Иконопись Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель).

Вложенные файлы: 1 файл

И́конопись.doc

— 675.00 Кб (Скачать файл)

Известным было чудо, совершенные «Одигитрией» в 626 г. при императоре Ираклии и патриархе  Сергии. Икона спасла Константинополь  от обступивших его полчищ огнепоклонников-персов и язычников (авар и «скифов»-славян). Море у города внезапно вскипело и поглатило корабли «скифов». Увидя это, персы в ужасе бежали. По случаю чудесного избавления города клирик храма Святой Софии Георгий Писида написал «Акафист Богоматери», которое значительно позже очень полюбили на Руси.

Именно возле  Влахернской иконы Одигитрии  и произошло чудо, связываемое  затем с введением праздника  Покровы (Покрова) Пресвятой Богородицы, который, не будучи одним из главных  торжеств христианских, отмечается 14 октября  в Украине с особым почтением. Когда русы Аскольда (или сарацины) в IX веке обложили Константинополь, то именно Богородица, явилась, сбросила с себя покров (омофор) и укрыла им христиан, молящихся возле этой иконы. Люди стали невидимыми для врагов. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Свидетелями этого были юродивый Андрей и калека Епифаний, что и записали хронисты. Святые, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

По случаю чудесного  избавления христианского города от страшного нашествия епископ Ориген сочинил акафист во славу Пресвятой Богородицы. Это событие церковь увековечила песнею, поющейся постоянно на заутренней: «Избранной Воеводе победительная...».

Праздник Покрова  Пресвятой Богородицы отмечается на Руси с XII века и относится Церковью к числу великих. Крупнейший агиолог – архиепископ Владимирский Сергий (Спасский), исходя из историко-литературных данных, считал, что праздник установлен неизвестным князем в Киеве как общерусский на рубеже XI–XII в. (Сергий, архиепископ Владимирский. Святый Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 1898). Литургист Ф.Г. Спасский и искусствовед Е. Медведева считали, что праздник установлен был в 1164 году князем Андреем Боголюбским. Мотивом к этому послужило явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль 18 июня 1155 г.  и празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Богоматерь  на Боголюбской иконе изображена в рост с молитвенно воздетыми руками к поясному пятифигурному Деисусу на верхнем поле, который является одним из самых ранних в древнерусской иконописи.

в XII веке с постройкой Андреем Боголюбским храма Богородицы на Нерли, появился в Новгороде монастырь  Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь). В 1560 году в память о взятии Казани царь Иоанн Грозный воздвиг в Москве Покровский собор на Рву (известный храм Василия Блаженного). Интересно, что Покровские храмы часто воздвигались в честь побед .

Но архиепископ Сергий (Спасский) привел ряд возражений против отнесения первоначальной даты установления праздника к периоду деятельности святого Андрея Боголюбского. Версию архиепископа Сергия как раз и подтвердила находка иконы Покрова совершенно особой иконографии, происходящей из Восточной Галиции, которая хранится в собрании Национального Художественного музея Украины (доска хвойная, темпера. 79,5 х 47. И-14), которая датировалась до недавнего времени кон. ХІІ – нач. ХІІІ вв, а ныне, по результатам радиоуглеродного анализа доски галицкой иконы, ее возраст определяется как 2-й пол. ХІ века. Эта небольшая галицкая икона стоит как бы особняком среди традиционных и популярных композиций покровских сюжетов, не имея аналогий. На иконе присутствует образ Богоматери, держащей младенца, над которой ангелы поднимают покров.

Можно сказать, что Святой Покров Царицы Небесной для Украины Руси стал не признаком  внешней истории («экстраистории», по С. Кургиняну) с её фактологией  и хронологией, а соотнесся с тем  явлением, которое испанский философ и писатель Мигель де Унамуно (1864-1936)  в работе «Об кастицизме» («Об исконности») определяет как «интраистория» («осадок истории»), незаметная, каждодневная жизнь народа, события, сохраняющиеся в глубинных слоях Национальной Жизни (включающие в себя язык, науку, религию, искусство, народный менталитет, мироощущение личности), т.е. то экзистенциальное, «интимное», «глубинное и  молчаливое», которое объединяет людей не по формальным, но  по «органическим» (имманентным) основаниям. «… Интраистория – это, так сказать, фундаментальные процессы в ядре системы. В той народной сокровенности, которая прячет в себе резервные энергии, включаемые лишь в последних критических ситуациях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы — праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1 октября по юлианскому календарю (14 октября по новому стилю).

В основу праздника  положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.

Явление Богоматери

В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов), и Константинополю угрожала опасность.

В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту) в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).

Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности  о чудесном видении:

Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.

— Димитрий Ростовский. Жития святых (1 октября)

 

История установления праздника

Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован  от Константинопольской церкви, которая  впоследствии его оставила.

Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.

В 1164 году князь  одержал победу над врагами. Перечитывая  Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь  встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

Особенности богослужения

Богослужебные особенности во многом соответствуют  Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам Покров является великим, а  не двунадесятым праздником.

Народные  традиции

На Руси — первый по настоящему осенний праздник. С этого дня начались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

 


Информация о работе Иконопись Киевской Руси