Жан Жак Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:10, доклад

Краткое описание

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из самых видных представителей французского Просвещения. Он родился в Швейцарии, в Женеве. Отец его был ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал его учиться ремеслу, но это его не занимало и в шестнадцать лет он уехал из Женевы.

Вложенные файлы: 1 файл

руссо.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из самых видных представителей французского Просвещения. Он родился  в Швейцарии, в Женеве. Отец его  был ремесленником-часовщиком, мать умерла при рождении сына. Отец отдал  его учиться ремеслу, но это его  не занимало и в шестнадцать лет  он уехал из Женевы. Ради заработка  занимался различной работой, переезжая  с места на место. Побывал в  Италии, Южной Франции. В 1741 году приехал  в Париж. Знакомства с Дидро, Кондильяком  и другими прогрессивными мыслителями  того времени расширили философский  кругозор Руссо и имели для него большое значение.Известность ему принесло произведение "Рассуждение о науках и искусствах". Эта работа Руссо возникла в результате конкурса, объявленного Дижонской академией в 1750 году на тему: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" Произведение Руссо заняло первое место. В этом сочинении Руссо дал совершенно неожиданный для того времени ответ. Он ответил отрицательно на поставленный вопрос, довольно красноречиво и убедительно показав, что науки и искусства негативно действовали на нравственное состояние общества. "Наши души, - писал он, - развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства. Конечно, эти выпады против наук и искусств выражали для Руссо лишь мысль о социально-политическом порабощении народа, так как он усматривал в науках и искусствах своего рода гирлянды цветов, которые украшают железные цепи, сковывающие людей и заглушающие в них естественное чувство свободы. Он выступил в этом произведении защитником интересов народных масс, считая, что писатели художники, ученые, получающие благодеяния монархов, "высасывают соки из государства, ничего не давая ему взамен, в то время как самые полезные граждане, которые дают хлеб и молоко, гибнут в нищете и презрении в глуши деревень".Эти мысли в защиту народных масс были высказаны в антипросветительской форме, чтобы привлечь внимание к социальным проблемам. Однако Руссо был убежден в огромной роли разума в деле совершенствования людей и рассеивания мрака и невежества. Так, он предлагал в своей работе пригласить ученых в качестве советников к государственным деятелям для создания общего блага. Власть и мудрость должны вступить в союз - вот каков призыв Руссо.Кроме указанного произведения, Руссо написал "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755), "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Об общественном договоре (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762).В своих работах Руссо анализирует многие вопросы общественного развития. Он рассматривает положение, при котором человек потерял свою свободу, которой обладал в естественном состоянии. Естественное состояние Руссо понимал как такое, при котором человек не зависит ни от кого, это идеал, к которому можно в конце концов вернуться. Естественное состояние дает людям равенство, при нем люди не знали, что такое частная собственность, и поэтому не были испорчены в нравственном отношении.Он полагал, что неравенство существовало не всегда. Оно появилось тогда, когда возникла частная собственность. Расслоение на бедных и богатых - это первая ступень неравенства, которое началось с того момента, когда кто-то первый, отгородив участок земли, сказал: "Это - мое", и когда все в это поверили. Второй этап неравенства начинается с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили между собой союз, договор об образовании государственной власти, при этом одни оказываются управляющими, другие - подданными. В этом случае причина неравенства лежит в зависимости людей друг от друга. Таким образом, возникновение государства "наложило новые путы на слабого и придало силы богатому, безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда установило закон собственности и неравенства, превратило ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету" ["Об общественном договоре"]. Третьим этапом поступательного развития неравенства Руссо считал переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов. Этот деспотизм должен быть в конце концов повержен.Полагая, что переход из естественного состояния к государству порождает порабощение человека, Руссо все же не считает, что этот переход является гибельным для человечества. Он признает положительные стороны заключения такого договора, так как социальный союз дает человеку силы для сохранения того, что он имеет. Кроме того, по его словам, "основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения".В работе "Об общественном договоре" Руссо утверждает важные положения, а именно: что сувереном является народ, что суверенитет народа неотделим от него и неделим, что законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему. В законах должна воплощаться "всеобщая воля народа".Значительное место в творчестве Руссо занимают проблемы воспитания, которым он придавал исключительно важное значение, и заявлял, что "у вас будет все, если вы воспитываете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами" ["Трактаты"]. Эта прозорливая мысль Руссо не потеряла своей абсолютной ценности и сегодня.Воспитание граждан, по Руссо, должно начинаться с самого раннего возраста, и именно педагогическое воспитание, а не только воспитание посредством социальной среды. Основной вид воспитания представляется Руссо как общественное воспитание в правилах, предписываемых правительством. Он полагал, что воспитание должно быть направлено на формирование любви к отечеству.Необходимо воспитывать такие добродетели, которые давали бы возможность человеку довольствоваться минимумом материальных благ. "Общественное признание добродетели человека, - писал Руссо, - это самая сладостная награда, которую он может получить, и любое доброе дело не нуждается в ином вознаграждении, кроме провозглашения его добрым во всеуслышание".Влияние идей Жана Жака Руссо было значительным как во Франции, так и в других странах. Он - один из первых, кто вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации. Его радикализм в вопросах социального развития питал прогрессивные течения Великой Французской революции. 
 
