Европейская музыкальная культура первой половины XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выяснить какими отличительными чертами обладала музыкальная культура первой половины XX века.
Задачи которые стояли перед написанием работы это: изучить положение культуры в целом в начале XX века, разобрать понятие «массовой культуры», узнать какие тенденции были характерны для той эпохи.

Содержание

Введение
Глава 1
Общая характеристика состояния культуры
Массовая культура как ключевое понятие музыкальной культуры
Особенности музыкальной культуры
Глава 2
2.1 Основные направления музыкальной культуры
2.2 Основные представители музыкальных направлений

Вложенные файлы: 1 файл

Европейская музыкальная культура первой половины XX века.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

 
'Европейская музыкальная культура  первой половины XX века'

 

 

Оглавление

 

Введение 

 

Глава 1

    1. Общая характеристика состояния культуры
    2. Массовая культура как ключевое понятие музыкальной культуры
    3. Особенности музыкальной культуры

 

Глава 2

2.1 Основные направления  музыкальной культуры

2.2 Основные представители музыкальных направлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Западноевропейская культура первой половины XX века является уникальным феноменом в музыкальной культуре мира.  Этот период стал наиболее ярким из всех эпох, но в то же время остается самым сложным в изучении, причиной этого кроется в том что большое количество различных факторов влияло на культуру и протекало много процессов,которые было сложно уловить.

 

Целью данной работы выяснить какими отличительными чертами обладала музыкальная культура первой половины XX века.

Задачи которые стояли перед написанием работы это: изучить положение культуры в целом в начале XX века, разобрать понятие «массовой культуры»,  узнать какие тенденции были характерны для той эпохи.

 

Данная работа безусловно актуальна по причине того, что начало XX века это переломный период в истории культуры и именно в эти переломные моменты появляется множество новых различных течений, направлений и идей, которые коренным образом меняют мировое искусство.

В XX веке научно-технический  прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое (поточное) производство, которое заполнило прилавки магазинов  так называемым ширпотребом —  предметами широкого потребления, которые  отличались невысоким качеством  и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы  и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались.

Музыка 20-го столетия, точно  так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный  мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и  напряжённым.  Трагические события  и противоречия - войны, революции, научно-технический  прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому, тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века.

Не менее важной оказалась  для искусства и тема самопознания личности. Представителям всё новых  поколений хотелось чувствовать  себя свободными от традиций, создать  собственный художественный язык.

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе  не отразился в пестром музыкальном  калейдоскопе XX столетия. В этом отношении  столетие стало рубежным. Всё, что  накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось  всеобщим достоянием.

Каждая временная эпоха  подарила нам своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории  человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.

Проблемы музыкальной  культуры и искусства в целом  первой половины XX века рассмотрены в работах таких выдающихся теоретиков как: X. Ортеги-и-Гассет, Р. Гвардини, Роберту Музилю, О. Шпенглера, Н. Бердяева, П. Сорокина, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

    1. Общая характеристика состояния культуры первой половины

XX века

 

В XX веке научно-технический  прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое (поточное) производство, которое заполнило прилавки магазинов  так называемым ширпотребом —  предметами широкого потребления, которые  отличались невысоким качеством  и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы  и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец массовая культура.

XX век сконцентрировал  в себе огромный потенциал как для дальнейшего прогресса, так и для уничтожения природной среды и самого человеческого общества. Модернизация общества, т.е. индустриальный путь развития, на который вступила Европа, а затем и остальные регионы мира, дав человеку, за счет развития науки и техники, небывалую власть над природой, обществом и самим собой, принципиально изменяет его отношение к миру и, соответственно, новоевропейскую картину мира. Напомним, что ее образовали три основополагающие ценностные идеи: природы как эталона естественности; человека как свободной индивидуальности и культуры как царства истины, добра и красоты. Трансформация этих идей и составляет трансформацию картины мира.

Искусство XX века - искусство  переломное, кризисное. В его развитии проявляются закономерности и умирания старого, и появления нового. Они  не располагаются в линейной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. Переломность искусства XX столетия обнаруживается и в острой постановке вопросов о том, что такое искусство, для чего оно существует и чего может достичь, а также в необычности предлагаемых вариантов ответов. Среди них особое место занимают мифологизированное представление об искусстве, как силе, которая может принципиально изменить жизнь (авангардизм), и иконоборческое самоотрицание художественного творчества (абстракционизм, дадаизм, концептуализм).

Мир, с точки зрения Шопенгауэра, являлся порождением всевластной  «мировой воли», против которой не в  силах бороться отдельный индивид. В своей книге «Мир как воля и представление» он подчеркивал  особое значение музыки, которая более  независима от жизненных реалий, нежели другие виды искусства.

