Искусство Помпеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания контрольной работы является: рассмотрение искусства Помпей.

Содержание

Введение
1. История и географическое положение города
2. Как происходила трагедия
3. Стили настенной живописи
4. Раскопки
5. Городские сооружения
6. Ремёсла
7. Городские укрепления
8. Водоснабжение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. История и географическое положение города

2. Как происходила трагедия

3. Стили настенной живописи

4. Раскопки

5. Городские сооружения

6.       Ремёсла

7.       Городские  укрепления

8.       Водоснабжение

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Помпеи сегодня – это один из самых известных в мире музеев под открытым небом. Только здесь можно своими глазами увидеть улицы и дома далекого прошлого, живших тогда людей, предметы быта и другие артефакты, отлично сохранившиеся под многометровым слоем пепла. Город, который посещает свыше 2,5 миллионов туристов ежегодно, входит в состав национального парка «Везувио». Ранняя  история города слабо известна. Сохранившиеся  источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 г. до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 г. до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима[1].

Целью написания контрольной работы является: рассмотрение искусства Помпей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Помпеи - один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании - плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.  В отличие от большинства городов юга Италии Помпеи основали не греки - первыми обитателями этих мест были италийские племена. Предполагают, что в IХ-VIII вв. до н.э. они построили город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого «фундамента», ни о причине исключительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель долины Сарно - ведь в то время Везувий «спал» и казался вполне безобидной «горкой». В эпоху Великой Греции Помпеи имели тесные отношения с близлежащими греческими колониями и переняли от своих соседей религию, культуру и образ жизни. Город Помпеи был одним из самых процветающих городов империи. Город развивается по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружаются из известняка. Господство Рима на Средиземном море способствовало более свободному обмену товарами и во II веке до н.э. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета, в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий. Экономика Помпей продолжала процветать, что позволило начать сооружение важнейших общественных зданий, таких как Амфитеатр и Одеон[2]. Помпеи были небольшим городом, они насчитывали всего двадцать тысяч жителей, однако благодаря своему богатству, давним традициям, мягкому климату и живописному расположению они пользовались заслуженной славой во всей Италии. Это был город "богатых". Прямые улицы, особняки и дворцы. Сады и внутренние дворики дивной красоты. Росписи и мозаики на стенах. Множество храмов и общественных зданий — жители не скупились жертвовать на их постройку, чтобы задобрить богов, а также возвеличить и прославить императорскую власть. Ведь многие из них были из фамилий, близких императору. Но Везувий оказался сильнее всех богов и императоров[3].

 

2.Предвестником извержения Везувия стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году. Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно[4]. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии. Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий.

 

 

 

 

 

3.Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях в 200-80 г. до н.э. Он характеризуется "рустованной" кладкой или облицовкой стен - крупными камнями с рельефной, нарочито грубой поверхностью. Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор". Подобное оформление дома придавало ему строгий, изысканный, благородный вид, владельцы некоторых аристократических городских усадеб сохраняли такую отделку столетиями, лишь подновляя ее время от времени. Образцы этого "стиля" сохранились в Доме Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno) и Доме Саллюстия (VI, 2, 4. Casa di Sallustio). Несмотря на то, что к моменту гибели города данный "стиль" уже не был в моде, хозяева этих домов заботливо реставрировали их, не меняя раз избранного дизайна. В отличие от них, владельцы Дома Диадуменов (IX, 1, 20. Casa dei Diadumeni), например, или Дома Хирурга (VI, 1, 7, 10-23. Casa del Chirurgo) следовали моде на оформление жилища, и элементы первого "стиля" в этих зданиях либо были заштукатурены, либо сохранились весьма фрагментарно.

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - по мнению Мау, главенствовал в оформлении помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует. Росписи второго "стиля" можно условно разделить на несколько фаз, каждая из которых характеризуется все более усложнявшимся деталями декорации. Гирлянды и маски ранней фазы сменяются колоннами и пилястрами, основную площадь стены занимает композиция. С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты. Во многих домах Помпей сохранились фрески второго "стиля". Например, в Доме Лабиринта (VI, 11, 9. Casa del Labirinto), где они соседствуют с росписями первого "стиля", в Доме Серебряной Свадьбы (V, 2, 1. Casa delle Nozze d'Argento) второй "стиль" был со временем дополнен четвертым, в Доме Юлия Полибия (IX, 13, 1-3. Casa di Giulio Polibio) - третьим. Кроме Помпей, второй "стиль" представлен в помещениях близлежащих вилл - в Оплонтисе и Боскореале.

