Графика в творчестве Альбрехта Дюрера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение графических работ Альбрехта Дюрера сквозь призму религиозно-философского мировоззрения художника-новатора.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Охарактеризовать период, получивший в современном искусствознании название «эпохи Дюрера»;
На основе автобиографических фактов получить представление о психологическом портрете художника;
Ознакомиться с историей возникновения, трактовкой сюжетов и – частично – с техникой выполнения знаменитых графических работ Альбрехта Дюрера.

Содержание

Введение
Глава I. Дюрер и его время
§ 1. Личность великого мастера
§ 2. Искусство Германии конца XV – начала XVI вв. Новаторские шаги Дюрера
Глава II. Гравюра в творческих исканиях Альбрехта Дюрера
§ 1. Ксилография
§ 2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)
§ 3. Гравюра на металле
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 883.65 Кб (Скачать файл)

Стремление к  высокому качеству своих гравюр заставляет Дюрера отказаться при работе над  ксилографиями от услуг мастеров-резчиков старого типа, которые часто не были способны передать замыслов художника.  Дюрер сам берётся резать доски. Одновременно он обучает в своей мастерской ксилографов высшей квалификации, соответствовавших его требованиям. Но не сразу давалось им это искусство. Отсюда - разное качество почти синхронных листов. Одни, видимо, резанные самим Дюрером, поражают виртуозной техникой, другие менее совершенны, а иные просто грубы13.

Первой работой, которой  суждено было проникнуть в Италию, завоевать там признание и  принести Альбрехту Дюреру всеевропейскую известность, стала напечатанная в мастерской Антона Кобергера, известного немецкого издателя, приходившегося Дюреру крёстным отцом, гравюра на дереве «Четыре ведьмы» (1497 год). История этой работы довольно интересна, так как однозначно истолковать её сюжет не удаётся и по сей день. По одной из версий, замысел Дюрера сводился к изображению вовсе не ведьм, а четырёх римских богинь – Венеры, Минервы, Юноны и Дискордии. А своим названием гравюра обязана другу мастера Виллибальду Пиркгеймеру, который, увидев работу, воскликнул: «Какие же это богини, это же сущие ведьмы!14».  По другой версии, гравюра является намёком на частые для того времени судебные процессы, когда сотни женщин обвинялись в пособничестве дьяволу, ведовстве и были отправлены на костёр. В пользу этой трактовки сюжета говорят изображенные в левом углу языки пламени, из которых высовывается демон, а также разбросанные на полу кости, человеческий череп.

Особый мистический пафос, пронизывающий гравюры Дюрера, привлекает зрителя того времени не меньше, чем оригинальность и уникальность исполнения самих работ. Одна из причин этого состояла в том, что на пороге XVI-го века в обществе усилились религиозные настроения.

С наступлением 1500-го года, по представлениям средневекового человека, должен был настать конец света. По странам Европы, сотрясаемой войнами, бунтами, эпидемиями, всё больше распространялось и недовольство существующими порядками, всё большее количество людей  не желает мириться со своим положением.

Германия накануне Реформации представляла собой раздробленное  на множество мелких княжеств государство. Попытки императора Максимилиана провести реформы, укрепить имперские законы, установить единый налог внесли в  жизнь простых людей только новые  тяготы15. Постоянные поборы со стороны правителя на военно-политические авантюры постепенно ослабляли страну. Привыкшие искать утешения в церкви миряне рубежа веков разочаровываются и в ней. Волной прокатились слухи о развратах, чревоугодии и пьянстве в немецких монастырях. Тревога и страхи охватывают население Германии.

Представления о конце  света в такой непростой обстановке распространялись как духовная эпидемия: «настала пора, когда спрашивающих стало больше, чем отвечающих. И  воцарился повсюду страх. Наводнения, землетрясения, моры, которым раньше не придавалось особого значения, теперь толковались как знамения свыше…»16.

Именно в этот период задумывает Дюрер свою «величайшую проповедь», дарующую многим надежду на спасение и окончательно вписавшую имя  великого мастера в анналы европейской  истории – серию гравюр на дереве «Апокалипсис».

 

§2. Серия гравюр «Апокалипсис» (1498)

«Апокалипсис», или «Откровение  Иоанна Богослова», - древнейшая часть  Нового Завета, завершающая Священное  Писание – представляет собой  туманный рассказ о грядущем конце  мира и ужасах светопреставления, что  вполне отвечало религиозно-мистическим  настроениям средневекового человека. Сами пространные намёки «Откровения» сопоставлялись с действительностью  предреформационной Германии. Не удивительно, что изданный Дюрером «Апокалипсис» пользовался особой популярностью.

На подготовку к этой большой  работе Альбрехт Дюрер затратил немало сил и времени. Прежде всего, необходимо было разобраться в тех апокалиптических перипетиях, о которых Дюрер собирался рассказать в своих работах. Долгие вечера проводил он в доме отца своего лучшего друга Виллибальда, немецкого теолога Иоганна Пиркгеймера, переводившего «Откровение» с латинского на немецкий.

