Голландский художник Питер Брейгель Старший

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Предполагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

    В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Идея вечного круговорота природы, его связи с человеческой жизнью была отражена и в традиционных средневековых календарных циклах. Но для Брейгеля смена времен года - прежде всего свидетельство не "божьего промысла", а всемогущества природы, находящейся в процессе непрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день", Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва", Нью-Йорк, музей Метрополитен). В картине "Охотники на снегу" (или "Декабрь", Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Группа охотников, уходящих от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую природу. Пространственная диагональ пейзажа, продолжая это движение, связывает фигуры людей с природой, передний план - с горными далями, тонущими в морозной дымке.

 

    В других работах Брейгеля  драматические события современности  находят непосредственное отражение. Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566, Вена, Музей истории искусств) - нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли.

 

    Полная противоположность  этим картинам - "Крестьянский  танец" (1568, Вена, Музей истории  искусств). Остро схвачена характерность  фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. Картина захватывает бурным весельем, безудержной пляской, энергией и мощным темпераментом крестьян. Цветовые пятна зеленого, черного, красного и белого акцентируют пульсирующий ритм танца, усиливая впечатление головокружительного вихря. Динамика диагонально построенного пространства и ритмов движения, сильные эффекты перспективы раздвигают рамки изображения, давая непосредственное ощущение бурлящей, праздничной жизни деревни. Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в "смеховой культуре" (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения.

 

    В конце своей жизни  Брейгель еще раз - в пейзажной  живописи - в картине "Сорока на  виселице" (1568, Дармштадт, Музей земли Гессен) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Опять зритель словно сверху обозревает леса, луга, скалы, реку, впадающую в море чуть ниже линии горизонта.

 

    Как и ранее в произведениях  художника, все пространство холста заполнено маленькими фигурками людей - танцующих, играющих на инструментах, гуляющих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасности в необъятном пространстве пейзажа, изображенного художником.

 

    Принято считать, что  картину "Сорока на виселице" Брейгель оставил своей жене, сказав при этом, что сороки означают сплетников, которых ему хотелось бы видеть повешенными. Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение "предикантов", проповедников, распространявших новое протестантское учение. Террор герцога Альбы держался на "слухах" и доносах. "Танцевать под виселицей" говорят о тех, кто не чувствует опасности или не боится ее.

 

    Брейгель предлагает  свое видение человека и в то же время выражает мнение по поводу политической ситуации.

 

    История не располагает  письменными свидетельствами о  том, чью сторону в этой схватке - католиков или протестантов - занимал  художник. В целом его творчество  не оказывало прямого политического воздействия хотя бы потому, что произведения художника разошлись по частным собраниям. Вполне возможно, однако, что непрямым образом его картины способствовали росту стремления Нидерландов к независимости, поскольку художник брал темы из жизни соотечественников.

 

    Творчество Питера Брейгеля  Старшего - величественный итог сложной  и противоречивой эволюции нидерландского  искусства XV-XVI веков, одна из высочайших  вершин европейской культуры  Позднего Возрождения. Брейгель  был чутким свидетелем и бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанского владычества, феодального и церковного гнета.

 

    Продолжая традиции Босха  и Луки Лейденского, Брейгель  необычайно расширил тематику  жанровой живописи, ярко раскрыв в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, воплотил национальное своеобразие характера народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы.

 

    Брейгель был разносторонне  просвещенным человеком, дружеские  узы связывали его с нидерландскими учеными-гуманистами. Высокая образованность мастера сочеталась - чему служат живым свидетельством его картины - с независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных обстоятельств, что открыло ему возможность глубже и непосредственнее отразить народные чаяния.

 

    Своим искусством Брейгель  блистательно завершил сложные  и противоречивые искания нидерландского  Возрождения, объединил сокровищницу  ранненидерландских художественных  традиций с тревожным, чутким  к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Послебрейгелевская живопись и графика Нидерландов составляют совершенно иную главу национальной художественной истории, которая служит уже не одним из этапов Возрождения, но введением в искусство 17 века, когда единая нидерландская школа раздваивается на два самостоятельных русла. Однако для обеих культур - и победоносно завершившей буржуазную революцию Голландии и для Фландрии, оставшейся под испанским гнетом,- ранненидерландское наследие и уроки Возрождения имели основополагающее значение, предопределяя дальнейшее развитие эстетических поисков.


Информация о работе Голландский художник Питер Брейгель Старший