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях) закономерно вырос из второго, однако при этом утратил иллюзорную перспективу последнего. Архитектурные детали здесь уже не подчеркиваются, становясь все более условными. Делившие во втором стиле плоскость стены пилястры и колонны истончаются, превращяясь в канделябры. Мау назвал эту систему "орнаментальным стилем". В этот период Рим подпадает под египетское культурное влияние - в империи появляются египетские вещи, распространяются египетские культы. Живопись третьего "стиля" так же не избежала подобных мотивов - в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы. Условно третий "стиль" можно разделить на две фазы. В первой фазе стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом (как вариант: картина расположена только в центральной части), во второй фазе в верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения. Сюжетами центральных миниатюр среднего яруса стены служили в основном мифологические сцены и пейзажи. Прекрасные образцы третьего "стиля" сохранились в Доме Марка Лукреция Фронтона (V, 4, 10. Casa di Marco Lucrezio Frontone), Доме с Театральными Картинами (I, 6, 11. Casa dei Quadretti Teatrali) и в комнатах Императорской виллы (Villa Imperiale).

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий - "иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный". В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей". Архитектурные элементы, характеризовавшие второй "стиль", мастера четвертого преувеличивали, превращая их в вычурные театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Орнаментальность третьего "стиля" стала пышнее, помпезнее и, сочетаясь с фантастической архитектурой и великолепными картинами на мифологические темы, создавала то богатство живописного оформления, которое присуще этой системе росписей. Популярность к этому "стилю" закономерно пришла после землетрясения в 62 г. н.э., когда многие дома были сильно повреждены и требовали не только отделки, но и восстановления. Следящие за модой хозяева разрушенных и пострадавших домов не преминули воспользоваться прекрасной возможностью внести в дизайн своих жилищ современные ноты. Великолепные образцы росписей четвертого "стиля" дошли до нас в роскошных домах VI района - "заповедника" аристократических усадьб: например, в Доме Мелеагра (VI, 9, 2. Casa di Meleagro), Доме Поэта-трагика (VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico), Доме Веттиев (VI, 15, 1. Casa dei Vettii) и др.[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город — Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных. При управляющем Ф. Ле Вега в 1760—1804 раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировались, находки, не отправившиеся в музей, оставлялись на месте для всеобщего обозрения. Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808—1814 при Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт. С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.

 

 

 

 

 

5.Форум. Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенная травертином. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными площадями, а также множеством зданий различного предназначения.

Трибунал в базилике

 Базилика. Находится к  югу от площади и открывается  на неё двойным портиком с 5 входами. Была построена в 120—78 годах  до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная  её часть являлась перистилем  и обрамлялась 28 коринфскими колоннами  диаметром 1,10 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции  крытого рынка, с началом нашей  эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики  был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до  наших дней. Стены базилики изнутри  украшены двумя ярусами полуколонн. На стенах оставлено множество  граффити, одно из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».

 Здания Муниципалитета. Три небольших здания в южной  части форума. Внутри каждого  находилась зала с нишами и  апсидой, с облицованными мрамором  стенами и украшенная статуями. Западное здание предназначалось  для двух эдилов, восточное —  для правивших городом дуумвиров. Центральное служило местом заседания муниципального совета (Ordo Decurionum).

 Комиции. Комиции (место  проведения голосований) располагались  напротив базилики.

 Здание Евмахии. Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями. В дальней стене здания — три апсиды со статуями Ливии, Тиберия и Друза. Позади здания стояла статуя самой Евмахии (сейчас она выставлена в музее Неаполя).

 Храм Веспасиана. Небольшой храм, посвящённый Гению Веспасиана, вход в который был оформлен портиком с 4 колоннами. Ко входу вели две лестницы по сторонам от подиума со статуей императора. Перед храмом находится алтарь, на котором находятся рельефы с изображением церемонии жертвоприношения быка. Некоторыми исследователи полагают, что изначально храм был посвящён Августу, затем последовательно каждому правящему в данное время императору и, наконец, Веспасиану.

 Храм Ларов. Построен после землетрясения 62 года н. э. (по другой версии существовал и до этого, однако посвящался культу императора). Занимает площадь 18 на 21 м. В нескольких нишах находились статуи ларов, в центре — алтарь.

Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. Справа видны колонны портика здания Евмахии. На заднем плане — Везувий.

Мацеллум — крытый продовольственный рынок. Состоит из площади размером 37 на 27 м, в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.

 Храм Юпитера. Главный  храм Помпей возвышался в центре  северной стороны форума. Построен  в 150 году до н. э. (возможно на  месте этрусского храма) на подиуме  высотой 3 м, длиной 37 м и шириной 17 м. Двойная лестница ведёт к  портику глубиной в 5 колонн и  шириной в 6, за которым располагается  зала, предназначенная только для  жрецов. По сторонам она была  украшена колоннадой, а в глубине  в трёх нишах располагались  статуя Юпитера времён Суллы (80-е  годы до н. э.), от которой сохранилась  лишь голова, а также статуи  Юноны и Минервы. Пол выложен  ромбовидными каменными плитами, создающими эффект объёмных кубов. В подвалах находилась сокровищница. Храм сильно пострадал во время землетрясения 62 года. По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки. Западная, вероятно, была посвящена Германику, а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Информация о работе Искусство Помпеи