Замысел был поистине удивительным. Дюрер задумал выпустить иллюстрированное издание по принципу «больше изображений, меньше текста». «…полтора десятка  больших гравированных листов с  короткими цитатами на оборотах, листов, объединенных в одно целое, альбом иллюстраций, как назвали бы такое издание  теперь. <…> Во времена Дюрера для такого издания не было даже обозначения – предшественников оно не имело. «Апокалипсис» Дюрера – важная глава не только в истории изобразительного искусства, но и в истории книгопечатания, - новый тип издания»17.

По сути, эта книга должна была стать так называемой «Библией для неграмотных». Богослужения на латинском языке не могли дать целостного представления о содержании Священного Писания мирянам. А в  пору господства религиозно-мистических  настроений в обществе знание библейских сюжетов должно быть более доступным. Доступным для каждого, вне зависимости от социального положения. Эту миссию были призваны выполнить иллюстрации «Апокалипсиса» Дюрера. Идея молодого мастера действительно оказалась выигрышной – гравюры этой серии производят впечатление куда более сильное, чем сам текст. Лаконичным языком гравюры Дюрер передает весь накал страстей. Контраст белого и черного – что может лучше передать сущность борьбы Света и Тьмы?

Теперь обратимся непосредственно  к самим гравюрам, к этим 15-ти уникальным иллюстрациям, которые и спустя пять столетий не перестают удивлять даже самого искушённого зрителя глубиной мысли, эмоциональностью, монументальностью и поразительным мастерством.

Особенностью композиции каждой из них является то, что изображаемое действие происходит в трёх сферах: земной, воздушной и небесной.

«Мученичество святого  Иоанна Богослова»

Первая гравюра серии  посвящена мучениям евангелиста  Иоанна, автора «Откровений», предание о котором буквально завоевало  ум Дюрера. По легенде, во времена гонений  на христиан Иоанн был схвачен  и доставлен в Рим, и император  Домициан приказал бросить его в котёл с кипящим маслом. Но Иоанн остался невредимым после совершенных над ним истязаний. На гравюре Дюреру с поразительной точностью удается передать одновременно физическую слабость мученика и невероятную духовную мощь, читаемую во взгляде Иоанна.

Следует особо отметить, что  в тексте «Откровения» этого сюжета нет. Однако Дюрер не избегает соблазна позволить себе некоторые авторские  вольности и считает нужным начать свою художественную интерпретацию  именно с этого сюжета.

«Видение Иоанном семи светильников» (1-ая Глава «Откровения»)

В центре – Христос в окружении семи золотых светильников, с семью звёздами в правой руке и мечом, исходящим из уст. Особенно замечательны здесь светильники – лишь видения по сюжету - у Дюрера же они материальны. В левом углу изображен стоящий на коленях Иоанн.

Эта композиция не была новой. Но в отличие от своего предшественника, кёльнского художника «Библии» Кобергера, Дюреру удалось вдохнуть в неё жизнь, заставить зрителя поверить в происходящее. Его композиция довольно реалистична, несмотря на фантастический характер сюжета. Лейтмотивом гравюры является движение.

«Иоанн перед Богом и 24-мя старцами» (4-ая и 5-ая Главы «Откровения»)

Гравюра рассказывает о том, как распахнулись Небесные Врата, и Иоанн увидел сидящего на престоле Бога в окружении старцев. Над головой Бога мы снова видим семь светильников, но уже изображенных более условно, чем на предыдущей гравюре. В нижней части - тихий мирный пейзаж с замком — мост опущен, ворота открыты. Ничто не предвещает бедствий, которые скоро обрушатся на Землю.

«Четыре всадника Апокалипсиса» (6-ая Глава «Откровения»)

Одна из самых знаменитых, поистине шедевральных работ Дюрера.

Четыре всадника, символизирующих  Смерть, Голод, Войну и Мор –  самые ужасные беды для человечества.  Возникшие из ниоткуда, они будто  парят над телами упавших людей, принадлежащих к разным социальным слоям: от императора до крестьянина. Неотвратимость наказания для каждого – вот  на что невольно обращается наше внимание.

Кажется, что сама техника исполнения Дюрера-мастера достигла пика своей  уникальности именно в этой гравюре. Противопоставлением тёмной густой параллельной штриховки, больших пятен  белой бумаги и форм, едва обозначенных тонкими линиями, художнику удается  достичь невероятно убедительного  скульптурного эффекта.

«Снятие пятой и шестой печатей» (продолжение иллюстрирования 6-ой Главы «Откровения»)

Композиционно гравюра поделена на две части: земную и небесную. В  небе алтарь, и окружающие его ангелы раздают праведникам белые одежды. На землю падает дождь из небесных звёзд, от которых безуспешно пытаются укрыться люди. Толпа резко поделена Дюрером на две части: слева –  простые люди, справа – знатные. Здесь можно увидеть правителя  с короной на голове, символом власти, папу в тиаре, имеющего довольно отталкивающую  внешность, епископа в митре и  других. Когда позже, в годы Реформации, «Апокалипсис» Дюрера приобретёт большую  популярность, этот лист с беспощадным  образом папы станет одним из важных орудий сторонников Реформации.

