Знакомство с живописью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Анализ литературы и практики позволили нам сформировать общую гипотезу исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
наличие системы по формированию навыков художественного письма.
развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.
работа по развитию зрительной памяти, воображения, фантазии учащихся.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

1.3 Русские художники пейзажисты

Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи

2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи

2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года

2.3 Разработка урока по теме "пейзажная живопись"

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсача.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

 

В историю русской пейзажной  живописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшим величие и богатство  русской природы, могучий покой  русских лесов. Имя и картины  Шишкина чрезвычайно популярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность  поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного  языка. В основе всех графических  и живописных произведений лежит, крепкий  и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Шишкин очень много  рисовал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в  пределе деталей. Излюбленный мотив  Шишкина - мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображении  леса. Лесные сюжеты разработаны в  творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлинным шедевром среди лесных пейзажей являются "Сосны, освещенные солнцем". Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно  наполненной солнечным светом. Глядя  на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запах  хвои, летнее тепло и свежесть еще  не опаленного зноем молодого соснового  леса. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.

 

Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор  Александрович Васильев. "Чудо-мальчиком" называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство. Творчество Васильева отмечает романтическое  восприятие жизни природы.

 

Несколько особое место в  пейзаже второй половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных  выставках. "Забытая деревня", "Чумацкий тракт"; показывают заброшенные  уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический  пейзаж, так можно определить его  творчество). Куинджи показал чистую и современную природу, какая  она бывает без вмешательства  людей. Как прекрасен этот бесконечно длящийся летний день! Невмешательство  в этот мир - единственный подарок, какой  человек может сделать природе. В своих работах художник, прежде всего, стремился передать освещение, контрасты света и тени.

 

И.И. Левитан и его значение в русском пейзажной живописи.

 

Продолжателем лирического  направления в русской пейзажной  живописи конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он заканчивает своим творчеством  искания пейзажистов-передвижников. Уже первое его произведение "Осенний  день. Сокольники" было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер камерного  лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. В начале 90-х годов, когда Левитан  работал над картиной "Владимирка", судьба заключённых в царских  тюрьмах и сосланных на каторгу  борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых  писателей и художников. Почти  одновременно с Левитаном над  ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В. Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступало  столь определённо. Никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях  до столь широкого идейного обобщения  создаваемого им образа пейзажа.

 

Осенью 1898 года Левитан был  приглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился. Преподавание пейзажной  живописи в училище он считал особенно важным. В Петербурге в Академии художеств среди профессоров  возникло сомнение, нужно ли учить  пейзажу. Левитан был против этого  мнения. "Я пошёл, говорил он своим  ученикам потому, что чувствую, что  учить пейзажу можно и должно". Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан  продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских  пейзажистов, усилиями, которых был  создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана более  тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная  сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитана пробуждают в душе зрителя ту "безграничную любовь к своей родной земле", которою художник пронёс через всю  жизнь.

 

 

Глава 2. Методические рекомендации проведения занятий пейзажной живописи

 

2.1 Различная техника выполнения  пейзажной живописи

 

Техника рисования прозрачными  красками Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если вы работаете  с прозрачными слоями разных тонов  краски, то возникает так называемое "оптическое смешение красок". Техника  рисования по мокрому грунту краски наносят либо на предварительно смоченную  бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники "мокрым по мокрому" возникает  эффект, типичный для акварельной  живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое "увядание" красок содержит в себе чрезвычайно  привлекательные возможности изображения. Техника затеков при использовании  этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.

 

Техника гранулирования.

 

Такая техника рисования  осуществляется на грубой бумаге с  помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими  мазками кисти, и должна также  использоваться на сухой основе. Она  должна покрывать лишь выступающие  места бумаги, а углубленные участки  остаются белыми. В результате возникает  структурированная поверхность  рисунка.

 

Негативная прозрачная краска.

 

Это понятие подразумевает  оставленные на картине части  белой поверхности бумаги, таким  образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой  бывает кроющая краска, в виде акварельной  она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных  мест на бумаге. Техника размывки возможно при наличии уже нанесенных более  толстых, чем обычно, еще слегка сырых  или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются  световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме  того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка

 

2.2 Технология изображения  пейзажа в зависимости от времени  года

 

Каждое время года обладает в природе своей собственной  игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной  и прохладной, в жаркие летние дни  покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый  цвет, летние поля зерновых погружены  в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми  и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться  вполне обдуманно.

