Жизнь и творчество Мухиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Можно спорить о степени художественной талантливости Мухиной, но нельзя отрицать, что она стала настоящей «музой» целой эпохи.
Целью этого реферата будет поведать о жизни и творчестве одного из талантливейших художников нашей страны. Будет рассмотрены периоды жизни и наиболее известные произведения скульптора Мухиной.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
Глава 1…………………………………………………………….……3
1.1. Детство………………………………………………………………3
1.2. Начало ученичества………………………………………………3
1.3. Продолжение обучения заграницей……………………………..5
Глава 2………………………………………………………………….8
2.1. Работа в госпитале…………………………………………………8
2.2. Начало активной творческой деятельности…………………..11
Глава 3………………………………………………………………….14
3.1. Годы боли, расставаний и потерь……………………………….14
3.2. Общество Русских Скульпторов…………………………...……16
3.3. Преподавание………………………………………………………22
3.4. Художник и градостроительство. ……………………………….24
Глава 4…………………………………………………….……………25
4.1. «Рабочий и колхозница»………………………………………….25
4.2. Предвоенные годы…………………………………………………29
4.3. Война………………………………………………………….……..31
Глава 5. ………………………………………………………………….34
5.1. Последние работы…………………………………………..……..34
5.2. Последние дни……………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………...39
Библиографический список…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и творчество скульптора Веры Мухина.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Особняком среди этих портретов  стоит «Колхозница Матрена Левина». В нем тоже есть еще наносное, «привлеченное»; недаром, так часто  вспоминалась при взгляде на улыбку Матрены улыбка Джоконды, и все же это уже не столько прямое влияние, сколько тень его. Она очень привлекательна, эта молодая колхозница, хотя и не той ясно-победной красотой, как Александра Замкова. Есть в ней какая-то неуловимая гордость.

Колхозница  Матрена Левина. 1928 г.

В портрете Всеволода  в полудетском лице (ему в это  время исполнилось четырнадцать лет) целая гамма сложных, подчас противоречивых чувств. Не по-мальчишески грустный взгляд свидетельствует о том, что ему уже пришлось пережить многое - были болезни, разлуки с отцом и матерью, беспокойство о них. Во всем облике мальчика ощутима душевная неуравновешенность и беззащитность.

Портрет сына. 1934 г.

Почти как сына любит  Вера Игнатьевна и Сергея Замкова. У нее на глазах он стал взрослым человеком, живет в семье с гражданской войны, он не только брат, но и воспитанник Алексея Андреевича.

Строитель (портрет Сергея Андреевича Замкова). 1934 г.

Сохраняя портретное сходство, в образе Сергея Замкова  Мухина создает обобщенный образ  молодого поколения Советской страны. «Строитель» - дает она второе название портрету, вкладывая в это слово  широкое понятие «творца-строителя нашей жизни, в какой бы сфере он ни работал».

Алексей Андреевич  Замков. 1934 г.

В портрете воспроизведено все: и красивое и некрасивое, но глаз невольно останавливается на том, что рассказывает о нравственной сущности Замкова: на высоком открытом лбе, крутом волевом подбородке, остром напряженном взгляде.

Она стремилась к тому, чтобы портрет, оставаясь портретом, в то же время становился обобщенным образом. Образом, вбирающим в себя характерные черты истории Страны Советов.

 

3.3. Преподавание

В 1926-1927 годах она ведет классы по лепке в Кустарно-художественном техникуме; в 1927-1930 годы- преподает во Вхутеине. Вера Игнатьевна не читала лекций, предпочитала преподавать на живой натуре.

В.И. Мухина среди  студентов-второкурсников Вхутеина

Она помнила наставления  Бурделя об «архитектуре объемов» и  «полноте формы». Теперь передавала эти  знания ученикам.

В 1930 году Вера Игнатьевна расстанется с преподаванием. Скульптор Н.Г. Зеленская, учившаяся во Вхутеине, рассказывала, какую притягательную силу заключал класс Веры Игнатьевны, несмотря на то, что учиться у нее было трудно: Мухина никогда не помогала лепить, не прикладывала рук к ученическим работам, не пыталась облегчить получение диплома.

Вскоре Мухиной пришлось уехать в Воронеж. Отъезд этот был связан с работой Алексея Андреевича. Работая в Институте экспериментальной биологии над проблемами омоложения и борьбы со старостью. Замков нашел препарат, повышающий жизненный тонус. Провез серию опытов на животных, пробовал на себе. Потом рискнул сделать инъекцию безнадежно больной старухе. Один укол, второй, третий, результат оказался благоприятным.

Ему не верили. В институте началось брожение, которое Вера Игнатьевна объясняла «людской завистью».

Возвратились в Москву через два года , вскоре был создан научно-исследовательский институт, главой которого стал Алексей Андреевич. Поселились на втором этаже бывшего особняка издателя Ликсперова у Красных ворот.

Радовало то, что теперь мастерская была вместе с квартирой. В этой мастерской Мухина опять вернулась к работе. Исполнила портреты Всеволода, Алексея Андреевича, его брата Сергея.