 
Жан Жак Руссо (Rousseau) (28.6.1712, Женева, - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 года жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-1744 годах секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762 году, после выхода в свет педагогического романа "Эмиль" и политического трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 году он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон.

Жан Жак Руссо - наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Руссо  нашли отражение в его трактатах. В "Рассуждении о науках и искусствах" (1750) он подвергает критике современную  цивилизацию, основанную на неравенстве  и жестокой эксплуатации народа, и  противопоставляет ей "естественное состояние", где люди были равны  и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Руссо отмечает пагубное воздействие  наук и искусств: они "... покрывают  гирляндами цветов железные цепи, коими  опутаны... люди", заглушают в них  естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в "Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми" (1755). Руссо утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогресса - лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Руссо обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.

Руссо понимает, что  вернуться к утраченному раю "естественного  состояния" невозможно и человек  обречён жить в обществе. В трактате "Об общественном договоре" (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к  природе. В общественном состоянии  суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как  полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает  у Руссо радикально-демократический  характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано  охранять государство, не допуская поляризации  богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает  незыблемой основой общества, не менее  священной, чем свобода. Руссо критикует  систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного  полиса и швейцарских кантонов, выступает  за принцип прямой демократии, где  законы непосредственно принимаются  собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших государственных  образований, как и идея равенства  мелкой крестьянской и ремесленной  собственности, была утопична, противоречила  объективным тенденциям исторического  развития, но эта мечта о равенстве  выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и  вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.

Педагогические воззрения  Руссо получили выражение в книге "Эмиль, или О воспитании" (1762), занимающей промежуточное место  между педагогическим трактатом  и художественным произведением. Утверждая  в начале книги: "Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все  портится в руках человека", Руссо  стремится изолировать своего воображаемого  воспитанника Эмиля от тлетворного  влияния общества с тем, чтобы  развить заложенные в нём природой задатки и индивидуальные склонности. Руссо не допускает никакого насилия  над личностью ребёнка, уделяя внимание не столько образованию, сколько  нравственному воспитанию, которое  Руссо не мыслит без религиозной  основы. В этом он расходится с французским  материализмом 18 века. Отвергая культовые  формы, церковность, религиозную догматику, что и было причиной осуждения "Эмиля" французскими клерикалами и женевскими кальвинистами, Руссо стоит на позициях деизма. Он сохраняет веру в бога как творца Вселенной и высшего  нравственного законодателя, но, в  отличие от Вольтера, апеллирует не к просвещённому разуму, а к  религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.

Жан Жак Руссо  выступил с критикой всей сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей  личность ребёнка. Он был врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребёнка. Особое значение Руссо  придавал трудовому воспитанию. Педагогические воззрения Руссо, проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце 18 - начале 19 веков. Значительное влияние оказали  взгляды Руссо на немецких педагогов-филантропистов, на И. Г. Песталоцци, Льва Толстого, в  известной мере на Г. Спенсера, Дж. Дьюи.

Художественное творчество Руссо разнообразно но жанрам: стихи, поэмы, комедии ("Нарцисс", 1733, пост. 1752, опубл. 1753; "Военнопленные", 1743, опубл. 1782, и др.); оперы, для которых  он сам сочинял и либретто и  музыку (наиболее значительная - "Деревенский  колдун", пост. 1752, опубл. 1753; музыка оперы  написана по образцу французских  народных песен и танцев, но в  ней ощутимы и черты итальянского стиля); одноактная лирическая сцена "Пигмалион" (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом музыкально-драматического жанра мелодрамы: роман "Юлия, или Новая Элоиза" (1761) и "Исповедь" (1766-1769, изд. 1782-1789). "Новая Элоиза" повествует о  любви аристократки Юлии д'Этанж  и разночинца Сен-Пре. Первая половина книги - гимн естественной страсти, сметающей  все условности цивилизации; во второй - рисуется семейная жизнь Юлии и  Вольмара, изображенная как утопия идеального общества, прославляются  нравственный долг и общественные обязанности  человека (в духе трактата "Об общественном договоре"). Между первой и второй половинами книги - не только противоречие, но и связь: по мысли Руссо, голос  природы, которому повинуются герои, делает их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Руссо, позволил ему не только показать "жизнь сердца", внутренний мир героев, но и коснуться  важнейших социальных и философских  проблем века. Это связано с  образом Сен-Пре, новым типом "третьесословного" человека; его волнуют не только личные страсти и интересы, но и  судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет пейзаж. Ландшафты  Руссо всегда окрашены лирическим настроением, отвечая душевному состоянию  персонажей.


Информация о работе Жан Жак Руссо