Возникновение первобытного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:21, доклад

Краткое описание

Первобытное искусство возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение первобытного искусства.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Возникновение первобытного искусства

 

палеолит (древнекаменный) - 2млн.- 10 тыс. лет до н.э.,

мезолит (среднекаменный) - 10-6 тыс.лет до н.э.,

неолит (новокаменный) - 6-2 тыс.лет до н.э.;

  Первобытное искусство возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало, поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Виды первобытного искусства

 

   Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения (например, пещера в Испании Альтамира), в России — Капова пещера, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.).

 

     

 

Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера   Олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера       Ласко. Франция.                                                                    Ласко. Франция.                                                              

 

   Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного.

 

     

 

Позднее (примерно с 18 и по 15 тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая, таким образом, объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

  В 12 тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).

 

           

Олени, переплывающие  реку. Резьба по кости,     Женщина с кубком. Известняковый рельеф.

Верхний палеолит.                                                    Верхний палеолит.

 

                      

Голова женщины. Кость мамонта. Франция,         Виллендорфская Венера. Известняковая                Верхний палеолит.                                                                 статуэтка женщины. Верхний палеолит.

 

Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных.

   Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке, у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами.

 

                      

                                            Орудия из кости, украшенные рельефами. Неолит.

 

                                                     Глиняный кубок. Энеолит.

Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих  племён существовала жизненно выразительная  скульптура. Зодчество неолита и  энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры, с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые Мегалиты и Свайные постройки.

         У племён, сохранивших рыболовно-охотничий  уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы Наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике).

   Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый Звериный стиль. Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Позднейшие этапы первобытного искусства были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства продолжало существовать вплоть до 19—20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки). Что касается музыки, то в ней было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве.

 

Роль первобытного искусства в жизни людей.

 

 Совершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры. Как и в других произведениях первобытного человека, в орудиях труда воплощены не только его техническая мысль, но и эстетический идеал. Совершенство этих изделий - результат не только технических, но и эстетических требований. В то же время совершенные - в техническом и эстетическом отношениях - изделия утверждают авторитет и общественное положение мастеров. Благодаря своему совершенству приобретают магические свойства и, подобно многим другим произведениям творческой мысли первобытного человека, играют важную роль в религиозной жизни первобытного общества. Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением.

   В заключении  следует отметить, что первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мириамов В. Б."Первобытное и традиционное искусство", 1973
  2. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М., "Республика", 1994
  3. www. academic.ru

 

 


Информация о работе Возникновение первобытного искусства