Гомеровский и архаический период в искусстве Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:42, доклад

Краткое описание

Древний эпос, мифология выразили в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, соответствующие духу времени, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах. Однако изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Вложенные файлы: 1 файл

История искусства.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

      Скульптура

       Cкульптура эпохи архаики украшает храмы. Суровые изваяния изображают богов и мифологических героев (Тесея, Геракла, Персея), борющихся со страшными чудовищами — олицетворениями зла и пороков. Архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками ("Аполлон из Фив", 1-я пол. 7 в. до н. э.), затем изваяниями обнажённых куросов и стройных кор в длинных одеждах.

         Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. В памятниках скульптуры архаики возрастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики. Эту особенность можно заметить в бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, где явно выделяется округлости плеч, бедер, а так же прослеживается сдержанная орнаментальность волос. После суховатости и жесткости форм геометрических фигур в раннеархаических произведениях нарастает свежесть восприятия образа, хотя в решении деталей мастера порой наивны. Своеобразными памятниками VII века до н. э. были так называемые ксоаноны - изображения божеств, исполняемые в дереве, редчайшие экземпляры которых были недавно найдены в греческих городах Сицилии.

      

        Массивность и слабая расчленённость фигур-скульптур созвучна архитектурным формам архаических храмов. В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм  дополняются условным обозначением движения. Первые из дошедших до нас греческих скульптур заметно отражают влияние Египта. Оно проявляется во фронтальности скульптуры и вначале небольшом преодолении скованности движения - выставленной вперёд левой ногой или прижатой к груди рукой.

       Знаменательная черта: уже на заре греческого искусства скульптурные изображения богов отличаются от изображений человека только эмблемами. В статуи юноши мы видим то просто атлета, то самого Апполона, бога света и искусств.

         В середине VII века до н. э. скульпторы начинают использовать мрамор, наиболее подходящий материал для изображения человеческого тела, слегка прозрачному у поверхности, то белому, то кремовому , вызывающему чувство телесной реальности. Мастера начинают отходить от условности, усиливавшейся при использовании цветного известняка.

        Одно из первых мраморных изваяний, найденное в крупном религиозном центре греков Делосе, статуя Артемиды, полна огромной силы воздействия. Образ прост и в то же время монументально-торжествен. Симметрия выступает во всем: волосы разделены на четыре ряда локонов слева и справа, плотно прижаты к телу руки. Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.

        Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы. Тип куроса сложился на протяжении VII и начала VI в. до н.э. Стремление показать в скульптуре прекрасного, совершенного человека победившего на состязаниях или доблестно защищавшего родной город, силой и красотой подобного божеству, и привело к появлению в конце VII века мраморных изваяний обнаженных юношей – куросов, мускулистых и крепких, уверенных в себе. Скульпторы начинают изображать фигуру в движении, и юноши выступают вперед левой ногой. Развитие типа куроса шло в сторону все большей верности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма, ухода от условной декоративной орнаментальности в трактовке деталей. Однако до самого конца VI в. до н.э. сохранялся фронтальный и неподвижный строй этих статуй, отдалявший их из реальной жизни. К середине VI в. до н.э. куросы начали становиться более живыми и человечными, мышцы тела стали моделироваться лучше, пропорции стали более правильными.

         В тоже время у архаических мастеров появляется желание передать движение чувств, улыбку на лице человека или божества. Скульпторы, использовали как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица, так называемую "архаическую улыбку", в ней как бы проскальзывает игривая насмешка,  улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. Однако "архаическая улыбка" свидетельствует о стремлении художника одухотворить образ.

       Несмотря на скудность средств психологической выразительности, художники умели вместе с тем достигать  эмоциональности образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической драпировкой одежд, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок.

       В VI веке до н. э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события и принесенные в дар божеству.

        Архитектурные детали и скульптурные украшения храмов были ярко раскрашены, что придавало зданиям нарядно-праздничный вид. Богатая раскраска усиливала реализм и выразительность изображений, делала образ ещё более понятным и близким. Однако эту окраску утратила почти вся дошедшая до нас античная мраморная скульптура.

         Бронзовые изваяния тоже не дошли до нас в первоначальном виде. Бронзовые статуи богов и героев ярко сверкали на солнце золотистым светом металла. И подобно мраморным статуям, они были многоцветны: с глазами из стекла или самоцветов, с красной медной пластиной на губах, часто приоткрытых над серебряной чеканной пластиной, изображающей зубы, и со многими другими инкрустациями иного цвета, чем бронза. Почти всё это утрачено, кроме бронзы, но и она сама потеряла свой первоначальный солнечный блеск.

       Найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек - кор - поразили мир сохранившейся раскраской: цветными зрачками и губами, яркими одеждами .Задачи полихромии решались архаическими мастерами не только с помощью красок, но и использованием различных материалов - слоновой кости, золота, цветных камней.

          Своеобразие художественных форм, свойственное мастерским различных центров Греции - ионических, дорических, аттических - уже в ранние века ее существования, становится особенно заметным в эпоху архаики. Так, например, в ионических мастерских создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны, им будто чужды суровые проблемы жизни. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Создания мастеров дорических центров иные: в изваянии Аполлона из Теней подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер, линии контура не так плавны, как в статуе с Мелоса. Не созерцательность, а активность - тема произведения. Скульптор акцентирует внимание на физической мощи, показывает широкие плечи, тонкую талию, сильные мускулистые ноги.

        Таким образом, в архаической скульптуре формировалось то пластическое совершенство, которое будет в дальнейшем пронизывать классическое искусство. Под резцами мастеров возникали героические образы мужественных юношей - атлетов, пленительные статуи очаровательных девушек, величавые лики богов. Ваятели, интересовавшиеся движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц, композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков.

        Живопись и вазопись

        Цвет в греческой пластике ясно указывает на связь её с живописью. Живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой. По литературным источникам известно, что монументальная живопись процветала в Древней Греции уже в VII веке до н. э.

         Художники VII-VI веков до н. э. использовали различные материалы. Они создавали свои композиции на глиняных метопах , деревянных досках (сцена жертвоприношения из Сикиона), небольших, посвящавшихся богам глиняных табличках пинаках (Афины), стенках глиняных расписных саркофагов (Клазомены), на известняковых и мраморных надгробиях (стела Лисия, стела из Суниона). Но таких памятников, где роспись наносилась на плоскую поверхность, сохранилось не много, и лучше дошли рисунки на сферических поверхностях ваз, подвергавшихся обжигу, способствовавшему прочности краски.

        Так самым ярким примером греческой живописи той поры служит ныне греческая керамика. Вазописцы вдохновлялись станковой и монументальной живописью, их достижения весьма показательны для нас.

        Греческая керамика

         В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; объёмистые кратеры с широким горлом - для вина смешанного с водой напитка греков; изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками - чаши для питья; высокие удлинённые - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.

        Можно выделить 4 стиля вазописи:

  1. Геометрический
  2. Ориентализирующий или ковровый
  3. Чернофигурный
  4. Краснофигурный

        Развитие вазовой росписи шло от геометрического стиля гомеровской эпохи - схематичных, отвлечённо-декоративных изображений - к композиции сюжетного характера. Уже в VII веке до н. э. в рисунки на вазах художники стали вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставившим называть стиль вазописи VII в. до н. э. ориентализирующим (подражающий востоку), или ковровым. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах восточных мотивов. Это новый, более свободный, жизнерадостный, богатый и красочный стиль. В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений.

         Художественно совершенные сосуды изготавливались на Крите, островах Делосе, Мелосе, Родосе и в городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в VII и в начале VI века был город Коринф, а в VI веке - Афины.

         На рубеже VII - VI веков до н. э. в вазописи художественный образ начинает освобождаться от орнаментальности и приобретать конкретность реальных контуров. В VI веке до н. э. орнаменту отводится менее значительная роль, он уже не заглушает действие сюжета.

         Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, бессюжетный орнамент теряет своё былое значение, и человеку начинают уделять основное внимание, а его образ начинает приобретать всё более реальные черты.

         Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится чёрным лаком на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объёмно, часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль. Детали прорабатывались резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивалось в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывалась обычно лаком, который придавал ей металлический блеск. В третьей четверти VI века до н. э. работал крупнейший мастер чернофигурной вазописи Экзекий, создавший особенно совершенные и четкие рисунки, то полные покоя, то напряжения (Дионис в ладье. Роспись килика. После 540 г. до н. э., Аякс и Ахилл, играющие в кости. Роспись амфоры. Около 530 г. до н. э. и др.).

         В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. На черном фоне сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают "прорывать" поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений. Краснофигурный стиль постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле.  Возможность изображения деталей тонкими линиями лака, едва заметными штрихами облегчала мастеру передачу трудных ракурсов и положений фигур. Так контуры фигур в ранних краснофигурных росписях ещё угловаты, но они уже в движении. 

       Мы видим, что в культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, рассказывающих нам о героях и богах, дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. Греческая мифология, жанровые сцены, изображенные на вазах  дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.   Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели.

Информация о работе Гомеровский и архаический период в искусстве Древней Греции