Индонезийский батик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:19, реферат

Краткое описание

В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.

Содержание

Введение:
Основная часть: (содержание)
Заключение ( Индонезийский батик в современности)
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Батик.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Бюджетное  Общеобразовательное 

Учреждение 
Высшего Профессионального Образования

Новосибирский Государственный  Педагогический Университет

Институт Искусств

Кафедра Педагогики и Психологии

 

 

 

Индонезийский батик

 

 

 

 

Выполнила: Богданова С.Е., 3 курс, гр. 311 
Научный руководитель: Тропина Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск -2012

 

Введение:

Основная часть: (содержание)

Заключение ( Индонезийский батик в современности)

Список литературы

 

Введение

Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Само слово «Батик» - индонезийское. Батики производят главным образом на острове Ява. Это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии - причем  
и мужчинами и женщинами. 

В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.

В Европу искусство батика пришло из Индонезии, где в некоторых  областях Центральной Явы и на прилегающих к ней островах роспись ткани была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам. Здесь реальность и миф объединились в единое целое. Считается что каждое полотно древних мастеров Индонезии, причем исключительно женщин, наделено волшебной силой, а узоры на их полотнах имеют собственную символику. Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис -  древнейшее оружие яванцев.

Время зарождения батика в Индонезии  до сих пор остается предметом  дискуссий. Некоторые ученые относят  возникновение этой техники к  первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора, при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). С этого времени техника горячего батика стала на Яве практически повсеместна. Но наиболее древние центры расположены в окрестностях Суракарты, где изготавливают самые красивые и дорогие батики. Их отличает особое колористическое благородство.

 

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является подробное рассмотрение индонезийского батика. Задачи, которые я поставила перед собой перед началом исследования, состоят в том, чтобы изучить историю индонезийского батика, технологию изготовления, основные мотивы и колорит, а так же узнать его развитие в современности

 

 

Индонезийский батик

 

Многие традиционные символические  орнаменты в конце XVIII века были запрещены для изображения на одежде простолюдинов и носить одежду с такими рисунками дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особенно приближенным к султану. К таким орнаментам относились, например, язык пламени, изображение мифической птицы с распушенным хвостом, спиральная полоса, схематическое изображение старинного меча, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы. Символическое значение узоров возвышало и служило магическим оберегом для носителей.

Национальной одеждой местных  жителей были саронги - прототип современной юбки. Роспись на одеянии, как правило, изображала окружающую природу.

Символическое значение батика не только в форме узоров, но и в традиционной сине-коричневой цветовой гамме, которая передавала особенный национальный колорит. Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска - индиго. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были важной тайной каждой семьи мастеров.

Резервом для создания узоров служила  специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются и по сей день при создании особой церемониальной ткани.

Известный исследователь Индонезии  Г.П. Рофайер полагает, что батик как способ окрашивания ткани зародился в Индии, однако нельзя говорить о прямом его заимствовании из Индии. Скорее о параллельном развитии и заимствовании идей друг у друга. Яванцы, чтобы воспроизвести понравившиеся узоры Индийских мастеров в собственной технике, придумали маленький медный сосуд с тонкой загнутой трубочкой - чантинг .Сосуд наполнялся расплавленным воском и по мере застывания разогревался вновь. Это изобретение позволило наносить на ткань тонкие линии, штрихи и точки, которые вместе образовывали сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. Еще одним толчком в развитии батика, было появление тонкого гладкого хлопка, привозимого опять - же из Индии. Такой материал стоил дорого и имели к нему доступ только богатые люди.

В 1811 году Яву оккупировали англичане. Англичане привезли с собой и  свой батик, но как оказалось его  качество несравнимо с мастерством  яванцев. Так местная традиция только укрепила свои позиции.

Разрушился стереотип о том, что батиком могут заниматься только женщины. Связано это было прежде всего с тем, что произошел переход к технике нанесения узора медным штампом. Открытие технологии повторения рисунка не привело к исчезновению традиционных способов росписи: изготовление ткани с помощью медного штампа было дорогим и рискованным делом. Поэтому мастерские для меньшего риска продолжали расписывать ткани вручную, что в конце концов позволило сохранить художественные навыки мастеров, качество работы и богатство орнаментов.

В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц.

Батики производят главным  образом на острове Ява. Это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии - причем

и мужчинами и женщинами.

Ткань, которая драпируется на теле называется -  каин-батик; полотно, сшитое с одного бока так, что получается прямая юбка, - это саронг. Существуют еще два важных предмета национальной одежды - плечевой шарф сленданг и мужской головной платок каин-икет.

Процесс «рисования с помощью  воска» также называют батиком.

Яванский батик с классическим рисунком не поразит вас с первого  взгляда. Неброские глубокие синие

и коричневые тона с проблесками  фона цвета слоновой кости кажутся  очень скромными, а узоры, сколько  ни вглядывайся, - совершенно загадочными.

Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного совершенства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней.

Их насчитывают более  десяти тысяч.

Вот  некоторыми мотивами на примере яванских батиков середины XX века.