3.4. Художник и градостроительство.

Эта проблема волновала  Мухину еще в годы монументальной пропаганды. Работая над проектами  памятников, всегда старалась прикинуть, где данный памятник может стоять.

 «Четыре искусства»

В обществе «Четыре искусства», в котором тоже состояла Вера Игнатьевна, о градостроительстве помнили и говорили постоянно. В него входили живописцы, скульпторы, графики и архитекторы. Их объединяло стремление «внедрить пластические искусства в жизнь, дать им возможность участвовать в строительстве, облагородить быт народов, доставить им радость эстетического восприятия окружающего»14.

23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление о перестройке литературно-художественных организаций.

Был создан единый Союз художников. Скульпторов звали принять участие  в оформлении городских ансамблей - площадей, улиц, общественных зданий. Объявили конкурсы на составление Генерального плана реконструкции Москвы, на проектирование Дворца Советов, задуманного как самая красивая постройка столицы. Повсеместно росли дворцы культуры, стадионы, театры, школы, начиналась работа по созданию метрополитена. На глазах у Веры Игнатьевны строилась новая Москва.         

 Несмотря  на стабильную востребованность, Мухина далеко не всегда имела  возможность реализовать свои  монументально-градостроительные замыслы. В эскизах остались "Фонтан национальностей" (1933), проекты скульптур для гостиницы "Москва" ("Плодородие", 1934) и для Москворецкого моста ("Хлеб", "Море", "Земля", "Социалистическое строительство", "Гимн Интернационала", 1938-39), памятников защитникам Севастополя (1944) и Ленину (1950).

 

Глава 4.

4.1. «Рабочий и колхозница»

Создание проекта

1937 год принес Мухиной всемирную славу. Огромная, пожирающая все силы работа заполнила его целиком. В 1937 году Советский Союз принимал участие в Международной выставке в Париже. Выставка должна была стать грандиозной - ей было отведено сто гектаров по обеим берегам Сены, от дворца Трокадеро до Высшей военной школы. В Советском Союзе к ней готовились еще с осени 1935-го; архитекторы, оспаривавшие друг у друга право постройки павильона, ездили в Париж, изучали предназначенное для него место.

В этом соревновании победителем  оказался Борис Михайлович Иофан.  

Б.М. Иофан.  Проект павильона СССР на парижской Всемирной выставке 1937 г.

К скульптурному конкурсу было привлечено четыре человека: Вячеслав Андреев, Матвей Манизер, Иван Шадр и Вера Мухина.

Конкурс, в котором  участвовали четверо известных  мастеров, на лучший проект памятника  выиграла наша героиня.

Проект В.И. Мухиной

«Сумела подхватить идею»15, - говорил о Мухиной Иофан. Сама же Мухина считала, что выправила недовершенную идею архитектора. Во всяком случае, эти два не похожие человека создали такое произведение искусства (на Парижской выставке павильон и венчающая его скульптура воспринимались как единое целое), о котором заговорил весь мир.

Создали вдвоем, потому что  Мухина не только не отрицала роль Иофана в создании «Рабочего и колхозницы», но даже настаивала на этом.

И здесь Мухина корректирует проект Иофана, расчленяет неделимый, предложенный им объем. Он рисовал две почти сросшиеся фигуры, которые должны были смотреться как единое целое. Ее рабочий и колхозница идут рядом, шаг в шаг, руки их вознесены единым движением, но это две отдельные фигуры.

Мухина долго работала над передачей движения группы.

Вот бегущая обнаженная фигура, в руках у нее что-то вроде олимпийского факела. Потом  рядом с ней появляется другая, движение замедляется, становится спокойнее. Третий вариант - мужчина и женщина  держатся за руки: и сами они и  поднятые ими серп и молот торжественно-спокойны. Наконец художница остановилась на движении-порыве, усиленном ритмичным и четким жестом.

«Жест в монументальной скульптуре, - писала она, - должен нести в себе громадное внутреннее содержание»16. Вперед и вверх - так символически воспринималось развитие молодого Советского государства.

Ее герои сильны, энергичны, красивы. У них правильные черты  лица, классические пропорции тела. Мухина убеждена: строящий новый мир  человек - прекрасен. И задача ее - рассказать об этом людям: «Монументальное искусство не может быть прозаическим, обыденным, это искусство больших, высоких, героических чувств и большого образа»16

Рабочая модель скульптуры

Сперва мужская фигура была вылеплена ею обнаженной - могучий  античный бог шагал рядом с  современной женщиной. Потом - по указанию жюри конкурса - она одела его, и  группа выиграла: был устранен разрыв в форме подачи образов, появилось ощущение современности. Летящий за фигурами шарф завершает композицию. Развевающийся в воздухе, то прилегающий к стремительно шагающим фигурам, то несущийся за ними, он создает впечатление легкости скульптуры. Глядя на него, невольно веришь, что да, действительно им играет вольный ветер.

