декоративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле, — большие керамические вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере исполнения узора они напоминают «альгамбрские» шелковые ткани, парчовую вышивку, парадное оружие, золотые с эмалью украшения. Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом мусульманским искусством как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Искусство империй  Тимуридов, Сефевидов и Османов

В XV—XVII вв. достигли расцвета позднесредневековые империи: Тимура и Тимуридов (1370—1507) в Средней Азии, Сефевидов (1502—1736) в Иране, Османских султанов (1299/1300—1922) в Турции. Наступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить неизгладимое впечатление на подданных империи. Работы велись с небывалым размахом. Для строительства столицы Тимура — Самарканда — собрали мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Ирака, Азербайджана и Сирии. В начале XV в. в Самарканде появились два уникальных сооружения: соборная мечеть Тимура, так называемая Биби-Ханым, и его величественный мавзолей Гур-Эмир, увенчанный великолепным рубчатым куполом с керамической облицовкой.

В столицах государств Средней Азии и в Иране центром архитектурного ансамбля стала парадная площадь — регистан (в Самарканде и Бухаре) или майдан (в Исфахане). Арочный портал (пештак), оформлявший главный вход в мечеть, медресе, караван-сарай, мавзолей или дворец — «повернул» монументальные здания и ансамбли «лицом» к городу. Эффектность архитектуры во многом достигалась благодаря керамической мозаике, мрамору, росписям, лепнине и резьбе, которые, подобно цветистому ковру, покрывали здания, сглаживая массивность архитектурных конструкций (Шахи-Зинда, медресе Улугбека).

В городах Османской империи  величие верховной власти султана («тени Бога на земле») подчеркивалось масштабами и формами внушительных турецких мечетей. Громоздящиеся друг на друга галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, окруженный устремленными в небо копьевидными минаретами. Столичный архитектурный  ансамбль этого периода мог включать в себя парадные дворцовые здания. Однако в целом дворец как средоточие власти оставался объектом «скрытой архитектуры». Дворцы Сефевидов в Иране — легкие и изящные, украшенные сюжетными росписями и изразцовыми картинами — были скрыты зеленью садов и парков, где бродили лани и павлины, прятались по кустам фазаны, пели соловьи, а в изобилующих рыбой прудах плавали лебеди. В Каире, Дамаске, Стамбуле, городах Магриба дворцовые ансамбли представляли собой сложные архитектурные комплексы с многочисленными внутренними дворами, парадными переходами, величественной официальной частью и роскошными жилыми покоями. Здесь дворцовые комплексы, как и раньше, были окружены высокими непроницаемыми стенами. Такова, например, резиденция османских султанов Топкапы-сарай в Стамбуле. Ныне это крупнейший историко-художественный музей.

Один из самых известных  зодчих мусульманского мира — архитектор Синан (1489/90 — 1578/88). Именно ему архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцветом и достижениями. Огромное архитектурное наследие Синана (триста восемнадцать сооружений) включает отдельные здания, культовые комплексы, городские ансамбли. По происхождению грек-христианин, в 1512 г. он попал под рекрутский набор и стал янычаром (янычары составляли отборную пехоту турецкого султана). На протяжении многих лет Синан участвовал в завоевательных походах султанов Селима I Грозного (1512—20) и Сулеймана I Законодателя (1520—66). Во время военных действий в Молдавии в 1538 г. Синан за тринадцать дней возвел мост через реку Прут, после чего был назначен главой имперских архитекторов. В этой должности он пробыл пятьдесят лет. Как военный инженер Синан строил мосты, акведуки, подземные кладовые. Как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции, Синан работал в Сирии, Македонии, Боснии, Герцеговине и в Крыму. Наиболее выдающиеся сооружения были возведены Синаном, когда ему было уже за пятьдесят. Это комплексы трех прославленных соборных мечетей — Шахзаде (Мечеть принцев) и Сулеймание (Мечеть Сулеймана I) в Стамбуле и Селимие (Мечеть Селима II) в Эдирне (Турция). Шахзаде (закончена в 1548 г.) Синан спроектировал в возрасте 54 лет, однако считал ее работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—57) архитектор создал в 60 лет и считал ее работой подмастерья. Мечеть явилась центром архитектурного ансамбля, включавшего университетские, жилые и благотворительные здания, а также мавзолеи Сулеймана I. Мечеть Селимие (1569—75) была построена Синаном в восьмидесятилетнем возрасте. Лишь эту работу архитектор признал творением мастера. Пирамидальные, увенчанные громадой центрального купола, «охраняемые» минаретами мечети Сулеймание и Селимие со всей полнотой и великолепием воплотили грандиозность имперских замыслов турецких правителей, стали монументами их славы и могущества. Но для нас это прежде всего уникальные памятники архитектуры, созданные удивительным талантом великого художника, инженера и математика. Синана, как и его предшественников, безусловно, вдохновляла неповторимая архитектура храма Св. Софии Константинопольской, которая после взятия византийской столицы мусульманами была превращена в мечеть Айя-София. Возведенные из серого камня, подчиненные логике геометрических форм, постройки Синана снаружи кажутся строгими, почти суровыми. Однако интерьеры мечетей поражают разнообразием и обилием многоцветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры». Своими прекрасными творениями Синан создал художественный стиль, который на столетия определил пути развития турецкой архитектуры (Мечеть Ахмета).

Информация о работе Искусство арабских стран, Ирана и Турции, VII—XVII вв