Индиговый фон со множеством белых точек напоминает звездное небо. Роль созвездий играют коричневые узоры. Непросто проникнуть в их суть - ведь главные мотивы яванского батика дошли до нас от эпохи неолита и бронзы. Но все же попробуем…

Прежде всего «звезды» имеют более прозаическое, но важное толкование - это зерна риса, то есть символ плодородия, пожелание благополучной и счастливой жизни.

На фрагменте внизу  видна ладья, перевозящая души в  царство мертвых - «корабль мертвых». Под ней, скорее всего, изображены два  огромных бутона лотоса. Корни водяного растения уходят на много метров в глубину и таким образом соединяют нижний мир и водный. Лотос служит символом неиссякаемого плодородия земли, вечно возрождающейся жизни

и бессмертия.

 

Из центра ладьи вырастает  священное Древо жизни. Оно соединяет  верхний и нижний миры, причем само Древо символизирует все сферы: ветви - небесную, ствол - земную, корни - подземную. Над Древом находится павильон с двускатной крышей. Обычно его изображают и называют «крылатым», но в этой поздней форме «крылья» уже выглядят как завитки. «Крылатые павильоны» напоминают древние

и современные храмы, которые, в свою очередь, символизируют священную гору Меру, индуистский центр мироздания. Выше, возможно, - облака, а над ними - сильно стилизованный павлин с распущенным хвостом, в Юго-Восточной Азии - символ солнца.

По краям его окружают парные птицы, очевидно фениксы, с длинными хвостами. Выше них  - растительные мотивы. Над павлином - пышный цветок священного лотоса, который снова соединяется

со своими корнями.

Таким образом, внешне скромный узор ткани представляет собой древнейшую схему мироздания, где все элементы как бы нанизаны на общую ось - они неразрывны.

Два других излюбленных священных  мотива  яванцев - птица Гаруда и узор паранг. В древности «солнечный орел» символизировал главное светило.

С появлением индуистской  мифологии на островах он соединился с образом бога Вишну. С тех  пор Гаруда перевозит его на своих мощных крыльях. Священная птица олицетворяет небесную сферу и является символом пробудившейся силы. Гаруда изображен на гербе Индонезии и является одним из главных героев индийской и индонезийской мифологии.

Гаруда встречается на тканях в трех вариантах.

На фрагменте батика представлен  его полный вариант - два раскрытых  крыла, тело и пышный хвост. Такое  изображение называется сават. Второй, сокращенный вариант предусматривает только два симметричных крыла (миронг). Широко распространена и самая лаконичная форма лар - изящное одиночное крыло.

Фон птицы составляет широкий  диагональный узор паранг русак. Он напоминает одновременно и букву «S» и  меандр. Существует свыше 900 вариантов этого узора эпохи неолита.

Прославленные батики Чиребона на северном побережье острова Явы недалеко от Джакарты очень разнообразны по содержанию. Уникальный стиль батиков этой области включает почти узнаваемых львов, драконов, слонов, сказочные пейзажи

с дворцами и садами, водными  пространствами

и облаками. Распространен  мотив скалы, символизирующий твердость  и мощь. Здесь часты мотивы, созданные под влиянием  Китая.

На фрагменте - это маленькие  кудрявые облачка. Так же как и  большие облака они - символ плодородия.

В сюжете батика из Музея  текстиля в Джакарте (фрагмент) мотив  двух соединившихся водных потоков с волнами перерастает в цветущую скалу с древом жизни на вершине и двумя (видимо)

тиграми, возле него. Но главное  внимание здесь уделено мифическому  животному. То ли это дракон,

то ли слон с крыльями. Вместе с таким же зверем с  другой стороны скалы он охраняет мироздание держа в хоботе ваджру - молнию, оружие Индры, скипетр - символ плодородия, прочности, неуничтожимости.

 

Батик у яванцев -  не просто ткань с рисунком. Это некое  живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является оберегом женщины. Отсюда и бытование ритуальных священнодействий во время окрашивания тканей.

Процесс создания яванского  батика очень сложен. На роспись куска ткани (для каина длиной 220 см

и шириной 105 см; для саронга - 250х150 см) уходит

от двух недель до полугода. Ткани с очень тонкими узорами  расписывали до двух лет.

                 Этапы работы над батиком

1. После стирки на ткань  наносят крахмал и отбивают  деревянными молотками. 

Для традиционного батика употребляют только хлопчатобумажные  или  льняные ткани. Разрезанные  куски материи несколько дней подготавливают

к росписи. Сначала их размягчают в воде 1 - 2 дня, затем стирают и  просушивают. Кипятят в рисовом  крахмале

15 мин., чтобы воск не  входил слишком глубоко в ткань.

По другому способу  ткань после стирки выдерживают 6 - 12 дней в растворе арахисового  или касторового масла и щелока из золы рисовых стеблей и трут несколько раз в день.

В заключение ткань отбивают колотушками. Гладкая эластичная ткань  позволит создать батик высокого качества.

Информация о работе Индонезийский батик