Исаакиевский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Ближайшее метро – Сенная площадь/Садовая. Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50-100 метро Вы окажетесь на Исаакиевской площади, и увидите Исаакиевский собор.

Вложенные файлы: 1 файл

исаакиевский собор.docx

— 387.29 Кб (Скачать файл)

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий  — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

Апостол Пётр (слева) изображён  с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается  в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла  в таком количестве, что даже «сеть  прорывалась», и «ужас объял его  и всех, бывших с ним, от этого  лова рыб»; это буря на Галилейском  озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и  дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова  христианства, он мог исцелять расслабленных  и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.

Апостол Павел (справа) изображён  с мечом, символом его ревностного  служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с  неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени  совершенно переменился. Зрение вернулось  к нему; он стал одним из самых  ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел  немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.

Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего  ока которого не могут укрыться никакие  прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там  не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.

Скульптуры в нишах  — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение в гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.

Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.

Западный фасад

 На фронтоне западного  прортика — барельеф «Встреча  Исаакия Далматского с императором  Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение  двух ветвей власти — царской  и духовной (неслучайно портик  портик обращён в сторону Сената  и Синода). Изображённый в центре  барельефа Исаакий Далматский  с крестом в левой руке другой  словно благословляет склонившего  голову Феодосия, одетого доспехи.  Слева от императора — его  жена Флаксилла, ещё левее —  две фигуры. В первой из которых  улавливается сходство с президентом  Академии художеств А. Н. Оленина,  а во второй — c министром  императорского двора и председателя  Комиссии по строительству собора  князя П. М. Волконского. В  правой части — коленопреклоненные воины.В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.

Фома (скульптор Витали) —  этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с  удивлённым выражением на лице. Он был  склонен к маловерию и в  воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.

Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и  скребком. Он проповедовал учение в  Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где  и принял мученическую смерть: с  него скребком содрали кожу, а затем  повесили вниз головой.

Марк (скульптор Витали) —  евангелист изображён со львом, символизирующим  мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.

Южный фасад

На фронтоне южного портика  помещён выполненный в 1839—1844 годах  скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение  волхвов». В центре изображена Мария  с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей. Справа от Марии  склонив голову стоит Иосиф. В  левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка  — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребенком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; cохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли  на кресте особой формы, наподобие буквы  Х, который с тех пор стали  называть Андреевским. В России он считается  покровителем флота; при Петре I был  учреждён Андреевский флаг, а также  Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем  особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что  он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его  побили камнями, а затем обезглавили.

Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Восточный фасад

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону  Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки».

Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен  и непоколебим в вере, за что  и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков  был обезглавлен в Иерусалиме.

Симон (скульптор Витали) — брат апостола Андрея, изображён  с пилой. Этот апостол просветил  учением Христовым Африку, по другому  преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Лука (скульптор Витали) - евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и по одной версии мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другой — принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен  на оливковом дереве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерьер

В соборе три алтаря, главный  посвящён Исаакию Далматскому, левый  — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и  мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие  знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).

В интерьер православного  храма был включён по предложению  Л. Кленце витраж — изначально элемент  убранства католических церквей. Изображение  Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным  Синодом и лично императором  Николаем I. Созданием эскиза витража  для Исаакиевского собора занимался  немецкий художник Генрих Мария фон  Хесс, изготовлением в стекле руководил  М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской  фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление  в кафедральном храме столицы  стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной  христианской традиций, своеобразного  синтеза фигуративного католического  витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном  храме России утвердила витраж в  системе оформления православных церквей  страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А  изображение Воскресшего Спасителя  на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для  многих витражей в храмах России, как  в XIX веке, так и в наше время.

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и  картин. Для работ над росписями  были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской  Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция  росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем  императора и Синода. Одной из главных  проблем стал выбор техники исполнения живописных панно. По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа — маслом на бронзовых досках. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета, восточная — зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении  собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним  воздействиям. Стену под роспись  штукатурили, зачищали пемзой, нагревали  жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси». Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе.

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности  и отсутствия вентиляции сложились  неблагоприятные условия для  сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для  оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно  продолжалось до начала Первой мировой  войны. Смальта для Исаакиевского  собора производилась в мозаичной  мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели). Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря», росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной  выставке 1862 года, где получили высокую оценку.

 

 

 

Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"

Музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих зарубежных странах.

В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии –  экскурсия в сам собор и  прогулка по колоннаде. Билеты в собор  и на колоннаду продаются отдельно.

В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу около 15 человек, что обычно занимает 5-10 минут, после чего начинается экскурсия  в ходе которой рассказывается об истории собора, его строительстве, экскурсовод подробно рассказывает о технологиях и материалах, которые  применялись при сооружении собора.

Поскольку Исаакиеский собор - одно из самых высоких зданий в  городе, то экскурсии на колоннаду  собора пользуются неизменной популярностью  среди туристов. С колоннады открывается  прекрасный вид на центр города: Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Петропавловскую крепость.

Стоимость билетов в Исаакиевский собор

Для граждан российской федерации: взрослых посетителей - 130 рублей, для  пенсионеров (при предъявлении пенсионного  удостоверения) и учащихся – 50 рублей.

Для иностранных граждан: взрослых посетителей – 320 рублей, льготный билет для учащихся – 170 рублей.

Стоимость билетов на колоннаду  Исаакиеского собора

Для граждан российской федерации: взрослых посетителей - 100 рублей, для  пенсионеров (при предъявлении пенсионного  удостоверения) и учащихся – 100 рублей.

Для иностранных граждан: взрослых посетителей – 150 рублей, льготный билет для учащихся – 100 рублей.

Режим работы Исаакиевского  собора

С 1 мая по 15 сентября - с 10 до 19 часов, выходной день – среда. Кассы  закрываются в 18.00.

С 16 сентября по 30 апреля - с 11 до 19 часов, выходной день – среда. Кассы закрываются в 18.00.

С 1 мая по 1 октября с 18.30 до 22.30 проводятся вечерние экскурсии  «Художественное убранство Исаакиевского  собора».

Режим работы колоннады Исаакиевского  собора

С 1 мая по 15 сентября - с 10 до 17 часов.

С 16 сентября по 30 апреля - с 11 до 17 часов.

С 1 мая по 1 ноября с 18.00 до 23.00 на колоннаде проводятся аудиоэкскурсии «Санкт-Петербург в белые ночи с колоннады Исаакиевского собора».

Информация о работе Исаакиевский собор