Женский образ в произведениях русских художников XIX-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование роли женского образа в русском искусстве XIX-XX вв.
Задачи:
1. Изучить особенности русского искусства XIX –ХХ вв;
2. Изучить и проанализировать работы русских художников XIX –ХХ вв;
3. Систематизация научных данных по исследуемой теме;

Содержание

Введение…..…………………………………………………..……………….
ГЛАВА 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX-XX ВВ.
1.1. Особенности русского искусства XIX-XX вв…………………………..
1.2. Роль и особенности женского образа в русском искусстве……………
Выводы по первой главе…………………………………………………..….
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
2.1. Роль женского образа в портретах А.Г. Венецианова…………………
2.2. Женский образ в творчестве В.А. Серова………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………
Заключение..…………………………,……………………………….……….
Список использованной литературы…………………………………..……
Приложение…………………………………………..………..….……..……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по изо.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Искусство Венецианова неувядаемо и сейчас: в нем выражена глубокая вера в гармоническую личность человека, в красоту его труда. Наследие Венецианова стало неотъемлемой частью русской художественной культуры [1].

 

 

2.2. Женский образ в творчестве В.А. Серова

 

Высокий гуманизм, подлинная демократичность взглядов выдающегося русского живописца и графика Валентина Александровича Серова делают его творчество подлинно народным. Произведениям художника свойственны оптимизм, жизненная правда, богатство колорита, острота психологической характеристики, огромная сила социального обобщения. Серов – один из самых многогранных художников в русском искусстве. Все его творчество - путь непрерывных поисков [24].

Чуткий ко всему  новому, Серов в своих произведениях  решает по-своему большинство художественных проблем, поставленных эпохой. Постоянно экспериментируя, Серов, однако, никогда полностью не порывает с традициями классического искусства, воспринятыми с позиций русской реалистической демократической живописи второй половины XIX века. Вот почему начальным импульсом и конечным критерием его творчества всегда является природа, действительность. Даже в том случае, когда сюжет его картины фантастический – натура для нее находится совершенно конкретная. Мир ощутимый, реальный остается камертоном, определяющим убедительность серовского искусства. Близость Серова к русской художественной культуре предшествующего периода сказывается и в обращении художника к социально-психологическому анализу явлений действительности, характерному для искусства второй половины XIX века. Недаром Серов был учеником Репина. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова [7].

Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Новизна живописи портретов юных серовских героинь – следствие того, что художник изображает человека во взаимодействии со световоздушной средой, учитывая изменения цвета в зависимости от освещения, цвета соседних предметов, вибрации воздуха. Значение света, воздуха, пространства - чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж.

Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте  затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Даже тень у Серова светоносна. Отсветы солнца, пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, зажигают белую блузку девушки зеленым, золотистым, розовым. Перламутрово светится нежное лицо. Каштановые волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок, сближаясь по цвету с корой дерева. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Художник блестяще показывает разницу фактур двух объектов изображения, одинаковых по цвету да еще расположенных рядом. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Безыскусственная, лишенная броских эффектов, она серьезна, строга, хочется сказать, целомудренна. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной [8].

Два ранних портрета цельностью чувств и искренностью превосходят все последующие произведения Серова. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. Пору расцвета человеческой жизни олицетворяет молодая женщина, ожидающая ребенка, пору расцвета природы - лето. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Однако колорит работы теряет в свежести, импровизационной непосредственности, хотя и утончается, усложняется.

Серов вносит элементы декоративности во многие свои пленерные  работы 1890-х годов. Он находит четкий, определенный силуэт, выразительный ритм линий и пятен, декоративные сочетания красочных созвучий. В некоторых работах этой декоративности сопутствует несколько плоскостная манера изображения предметного мира.

«В деревне. Баба с лошадью» - произведение, по жанру  также являющееся портретом в пленере, стало по существу собирательным образом русской красоты, неброской, ласковой, сердечной. Мягкость пастели, деликатность тональных переходов (художник разрабатывает в различных градациях коричневую гамму) сообщают работе особенную лиричность и глубокую задушевность [15].