Работа на заводе

Работали, как принято  было при социализме, авралом, штурмовщиной, без выходных, в рекордно короткие сроки. Когда сварщики падали с ног, Мухина и её две помощницы сами принимались варить.

Завершающий этап работы - сборку скульптуры - производили во дворе завода. К железному каркасу были подведены леса, придвинут тридцатиметровый подъемный кран.

Наконец, скульптуру собрали. И сразу же стали разбирать. В  Париж пошло 28 вагонов «Рабочего  и колхозницы», композицию разрезали на 65 кусков.

Выставка в Париже

Корреспонденты и фоторепортеры  буквально осаждали Советский павильон - их волновала не только скульптура, но и ее исполнение.

Наконец, над «Рабочим и колхозницей» взвились серп и молот. Фотографы «Юманите» сумели снять их так, что они казались выше Эйфелевой башни. Газету расхватывали - снимок произвел необычайный эффект.

«Рабочий и колхозница»  на Советском павильоне захватили воображение парижан. Перед ними был зримый образ нового общества, поэтически выраженная идея солидарности трудящихся.

Венчая павильон, огромные, почти двадцатипятиметровые фигуры казались органически вырастающими из здания, образовывали блистательный синтез скульптуры с архитектурой. Движение рук рабочего и колхозницы, развевающийся за ними по воздуху шарф полностью соответствовали протяженности павильона. Более того, скульптурная группа формировала идею движения и в архитектуре. Своей напряженной динамикой она как бы вела за собой корабль-павильон.

Не удивительно, что  имя художницы не сходило со страниц  газет и журналов. Луи Арагон поблагодарил Мухину от лица друзей Советского Союза. Иностранные рабочие, проходя мимо скульптуры, салютовали ей. В магазинах появились сувениры с ее репродукцией - платки, чернильницы, пудреницы.

На обратном пути из Парижа композиция была повреждена, и в Москве изготовили новый экземпляр, который установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Место было торжественное, парадное - ВСХВ строилась как самый представительный ансамбль 1939 года, над оформлением ее работало около двухсот скульпторов. Встречавшие посетителей «Рабочий и колхозница» оказывались камертоном, создававшим настроение.

4.2. Предвоенные годы

Закрытие института  Замкова

В конце 1938 года в медицинских кругах снова поднялась волна недоверия к методам Замкова, и он болезненно переживал обвинения в «фельдшеризме».

Он уже знал, что институт закроют, но до последнего дня старался не верить этому. Каждый день аккуратно начинал прием, каждому пациенту назначал срок следующей процедуры.

Через два дня после  закрытия института (за эти дни перевез  домой архив) Алексей Андреевич  заболел - у него был тяжелый инфаркт. Долгое время было неясно, что пересилит - жизнь или смерть, и Вера Игнатьевна не отходила от его постели. Она горячо любила мужа, верила в его правоту, вместе с ним переживала падение института.

 

Работа над памятником Горькому

Как только жизни Алексея  Андреевича перестала угрожать опасность, Вера Игнатьевна снова принялась  за работу: приняла участие в конкурсе на памятник Горькому. (Кроме нее в конкурсе участвовали Шадр, Матвеев, Домогацкий, Королев, Грубе, Николадзе, Блинова, Меркуров, Манизер. Предполагалось установить три памятника Горькому - в Москве, в г. Горьком и в Ленинграде.)

«Одним из основных качеств, определяющих значение писателя, кроме таланта, является степень его гражданственности, - писала Мухина. - Ею в высшей степени обладал Горький: он не был созерцателем жизни! Страстная, боевая активность отношения к ней - один из основополагающих элементов горьковского миропонимания»17.

Эту идею она и старалась  выразить в фигуре писателя - постоянную готовность бороться за доброе, взыскующую совесть, не позволяющую мириться со злом и лицемерием. Внимательные, грустные и чуть усталые глаза словно освещают лицо, в их свете даже морщины кажутся красивыми.

На конкурсе работа Веры Игнатьевны была высоко оценена.

А.М. Горький. Фрагмент. 1938-1939 гг.

Для г. Горького был утвержден проект Мухиной. Для Москвы - второй проект Шадра: старый мудрый человек, шагающий вперед, опираясь на палку.

 

 

4.3. Война

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», - плыла над Москвой грозовая мелодия, и в такт ее ритму по улицам безостановочно шли отряды. Сначала - красноармейцы. Потом - ополченцы.

Сперва жили в Москве. Потом ежедневные бомбежки вынудили переехать на дачу. Алексей Андреевич приезжал только ночевать. Впрочем, дом всегда был полон - Замков и Мухина никому не отказывали в приюте.

Портреты балерин

Вера Игнатьевна лепила портреты балерин: Марины Семеновой  и Галины Улановой.

Балерина Марина Семенова (1941 г.)

В портрете Семеновой  все очень пластично, мягко, плавно. Красивые руки, великолепная, длинная, нежная и сильная шея, умное, вдохновенное лицо.

Информация о работе Жизнь и творчество Мухиной