 

Весна.

 

Сделанный с натуры карандашный  набросок дает представление о характере  ландшафта, деревьях на противоположном  берегу озера и слегка структурированном  переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и  канвой для разбивки вашей картины  на части. Он служит проектом во время  работы. Если вы пишете акварелью, используя  технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске вам бы только помешала. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем вы предполагали. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.

 

1. После того как намечена  карандашом линия горизонта, которая  располагается примерно на уровне  нижней трети листа бумаги, нужно  приготовить краски для вашей  картины. Используйте небесную  лазурь, индийскую желтую и прочный  красный вулкан 3. Зеленые тона  образуются прямо на бумаге  в результате смешивания голубого  и желтого тонов; более теплый  желтый оттенок вы получите, добавив  немного красной краски, коричневый  цвет можно получить, смешав на  палитре или в коробке с  красками голубую с небольшим  количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается  не чистой водой, а водой  с растворенной в ней небесной  лазурью. Для этого налейте  в плоскую посуду немного воды  и добавляйте краску до тех  пор, пока голубой цвет не  приобретет нужную интенсивность.  Краску готовьте в достаточном  количестве, так как дополнительное  смешивание краски с водой  очень сложное занятие, причем  едва ли удастся избежать легкого  отличия цвета. Разбавленную небесную  лазурь с максимальной равномерностью  нанесите горизонтальными мазками  на бумагу кистью из волоса  крупного рогатого скота. Начинайте  с верхней части неба. При этом  кисть постоянно обмакивайте  в раствор краски и не промывайте  в чистой воде. Только таким  способом вам удастся равномерно  нанести краску. Над линией горизонта  вы должны работать максимально  возможной точностью и закончить  прямым штрихом. Теперь ваша  бумага смочена в области неба. Круглой кистью размера 7 или  9 возьмите слегка разведенную  индийскую желтую и формообразующие  мазками (см. приведенное рядом  пояснение) нарисуйте деревья.  Желтый цвет частично смешается  с голубым цветом неба, и в  результате получится желто-зеленый.  В некоторых местах вы должны  использовать теплый желто-оранжевый  цвет (смешивается из желтого  с небольшим количеством красного). Тонкой кистью проведите по  линии горизонта узкую полосу  коричневого цвета (смешивается  из голубого, красного и небольшого  количества желтого).

 

2. Теперь вы приступаете  к отделке картины. В легких  коричневых тонах тонкой кистью  нарисуйте нежные стволы и  сучья деревьев. В некоторых местах  выше линии горизонта вы должны  добавить более интенсивные коричневый  и голубой тона. Разбавленной  прозрачной краской оранжевого  цвета (желтый и красный) пройдитесь  местами в верхней части поверхности  воды. В местах диагональных мазков  оранжевый цвет слегка усиливается  и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно нанесите  его несколькими вертикальными  мазками на траву на переднем  плане.

 

3. Посмотрите на свою  картину с некоторого расстояния  и, если необходимо, подчеркните  другие нюансы. В принципе, при  использовании техники рисования  по мокрому грунту вы должны  отказаться от детальной отделки картины, чтобы могла полностью проявиться красота этой техники.

 

4. В конце тонкой кистью  осуществляется отделка деталей,  которая при использовании техники  рисования по мокрому грунту  не должна быть слишком подробной

 

Летняя пашня.

 

1. Наметьте карандашом  глубоко расположенную линию  горизонта, работу красками начните  с неба. Используйте небесную  лазурь и синий ультрамарин.  Основательно смочите бумагу  чистой водой до линии горизонта  с помощью плоской кисти. При  этом вотрите воду вертикальными  и горизонтальными движениями  кисти и дайте впитаться влаге.  Круглой кистью № 7 или №  9 нарисуйте диагональными мазками  светлой небесной лазурью верхнюю  часть неба, краска должна все  больше светлеть к нижнему  краю неба. Оставьте несколько  незакрашенных участков. Короткими,  быстрыми вертикальными мазками  разной длины нанесите на нижний  край неба сильно концентрированный  синий ультрамарин и слегка  приподнимите эту сторону листа  бумаги вверх, чтобы краска  поплыла в нужном направлении.