Отказ от красочного многообразия, свойственного ранним портретам, помогает сосредоточить  внимание на лице - оно становится центром  композиции погрудного или поясного портрета, дается крупным планом. Все остальное – одежда, интерьер – поглощается цветной тенью, коричневато-золотистой или серебристо-серой, а иногда тонет в густом мраке.

Все перечисленные  портреты роднит выраженная в них  интенсивность духовной жизни. Не случайно модели Серова - натуры творческие: писатели, художники, артисты.

Однако всякая предвзятость отсутствует в работах Серова. В каждом портрете чувствуется стремление художника к подлинной объективности, полноте психологической характеристики, желание показать в человеке все, что в нем есть, не утаивая ни хорошего, ни плохого.

В начале XX века Серов в портретных работах из всего богатства черт, нюансов, оттенков характера человека отбирает лишь самое существенное, остальное как бы оставляет за скобками, и таким образом создает свою концепцию личности. Притом он умеет избежать прямолинейных выводов, нередко соединяя в оценке, казалось бы, несовместимое - иронию и восхищение.

Композиция  портретов теперь все чаще строится на основе движения, жеста. Словно бы случайно схваченные, в действительности же тщательно продуманные, они раскрывают в изображении закономерное, главное. В движении ребенка, стремящегося соскользнуть с кресла (портрет Мики Морозова), Серов уловил самое важное не только в характере этого мальчика, но самое существенное в характере любого маленького человека: непоседливость, неуемное любопытство и непосредственность выражения.

Начиная с 1905 года портреты Серова становятся все лаконичнее в средствах изображения. Колорит  их, ограниченный часто черным, серым, коричневым, – почти аскетичен. Главное средство характеристики – линия. Можно подумать, что Серов вспомнил уроки любимого учителя П.П. Чистякова, считавшего, что искусство проявляет себя прежде всего в рисунке, в линии; колоритом же нужно уметь пользоваться в меру, потому что это вспомогательное средство [7].

Рисунок всегда был наиболее «интеллектуальным» видом искусства, в силу лаконизма и условности своего языка больше всего приспособленным к выражению суждения, оценки, в отличие от живописи, стихией которой издавна считалось чувство.

В портрете М.Н. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Иллюзия объема, фактуры, пространства не нужна здесь Серову, потому что она внесла бы в портрет единичное, случайное, бытовое начало. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Прекрасно лицо Ермоловой. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства.

Большинство поздних  произведений Серова так же, как и портрет Ермоловой, представляют собою попытку уйти от единичного, случайного, преходящего – ко всеобщему, закономерному, вечному, создать величественный стиль, выражающий мироощущение эпохи, подобно тому, как это было в работах великих старых мастеров [18].

В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Эта техника лишена грубого блеска масляной живописи и обладает большими декоративными возможностями, чистым, не жухнущим от времени цветом. Портрет получился элегантным и острым. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе, изысканнее. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне, иной степени интенсивности. Красное пятно безделушки на туалетном столе подчеркивает благородную сдержанность колорита картины и вместе с тем оживляет его. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Во всем ощущение художественной, интеллектуальной и эмоциональной изощренности.

Мир – объект зрения и мир – объект представления борются за первенство в исторических картинах – жанре, который по своей природе требует от художника четкости исторической и художественной концепций.

Творчество  Серова, проделав громадную эволюцию, откликнулось на передовые вопросы времени. Оно явилось результатом суровой требовательности художника к себе, широты кругозора, обостренности интеллекта и высокой культуры [7].

 

 

Выводы  по второй главе

Значение творчества А. Венецианова для русского искусства  чрезвычайно велико. Он стал одним из первых русских художников, представивших своих полотнах в жизнь крестьян и их образы, преисполненные благородства, красоты и большого человеческого достоинства. Мастер своей неутомимой художественной и просветительской деятельностью не только утвердил бытовой жанр в качестве равноправной и важной области отечественного искусства, но и создал новую для своего времени школу живописи.