Несколько позже огромное влияние приобрели идеи другого  немецкого философа Фридриха Ницше. В противовес Шопенгауэру, полагавшему, что «воля к жизни» отдельного индивида бессильна против всевластной  «мировой воли», Ницше проповедовал «волю к власти», которой должны быть наделены избранные люди, возвышающиеся  над толпой. Творческий индивидуализм, аристократическое избранничество, пренебрежение к непосвященному слушателю, читателю вот основные постулаты  Ницше, героем учения которого является «сверхчеловек», лишенный чувств, присущих обыкновенным людям.

 

Новое время полагало, что культура есть нечто само по себе вполне рациональное, "возделанное", надежное, гарантирующее подавление разрушительных инстинктов и реализацию лучших человеческих способностей. "На самом деле "культура" означает только то, что различные элементы природной действительности попадают в сферу человеческой свободы и получают там потенциал нового рода. В них высвобождаются совершенно новые возможности, но именно в силу этого они оказываются под угрозой и сами чреваты бедой, если только человек не включит их в новый нравственно-личный порядок".1

Тот образ культуры, который  сложился в первой половине нашего столетия, фиксирует ряд принципиальных изменений, трансформировавших социокультурную реальность:

- критическое отношение к современной  культуре (цивилизации). Если в XVIII в. теоретическая мысль начинала  с превознесения завоеваний цивилизации:  широты научного кругозора, строгости  морали, материального благополучия, власти закона, просвещенной веры, развитого, воспитанного вкуса,  то в XX она или констатирует  их глубочайший кризис ( "Закат Европы" О. Шпенглера), или же говорит об их репрессивном характере, определяющем непримиримый конфликт культуры с жизнью (З. Фрейд, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.).

- превращение техники в силу, которая ограничивает всю культуру  и "проектирует всю историческую  тотальность - "мир" " (Г. Маркузе), определяя специфический способ  отношения человеческого разума  к реальности, при котором последняя  рассматривается исключительно  в виде объекта для использования,  т.е. утилитарно;

- утилитарное отношение к действительности  с необходимостью предполагает  соблюдение принципа рациональности, т.е. точного расчета, контроля  и регуляции во всех сферах  материальной и духовной культуры. Поэтому рациональность приобретает  смысл массовой стандартизации  и регламентации. Рационально  организованный мир превращается  в "административную вселенную", где все, начиная с природы  и заканчивая человеком, выполняет роль инструмента, средства для обеспечения бесперебойного функционирования социального целого;

- рациональность - это не только знание о возможности овладеть окружающим миром посредством расчета, но и вера в возможность такого овладения. В XX в. возникают "ножницы" между обыденным и теоретическим восприятием этой проблемы. Для первого все условия повседневной жизни имеют по преимуществу рациональный характер, от него скрыта присущая обществу иррациональность. Теоретическое сознание не только фиксирует эту иррациональность (это делали и идеологи Просвещения), но в ряде своих направлений подчеркивает принципиальную неустранимость иррационального из человеческой деятельности (философия жизни, экзистенциализм, неофрейдизм). Отсюда повышенный интерес искусства и философии к мифу, к архаическим пластам культуры, хранящим символику бессознательного;

- социоцентризм современной культуры (в отличие от антропоцентризма классического модерна). По словам американского философа Г. Маркузе, автора книги "Одномерный человек", ставшей интеллектуальным бестселлером, современный человек утратил "индивидуальный космос", т.е. реальность внутренней свободы. Сегодня этот космос "завоеван и искромсан технологической реальностью", утонченными способами манипулирования сознанием, желаниями и потребностями (кино, телевидение, реклама), поэтому личность добровольно отождествляет себя с социальной реальностью, с навязываемыми ей нормами и стандартами;

- вытеснение человека из центра  культурного процесса на периферию  означает дегуманизацию культуры, проявляющуюся во всех её сферах, даже искусстве и философии;

- демократизация культуры и  развитие технических средств  тиражирования культурных ценностей,  их коммерциализация привели  к возникновению так называемой "индустрии культуры" или массовой  культуры.

Еще в конце XIX в. наметился кардинальный поворот в развитии европейского искусства. Античность, которая в эпоху Возрождения и новоевропейского классицизма была эталоном и критерием художественных ценностей, потеряла прежнюю значимость. Вследствие этого утверждается "выдвинутое еще романтиками, - но теперь на гораздо более широкой и принципиальной основе - представление о многообразии художественных возможностей человечества, многообразии, реализуемом различными путями, на различных исторических уровнях, в рамках различных региональных культур и, наконец, - в поисках не одного только "прекрасного".2 Это освобождение от античной традиции понималось и реализовывалось по-разному: Например, в форме отказа от прежнего стремления к стилевому единству, на смену которому пришла эклектика - соединение разнородных художественных элементов.

Эклектика, как художественная манера, проявившая себя главным образом  в архитектуре, допускала любые  сочетания любых форм прошлого, любых  национальных традиций, откровенную  декоративность, взаимозаменяемость и  равнозначность элементов (в конце XX в. эклектичность станет существенной приметой постмодернизма).

В начале XXв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс начала XXв. получил название "декаданс", а искусство и литература - декадентские.

Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.

В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Информация о работе Европейская музыкальная культура первой половины XX века