Динамика стиля классицизм (17 – начало 19 в. включая ампир)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:54, доклад

Краткое описание

Для классицизма 17 века характерно четкости форм, пластическая завершенность рисунка, ясность и уравновешенность композиции. Классицизм 18в. обращается к историческим сюжетам событий Древнего Рима. Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В моду входят триумфальные арки.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика стиля классицизм.docx

— 1.70 Мб (Скачать файл)

Динамика  стиля классицизм (17 – начало 19 в. включая  ампир).

Цель: Подвести итог и показать знания по динамике стиля классицизм.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв. Главное в классицизме – это рациональное начало, а чувства должны подчиняться разуму и быть сдержанными и величавыми.

Специфика классицизма 17 века

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции.

В это  время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции.

В классицизме  первой половины 17 в. центральное место занял образ разумного, мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. В искусстве в это время доминировала живопись.

Во  второй половине 17 в. классицизм был официально признан великим стилем, охватившим все виды искусств, при этом живопись и скульптура приобрели декоративный характер и стали подчиняться архитектуре. Художественный стиль классицизм представляет собой наивысшее выражение композиционной целостности, завершенности, уравновешенности.

 

Специфика классицизма 18 века 

Если  парадный, образцовый стиль академического искусства 17в. опирается на мифологический жанр, то классицизм 18в. обращается к историческим сюжетам событий Древнего Рима. Целью является прославление императорской власти.

Вторая  половина 18в. носит название Просветительского. Воплощаются сюжеты античной истории. Человек – результат общественного воспитания, и должным образом образованный он в состоянии создать и поддерживать правильный гражданский порядок. Наступившая во второй половине 18в. эпоха Просвещения обусловливает новые взгляды на научные и философские знания, на религию, общество, государство. Во второй половине 18в. в отличии от 17в. живопись обратилась к республиканским идеям Античности, к образам мужественных борцов против тирании.

В этапах классицизма 17 и 18 вв. есть объединяющие их черты, но есть и принципиальные различия. К общим чертам можно  отнести:

  • Обращение к античной культуре;
  • Декларирование идеи совершенного общества;
  • Преимущества долга перед чувством;
  • Возвеличивание разума и рациональности;
  • Подчинение человека к государственной системе.

И тем не менее классицизм эпохи Просвещения существенно отличается от классицизма 17в. Во-первых, в 18 в. при использовании старых стилистических форм воплощается совершенно новое содержание; во-вторых в ряде случаев не используются античные классические формы, являющиеся характерным признаком стиля; в-третьих в нем явно проступают романтические тенденции; в-четвертых, в первые светское начало в искусстве преобладает над религиозным, особенно ярко это проявляется в архитектуре.

Специфика классицизма начала 19в. включая Ампир 

Многие  искусствоведы в качестве высшей стадии классицизма выделяют ампир (от франц. - империя) – стиль, утвердившийся  в европейском искусстве в  первые три десятилетия 19в.

Ампир коренным образом отличался от классицизма. Мягкую и ясную гармонию стиля  Людовика16 и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность. Существенные отличия можно отметить в декоре и цветовых предпочтениях. Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В моду входят триумфальные арки.

В классицизме  объемная форма и декор связанны пластично и не имеют четких границ. В стиле Ампир чистое поле поверхности стены, мебели или посуды украшаются в строго отведенных местах узкими орнаментальными полосами. Для классицизма характерны мягкие, разбеленные цвета, для ампира – яркие (красный, синий, зеленый) и др. Большое значение в стиле Ампир играли бронзовые светильники и детали мебели.  

Архитектура классицизма. 

Для архитектуры  классицизма характерны следующие  черты:

Горизонталь преобладает над вертикалью; композиционно  выделяется ось симметрии; фасад  имеет трехчастное деление с  укрупненными центральными и двумя  меньшими боковыми ризалитами (часть  здания, выступающая за линию фасада. Ризалиты расположены обычно симметрично по отношению к центральной оси здания); украшен фасад ордерным декором, пилястрами (плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены. Имеет те же части и пропорции, что и колонна), капителями, карнизами; преобладают четкие геометрические формы. 

Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля.

 

Архитектура классицизма17 века:

            

Люксембургский  дворец 1624, арх. Ж. Лемерсье    дворец Пале-Рояль (1624, арх. Ж. Лемерсье). 
 
 
 

Один из самых красивых в мировой  архитектуре строго симметричный ансамбль Дома инвалидов с собором Св. Людовика (арх. Л. Брюан и Ж. Ардуэн-Мансар) 
 
 
 
 
 
 
 

В 18в. в Версальском парке для Людовика15 был возведен Малый Трианон, воплотивший  новый тип богатого аристократического особняка. Дворец одновременно прост, интимен и параден. Вокруг него разбит живописный парк.

Архитектура классицизма середины – второй половины 18 века, ее строгие и простые объемы, вполне отвечали духу эпохи Просвещения. Однако обращение к «естественности» требовало конструктивной оправданности  ордерных элементов в композиции, разработки гибкой планировки интерьеров, а также соответствующей  пейзажной  среды.

К концу 18 века в Англии в рамках классицизма, наряду с традиционными строениями, придающими торжественность и монументальность (Британский музей), появились тяжеловесные здания, перегруженные декором (английский банк).  

   

Британский  музей                     Английский банк 

Для архитектуры  ампира полностью исключавшего национальные школы, характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность. Широкое распространение получили массивные портики дорического и тосканского ордеров. Декор зданий был не редко перегружен военной атрибутикой главным образом римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.)

      

Лувр  – императорская резиденция        Фонтенбло – императорская резиденция

Скульптура  классицизма. 

Для классицистической  скульптуры характерны: четкая разграниченность планов, расчет на восприятие с одной точки зрения, обтекаемость четко выраженных форм . Движения не нарушает пластической замкнутости фигур. С середины 18 в. в скульптуре произошел поворот к реализму – появилось тяготение к строгости, простоте и лаконичности.

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения  Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Шедевр Ж. А. Гудона – мраморная статуя Вольтер, сидящего в кресле. 1781 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Живопись  классицизма.

В живописи классицизма основные средства выразительности  – линия , светотень и локальные цвета. Обязательно четкое деление на планы: ближний план выделяется коричневым цветом, средний - зеленым, а дальний – голубым. В поздним классицизме живопись тяготеет к монохромности . Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

В живописи 17в. главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н.Пуссен, К. Лоррен). 
 
 
 
 

Живопись классицизма 17 века:

    

Н.Пуссен.«Великодушие Сципиона».1643 г.     К.Лоррен.«Пейзаж с Энеем на Делосе».1672 г. 

Живопись  в конце XVIII века стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую  часть времени проводили в  античных залах, делая наброски с  греческих и римских статуй, занимаясь  антиковедением. Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Соответственно, они переносили на холст все свое академическое восприятие реальности. Однако, нельзя сказать, что классическая живопись была полностью статична и заимствована у древней Греции.

Ж.-Л. Давид. Портрет мадам Вернинак. 1799 год. Париж, Лувр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В XIX веке живопись классицизма вступает в  полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Информация о работе Динамика стиля классицизм (17 – начало 19 в. включая ампир)