Игра и культура. Место игры в жизни ребенка, подростка и взрослого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Несомненная связь игры и искусства послужила основанием для весьма достоверной теории искусства как игры (Кант, Шиллер и др.). Искусство не только возникло из игры, игровое начало активно присутствует во всех видах искусства на всем протяжении его исторического развития, проявляясь то с большей, то с меньшей силой. В искусстве как ни в какой другой деятельности дает о себе знать основная функция игры – служить средством «разрядки» жизненных напряжений (катарсис!). Специфика и сущность искусства состоит в том, что игровое начало подчинено эстетическим целям, художественным задачам искусства.

Содержание

1. Понятие игры.
2. Игра и культура.
3. Место игры в жизни ребенка.
4. Место игры в жизни подростка.
5. Место игры в жизни взрослого человека.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«Игровые технологии»

 

Тема: «Игра и культура.

             Место игры в жизни ребенка,  подростка и 

                       взрослого человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

1. Понятие игры.

2. Игра и культура.

3. Место игры в жизни  ребенка.

4. Место игры в жизни  подростка.

5. Место игры в жизни  взрослого человека.

6. Заключение.

7. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Понятие игры.

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения  игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л.С. Выготский "Раннее детство")?

П.П. Блонский полагает, что  игра есть только общее название для  самых разнообразных деятельностей  ребенка. Блонский, вероятно, доходит  в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно  и соответствующе сути дела и положительное  определение игры, которое выдвигается  при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т.д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций.

Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие  мнимой ситуации. Что такое мнимая ситуация? Это ситуация, в которой  имеет место расхождение мнимого поля и поля смыслового. Например, ребенок может "придумать", что папин ремень – это змея, а чайник – это паровоз. На лицо расхождение мнимого и реального: ремень – это не змея, но предполагается, что все именно так. Ведущее звено игры – это воображение, следовательно, по Выготскому игра тоже начинается лет с трех, когда ребенок начинает намеренно фантазировать.

Игра – вид непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Играют не просто с удовольствием, но ради удовольствия, доставляемом игрой. Игра не зависит от полезной непосредственной цели, она противоположна работе, труду, делу, и в этом смысле она «несерьезна». Сами же участники игры могут к ней относиться с полной серьезностью, например, к игре в шахматы. По своей сущности игра не эстетична, она не комична и не трагична, хотя может обладать определенным эстетическими качествами, например изяществом и красотой. Она не знает различения истины и лжи, добра и зла, в ней не заключено религиозной функции и правовых норм, хотя игровое начало присутствует в самых различных формах культуры, в том числе и в искусстве, религии, науке, праве и др.

Можно выделить несколько  основных формальных признаков игры. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Игра по принуждению уже не игра, а имитация, воспроизведение игры, вызывающее скуку или активное неудовольствие. Особый случай – игра профессионалов (например, футболистов). Они относятся к своей игре как к работе, иногда как к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств. Не существует физической необходимости играть или моральной обязанности, по крайней мере у взрослого человека, который может обойтись и без игры. Человек играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться.

Внутри игрового времени  и пространства царит собственный  и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера. Порядок выражается в том, что у каждой игры свои правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению. Правила могут быть изменены, но они должны быть. Играть надо «честно», по правилам.

 

Игра и культура.

«Человеческая культура возникает

и развертывается в игре, как игра».

Хёйзинг Й.

Культура – одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в практическом и научном обиходе. Этимологически слово «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письменах Древнего Рима, где значение латинского слова cultura было агрономическим: «искусственно выращенные злаки». Латинское cultio – возделывание, обработка, как и слово «культ», возникла из одного и того же источника. Под культурой в Древней Греции и Древнем Риме понималось прежде всего личностное качество, обретаемое в процессе воспитания как органический сплав гражданственности и образованности, как результат «обработки» души и тела.

Игра – один из первичных  форм человеческой активности, важнейший  элемент онто- и филогенеза. Игра – весьма древний и важный элемент человеческой культуры,  это не просто ее отдельная сфера, а одно из значимых свойств.