Валентин Александрович  Серов по праву считается одним  из ярчайших русских живописцев, графиков и портретистов Серебряного века. Художник уникального дарования и столь же уникально разносторонний, он блестяще владел всеми живописными техниками, моментально схватывать цвет, форму, настроение натуры и передавать их с изумительной достоверностью.

Вся жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и решений в изобразительном искусстве. Он не желал повторять удачно найденных приемов и способов, всегда стремился ко всему новому и еще не опробованному. При этом Серов, как никто другой, радел за сохранение самого лучшего, что было в старых школах живописи или у старых мастеров.

Разнообразие  его творческих амплуа простирается от художника сельских идиллий до великосветского  портретиста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было пропитано пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на требования жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм, сильно заметный даже в портретных работах, – правдивое и всестороннее отражение жизни людей, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. За этим последовал конец XIX – начало XX в. – знаменитый Серебряный век. Изменение мировоззренческих основ на рубеже ХIХ – ХХ вв. соединилось с творческими поисками в области художественного языка [10]

Творчество  описанных художников искусствоведы  относят к реализму. В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени [13].

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балакина, Т.И. История культуры России. [Текст] / Т.И. Балакина. – М., 1995.
  2. Березовая, Л.Г. История русской культуры. [Текст] / Л.Г. Березанская. – М.: Владос, 2002, 431с.
  3. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие. [Текст] / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XIX века. – М.: Красная площадь, 1998.
  5. Государственный Русский музей. Живопись. XIX век. Каталог. Т. 1. – СПб, 1998.
  6. Гончарова, Н.Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века. [Текст] / Н.Н. Гончарова.Из собрания ГИМ: Альбом. М., 2001.
  7. Гусарова, А. Валентин Серов. [Текст] / А. Гусарова. – М.: Искусство, 1970.
  8. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. [Текст] / Н.А. Дмитриева. – М., 1998. – Вып.3.
  9. Живопись, графика, скульптура в русском искусстве 1860-х. ГРМ / Науч. рук. Е. Петрова; Авт. статей В. Леняшин, И. Шувалова. СПб, 2002.
  10. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст] / Т.В. Ильина. – М.: Аванта +, 2000.
  11. Карпова, Т.Л. Смысл лица: Русский портрет второй половины XIX в.: опыт самопознания личности. [Текст] / Т.Л. Карпова СПб., 2000. 221 с.
  12. Кефели, И.Ф. Основы теории и истории культуры [Текст] / И.Ф. Кефели. – СПб: Питер, 1996.
  13. Лапшин, В.П. Мастера «Союза русских художников». [Текст] / В.П. Лапшин, Г.Ю. Стернин. – М.: Художник и книга, 2003.
  14. Нестерова, Е.В. Поздний академизм и салон. [Текст] / Е.В. Нестерова СПб, 2004. 472 с.
  15. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. М., 1963. 486 с.
  16. Пленники красоты: Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов: Каталог выставки / Автор концепции, руководитель проекта Т. Л. Карпова. М.: ГТГ, 2004.
  17. Радугина, А.А. Культурология: курс лекций [Текст] / А.А. Радугина. – М.: Академия, 2000.
  18. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века / Под ред. А. И. Леонова. М., 1958.
  19. Сарабъянов, Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. [Текст] / Д.В. Серабъянов. – М.: Мир искусства, 1998.
  20. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. [Текст] / Г.Ю. Стернин. – М.: Искусство, 1970.
  21. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. [Текст] / Г.Ю. Стернин. – М.: Искусство, 1991.
  22. Трифонова, Г.С. Портрет в русском и западноевропейском искусстве: Живопись, графика, скульптура из собрания Челябинской областной картинной галереи. –Челябинск, 1995.
  23. Чижикова, Е.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. [Текст] / Е.Н. Чижикова. – М.: Искусство, 1979.
  24. 50 биографий мастеров русского искусства. Л.: Аврора. 1970.

Информация о работе Женский образ в произведениях русских художников XIX-XX вв