 

2. Подождите некоторое  время и дайте небу слегка  подсохнуть до так называемой  акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше  нет лужиц краски, краска впиталась  в бумагу, но бумага все еще  обладает хорошей влажностью. На  этой стадии, легко распознаваемой  при некоторой тренировке, получаются  самые выразительные соединения  красок. Усильте частично до высокой  концентрации нарисованные синим  ультрамарином участки и нанесите  формообразующими мазками несколько  желтых пятен с помощью индийской  желтой. В результате синий ультрамарин  будет частично вытеснен и  возникнут интересные сочетания.  Теперь начните оформление переднего  плана. Пока краски неба остаются  слегка сырыми, возьмите кистью  интенсивную индийскую желтую  и нарисуйте пашню диагональными  мазками в направлении, противоположном  линии неба. Передний план предварительно  не смачивайте. Оставьте несколько  белых пятен и усильте желтый  цвет в левом нижнем углу  и в некоторых местах на  горизонте, оставшихся светлыми  на наброске. Так как небо еще  не высохло, синий ультрамарин  частично смешается с желтой  краской и возникнут светлые  зеленые пятна ультрамарином.

 

3. Далее следует детальная  отделка картины. Чистой водой  и тонкой кистью размойте несколькими  мазками образовавшуюся зелено-желтую  область и создайте этим впечатление  лежащих далеко у горизонта  полей. Затем высушите картину.

 

4. Используя интенсивную  оранжевую краску (прочный красный  вулкан и желтая) и легкий синий  ультрамарин, сделайте несколько  тонких мазков кистью и усильте  этим характерные контуры переднего плана. Несколько ярких брызг оранжевой краски придают переднему плану дополнительную структуру. Для этого возьмите на кисть насыщенную краску, крепко зажмите в руке конец ручки и быстрыми короткими постукиваниями указательного пальца по гильзе кисти стряхните капли краски. Располагайте капли краски не слишком равномерно. После того как вы посмотрите на картину с некоторого расстояния, внесите, если необходимо, поправки.

 

5. В заключение кистью  размываются некоторые участки  картины; передний план структурируется  тонкими линиями и несколькими  брызгами краски.

 

Осенняя долина.

 

Как и прежде, набросок служит формообразующей основой художественного  изображения. Здесь горизонт выглядит не прямой линией, он выполнен прогнутыми, частично ломаными штрихами, подчеркивающими  естественное состояние зелени. Обратите внимание на наклон стволов деревьев и на покоробленные непогодой, местами  обломанные ветви. Вы должны доработать карандашный набросок, чтобы затем  иметь возможность выразительнее  изобразить форму деревьев кистью.

 

1. Снова начинайте картину  с неба и смочите основу  до горизонта энергичными диагональными  мазками синего ультрамарина. Теперь  вы должны работать непрерывно  и изобразить кроны деревьев  округлыми движениями кисти, использовав  индийскую желтую. Краски соединяются  с синевой основы, образуя новые  смешанные оттенки, и мягко  растекаются. На некоторых участках, где краски должны казаться  светлее, нанесите кистью немного  чистой воды. В результате снимается  немного краски и после высыхания  появляются более темные структурированные  края краски.

 

2. Подождите немного, пока  картина не станет почти сухой,  а затем размойте тонкой кистью  более светлые стволы деревьев. Для этого обмакните кисть  в чистую воду, растворите краску  мазком кисти, а затем снимите  ее предварительно промытой и  высушенной кистью. Передний план  создается на сухой бумаге, и  только там, где примыкают друг  к другу отдельные цветовые  пятна, они смешиваются и переплетаются.  В левой части картины наложены  пятна интенсивных цветов с  многочисленными включениями белых  участков, в то время как справа  господствуют спокойные светлые  тона. Интенсивно наложите синий  ультрамарин, а красный и желтый  цвета слегка разбавьте водой.  На полученную оранжевую поверхность  снова нанесите немного чистой  воды. Темный коричневый цвет  на переднем плане и на некоторых  участках горизонта образуется  от смешивания использованных  основных красок.

Информация о работе Знакомство с живописью