Многие европейские  философы и культурологи усматривают  источник культуры и способности  человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.

Вне культурного контекста  понять сущность игры возможно, ибо  только в игре человек реализует  себя как существо, творящее культуру. Хёйзинг выделяет ряд признаков, которые характеризуют игру таковую. И первым среди них он называет то, что игра суть, свободная деятельность. Игры по приказу в принципе быть не может. Вторым характерным признаком игры он считает то, что «игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая». Игра суть вымысел. Третьим характерным признаком игры является то, что она обособляется от «обыденной» жизни и развертывается в определенных временных и пространственных рамках. Игра заканчивается – и все возвращается в реальный мир. Четверым признаком игры философ считает то, что внутри игрового пространства всегда существует определенный порядок, действуют правила и установления, о которых играющие условились заранее.

В целом игра – не имеющая  практической цели занятие и служащее для развлечения или забавы, а  также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, на музыкальных инструментах). Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Таким образом, понимание  как сущности культуры включает в  себя момент зрелища – это игра и видимость у Шиллера, условный хронотип и Хёйзинги, связь игры и представления у Гадамера. Все признаки, характерные для игры, да и сама формулировка понимания игры соответствует признакам, по которым можно охарактеризовать и театрализованное зрелище. Однако понятие культуры выходит за пределы игры как культ духовности, и это отражается в структуре театрализованного массового зрелища.

 

   Место игры в жизни ребенка.

Игра занимает важное место в жизни человека, выполняя необходимые и полезные функции. Какую потребность удовлетворяет игра? На этот вопрос даются различные ответы: потребность выхода избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и развлечениях; предварительная тренировка перед серьезными делами в будущей жизни; упражнение в самообладании; врожденная потребность в двигательной активности, в стремлении что-то совершить, что-то уметь; стремление к главенству или соперничеству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной односторонней деятельности или невыполнимых в реальности желаний.

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с младенческого  возраста. В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка, но также занимают важное место  в воспитании и обучении школьников всех возрастов. Эти игры, по своему происхождению, природе и по содержанию не носят социальный, национальный, народный характер. Они не передаются из поколения в поколение, а носят врожденный характер и напоминают игры животных. В этих играх реализуется потребность в двигательной активности и ориентировочной деятельности.

В дошкольный период появляются сюжетные игры, начальной формой которых выступают ролевые игры детей. Здесь избыточная активность детского возраста проявляет себя через принятия на себя (с помощью такой формы фантазии, как эмпатия, вживание) активных ролей не только взрослого человека, но и животного, машины и др. Игрушкам при этом отводится пассивная роль.

Подвижные игры детей младшего дошкольного  возраста имеют свои правила («салочки», «прятки»), а некоторые и сюжет («гуси-лебеди», «сыщики-разбойники» и др.). С 4–5 лет подвижные игры детей начинают приобретать спортивный характер: дети соревнуются в беге, прыжках, броске и т.п.

Ролевым играм присущ двойственный символический характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого. Ребенок, хотя и относится к своей роли вполне серьезно, в то же время одновременно и верит, что он шофер, и не верит, понимая, что это не «взаправду», а «понарошку».

Ролевые игры связаны  не только с отдыхом и тренировкой. Они способны воссоздавать конфликтные  отношения взрослых, решение которых  в практической сфере или затруднено или невозможно. Игра выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Если в дошкольном возрасте игра охватывает почти все  поведение ребенка, то в школьном возрасте игра и труд (учеба), разъединяясь, образуют два основных русла, по которым течет деятельность школьника. В переходном возрасте труд выдвигается на первый план, отводя игре подчиненное и второстепенное место.

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже  тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Игра - это способ ребенка  справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может  подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль. Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они "не доиграли", рано стали взрослыми. Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

Информация о работе Игра и культура. Место игры в жизни ребенка, подростка и взрослого человека