Древнерусская иконопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 05:00, творческая работа

Краткое описание

ОДНИ
АВТОРЫ СОСРЕДОТОЧИЛИ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ДЕЛА, НА ВРЕМЕНИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ. ДРУГИХ ЗАНИМАЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
СТОРОНА ИКОНОПИСИ, ТО ЕСТЬ ЕЕ ИКОНОГРАФИЯ. ТРЕТЬИ ПЫТАЮТСЯ ПРОЧЕСТЬ В
ДРЕВНЕЙ ИКОНОПИСИ ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ.

Вложенные файлы: 1 файл

Древнерусская иконопись.pptx

— 2.17 Мб (Скачать файл)

 

Древнерусская иконопись

 

    • Икона - это живописное, реже рельефное изображение

Иисуса Христа,

Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней

воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип,

которому он должен следовать.

 

 

Спас Ярое око.

 

В ПОДХОДЕ К ИКОНОПИСИ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ОДНИ

АВТОРЫ СОСРЕДОТОЧИЛИ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ДЕЛА, НА ВРЕМЕНИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ. ДРУГИХ ЗАНИМАЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

СТОРОНА ИКОНОПИСИ, ТО ЕСТЬ ЕЕ ИКОНОГРАФИЯ. ТРЕТЬИ ПЫТАЮТСЯ ПРОЧЕСТЬ В

ДРЕВНЕЙ ИКОНОПИСИ ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ.

 

 

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни

имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего

«образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры и

получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на

Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви

в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с

особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского

церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь

приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой

Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное

искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время

новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного

искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую

впоследствии наименование Владимирской.

 

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕНАВИСТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ МИРА, ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ ВО

ХРАМ, В КОТОРОМ ВСЯ ТВАРЬ ОБЪЕДИНИТСЯ ТАК, КАК ОБЪЕДИНЕНЫ ВО ЕДИНОМ

БОЖЕСКОМ СУЩЕСТВЕ ТРИ ЛИЦА СВ. ТРОИЦЫ, - ТАКОВА ТА ОСНОВНАЯ ТЕМА, КОТОРОЙ В

ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВСЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ.

 

 

Особенности Русской Иконописи.

 

Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная

радость, которую она возвещает миру. 

 

 

Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. 

 

Деисус.

 

Крещение. 

 

Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна.

 

    • В новгородских иконах этого времени ярко выразились местные архаичные черты, отчасти уже проступавшие в первой половине века. К середине столетия относят икону Николая Чудотворца из Духова монастыря (ГРМ). Небывалая жесткость линий и одноплановая характеристика образа свидетельствуют о разрыве с прежней традицией. Однако, такие простые и сильные образы нравились новгородцам

 

Новгород 

 

Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий.

 

    • В северо-восточной Руси художественная жизнь прервалась не целиком, продолжала работать иконописная мастерская при епископском дворе вРостове. Её произведения расходились по другим городам, в том числе вВологду и дальше на русский север. Ростовские иконы также отличаются от домонгольских произведений повышенной экспрессией, резкостью исполнения и активностью образов. Но по сравнению с новгородскими произведениями они более тонки и артистичны. При всей яркости колорит строится на рафинированных сочетаниях глубоких цветовых оттенков. Лики пишутся рельефными, почти скульптурные. Их отличает коричневый оттенок и яркие румяна.

 

Северо-Восточная Русь 

 

Богоматерь на престоле 

 

    • Икона «Илья пророк в житии» из погоста Выбуты под Псковом, является, по-видимому, древнейшей сохранившейся псковской иконой. В среднике изображён сидящий в пустыне пророк Илья. На верхнем поле иконы расположен деисус, а на остальных — клейма жития, отличающиеся ясными и простыми композициями. Изображение ворона, кормящего пророка, отсутствует или не сохранилось. Особое тихое и сосредоточенное состояние, в котором находится Илья, породило предположение, что здесь изображено явление ему Бога в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:11-12). Лик святого приобрел более открытое и теплое выражение, чем в любой из домонгольских икон. Икона отличается особым тонким колоритом, хорошо сочетающимся с серебряным фоном

 

Псков 

 

Илья Пророк с житием.

 

    • В конце XIV столетия именно в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева.
    • В последние десятилетия XIV века были созданы первые большие иконостасы.

 

 

Москва 

 

Богоматерь.

 

    • На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в

Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее,

от царей-иконоборцев.

    • Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются

верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и

переживаний народа того периода, когда она была написана.

 


Информация о работе Древнерусская иконопись