Западноевропейская культура эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Западноевропейская культура эпохи Просвещения.docx

— 237.85 Кб (Скачать файл)

В конце 20-х годов сюрреализм перетерпел кризис. Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и историческо-

го материализма. Однако, из этого кризиса сюрреализм вышел, и именно благодаря тому, что он перестал осмыслять себя, как чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов, как бельгийский

художник Рене Магритт и Сальвадор Дали. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не может идти речь, их про-

изведения имеют четко выраженную композицию. Основная худо-

жественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это

проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ

между ними.

Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой половины XX века, в нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины XX века.

4. Особенности западной  культуры во второй половине 20 столетия.

В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принято называть «постмодернизмом». Он определяет характер западной культуры во второй половине ХХ века.

Этот термин начал широко применяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».

Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен на развалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути.

Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие.

В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства.

Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства.

Заключение

ХХ век показал человечеству, что культура охватывает не только сферу духовного, но и сферу материального начала. Век машин и технического прогресса стал веком меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Современное общество породило упрощенное понимание, таких ценностей как любовь, равенство, свобода, и потому процессы происходящие в современной культуре столь разносторонни.

Несмотря ни на что ХХ век дал обществу множество талантливых писателей, художников, поэтов, актеров и т.д.

ХХ столетие подарило культуре новые стили и направления. Одним из наиболее ярких и многообразных явился модерн. Данный стиль породил большое количество течений и привлек огромное число последователей.

В свою очередь постмодернизм, возникший в конце 60-х годов ХХ явился апофеозом культурного настроения и философской оценки последних тенденций в развитии культуры.

В целом западной культуре ХХ века присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина во всем своем многообразии.

 

 

 

«В ХХ веке все в разладе со всем», - сказала некогда американская писательница Г.Стайн и с этим трудно не согласиться. Современный человек действительно находится в разладе с самим собой, с другим человеком, природой, обществом; государство враждует с государством, идеология с идеологией, одна культурная теория – с другой.

Ключевую особенность культуры ХХ века можно определить как прощание с эпохой Нового времени и присущей ей иерархией ценностей: модерн уступает место постмодернизму; возникают новые формы философского и художественного выражения, новый язык, новое отношение к действительности.

Постмодернизм по-своему проинтерпретировал новоевропейский принцип естественного права настоящего перед прошлым. Этому способствовало в немалой степени пародийно-негативное отношение постмодерна к прошлому. Разорвав связь времен, постмодернизм превратил настоящее в точку проживания и переживания «здесь» и «сейчас», не связанную причинно-следственными отношениями с прошлым. Новое было абсолютизировано. Начинается погоня за новизной во всех сферах культурной деятельности.

Сложившаяся ситуация действительно необычна, ибо само слово «модерн» по определению означает «новый», «современный». Вытесняемый новой культурной ситуацией, модерн оказывается в прошлом, стареет, перестает быть «современным», что явно идет вразрез со стратегическим направлением развития этой культурной теории.

Отрицание тра­диций модернизма обрело риторически-художественное значение, что и привело к возникновению нового периода художественного развития — постмодернизма.

Возникновение постмодернизма и его развитие

Постмодернизм (postmodernism — после модернизма) — культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.

Постмодернизм появился не вдруг, из ничего, как бы по мановению волшебной палочки. Уже в ряде явлений искусства конца 50-х и особенно 60-х годов наметился отход от отдельных положений модернистской эстети­ки. Контркультура леворадикального и особенно моло­дежного движения второй половины 60-х годов постави­ла под сомнение идейно-художественные ценности модер­низма.

Постмодернизм явился художественной реакцией на контркультуру. Восприняв ее уроки, он во многом углубил, усилил, перевел с эмоционального на концептуальный уровень контркультуристскую критику модернизма, опираясь на взгляды профессионально непод­готовленного потребителя, «простого человека с улицы».

Искусство наиболее сейсмо-чувствительно к социальной стабильности общества — и в начале 80-х гг. XX в., когда всем казалось, что окружа­ющий мир незыблем, в искусстве начал складываться но­вый период авангардизма — постмодернизм. И оказалось, что действительно мир стал меняться — вскоре рухнет Берлинская стена, разрушится СССР, пройдут малые и боль­шие войны (в Афганистане, Карабахе, Молдавии, Чечне, Югославии, Кашмире), НАТО начнет вытеснять с полити­ческой арены ООН...

В период постмодернизма деструкция охватывает все аспекты культуры. Постмодернизм как художественная эпоха несет художественную идею, утверждающую, что человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком. Все направления этого периода прониза­ны ею, проявляя и преломляя ее через свои концепции мира и личности: поп-арт: де­мократ-приобретатель в обществе «массового потребле­ния»; сонористика: игра тембров, выражающая «я» авто­ра; алеаторика: человек — игрок в мире случайных си­туаций; музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»; гиперреализм: обезли­ченная живая система в жестоком и грубом мире; фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире; хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий; саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»; соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности; концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности

Таким образом, постмодернизм является художественным периодом, объединя­ющим ряд нереалистических художественных направле­ний конца XX столетия. Постмодернизм — результат отрицания отрицания: модернизм отрицал академическое и классическое традиционное искусство; однако к концу века сам модернизм стал традиционен.

В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, и несколько плит навалены друг на друга — как бы «археологические раскопки».

Именно таким образом в архитектуре отразилось недовольство безликой рациональностью и тяга к истории, к традиции. Хотя архитекторы постмодернизма позволяли себе пародировать формы прошлого, и это редко выглядело удачно, чаще - эклектично, и порой вовсе безвкусно.

Английский архитектор Чарлз Дженкс в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма» пишет: «Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории» [1].

В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

"Мне довелось  повидать эту выставку, – пишет  А. В. Гулыга, – и впечатление от  нее осталось удручающее —  как будто побывал на кладбище: искусство умерло. Здесь тоже  говорили о «постмодерне», но  демонстрировались лишь различные  вариации модернизма, который привел  искусство к самоистреблению"[2].

Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

В культуре нашего века стали терять силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения. И художники, и критики озабочены провалами в коммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств. Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Тем самым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции у зрителя.

Основные черты и особенности постмодернизма

Философия постмодерна прояснила те базовые понятия и те установки и ори­ентации, которые стали основополагающими в интеллек­туальной деятельности, характерными для стиля мыш­ления эпохи. Это: во-первых, отказ от истины, а, следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след»; во-вторых, неприятие категории «сущность», ориенти­рующей исследователя на поиск глубин, корней яв­лений приводит к появлению понятия «поверхность» (резома); в-третьих, в дискурсе модерна имели большое значе­ние понятия «метафизика» и «трансцендентичное». Постмодерн противопоставляет «метафизике» «иро­нию», а «трансцендентному» - «имманентное»; в-пятых, если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел к «неопределенности»; в-шестых, на смену терминам «жанр», «граница текста» приходят «текст» или «интертекст», что дает мыс­лителю свободу творить, пренебрегая требования­ми традиции; и, наконец, постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Информация о работе Западноевропейская культура эпохи просвещения