«Четыре ангела сдерживают ветры», или «Клеймение праведных» (7-ая Глава «Откровения»)

Сюжет этой гравюры ясно даёт понять, что не всё так страшно и безысходно в этих пророчествах. Здесь появляются четыре ангела, сдерживающих четыре дующих на землю ветра и надежно защищающие её со всех сторон. Ветры в соответствии с традициями изображены в виде голов. Еще один, пятый ангел ставит кресты на лбах праведников (отсюда второе название гравюры).

Изображение насыщенно различными деталями и формами. Главная особенность гравюры – выразительность, читающаяся буквально во всём: в «говорящих» жестах ангелов и выражающих смирение лицах праведников, в естественной тяжести облаков и трепещущих листьях Древа Жизни.

«Поклонение Агнцу» (продолжение иллюстрирования 7-ой Главы «Откровения»)

При работе над этой гравюрой перед Дюрером встала сложная задача:  показать благоденствие спасенного народа, восхваляющего Бога. Все праведники изображены внизу, в земной сфере. На их лицах выражается смиренная радость, в руках они держат пальмовые ветви. В небесной сфере – Агнец, стоящий на радуге, воплощение Сына Божьего. Вокруг него, «в воздухе», мы видим 24-ёх старцев, один из которых собирает в чашу кровь от Агнца.

Лейтмотив изображения – очистительный свет, словно исходящий с неба на землю (от Бога к праведным людям). Действительно, гравюра буквально светится. И в этом снова заслуга Дюрера как выдающегося мастера своего дела. Сделать зримым вечное блаженство неимоверно трудно, а отразить это на доске – еще сложнее. Тем не менее, художник успешно справляется и с этой задачей.

«Трубный глас» (8-ая Глава «Откровения»)

Лист композиционно довольно сложен, так как художник соединяет здесь  несколько событий, о которых  повествует «Апокалипсис». В верхней  части – Бог, восседающий на троне, в окружении семи ангелов с  трубами. С каждым «вострубением» на землю обрушиваются бедствия в виде огня, града, бурь и т.п. В центре гравюры видна фигура орла, из клюва которого вырывается клич: «Горе, горе, горе!» Дюрер пишет это буквами. Короткий текст, включенный в изображение, - единственный случай во всём цикле.

Главная идея мастера здесь –  передать состояние ужаса, что, несомненно, ему удаётся благодаря использованию  приёма контраста: спокойный пейзаж, занимающий треть от всей гравюры, и  надвигающиеся на землю бедствия, на изображение которых отводится  большая часть рисунка.

 «Четыре Ангела Смерти» (9-ая Глава «Откровения»)

Художник изображает сцену страшного  истребления, разразившуюся после  «вострубения» шестого ангела. Небесная кара в лице Ангелов Смерти здесь представлена слепой и безжалостной. Гибнут все – и правые, и виноватые. Грозные Ангелы не щадят никого. Один из них занёс меч над женщиной, которую держит за волосы, другой готовится поразить упавшего с лошади рыцаря, третий убивает папу, четвёртый — бородатого старика. Над всем этим в воздушной сфере видим всадников: «…так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (Глава 9-ая «Откровения»). В центральной верхней части гравюры изображён Бог с четырьмя трубами в руках.

Религиозный художник здесь как  бы доводит до сведения зрителя мысль  о том, что избежать наказания  не удастся никому.

«Иоанн глотает книгу» (10-ая Глава «Откровения»)

Заметно стремление Дюрера как можно  точно воспроизвести на гравюре  текст «Откровения». Он изображает Ангела, максимально соответствуя данному в тексте описанию: облачённого в облако, с радугой над головой, со столпами вместо ног, с раскрытой в руках книгой, которую Иоанн поглощает, дабы скрыть заключённую в ней тайну от непосвящённых. Святой Иоанн здесь выглядит гораздо старше, чем на предыдущих гравюрах. Возле него лежит раскрытая тетрадь, куда он записывает свои видения, видны перья и чернильница.

Что касается техники исполнения, то на этой гравюре мы заметим больше свободного пространства на бумаге, что  значительно высветляет изображённое. Тема света буквально пронизывает каждый лист «Апокалипсиса». Там, где пророчества призваны устрашить грешника, линий-штрихов гораздо больше – лишь узкий просвет виден нам на линии горизонта в гравюре «Четыре Ангела Смерти», здесь господствует тьма. В тех же гравюрах, которые призваны своим сюжетом дать надежду на спасение, главная роль отводится свету, мастерски переданному художником с помощью тонких линий, пространно прорезающих большие белые пятна бумаги.

Информация о работе Графика в творчестве Альбрехта Дюрера