Возникновение и развитие театрального дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ исторических этапов развития русского театра. В работе представлены различные периоды развития театра, рассмотрен Александринский театр в качестве примера.

Содержание

Введение 3

Глава 1. История возникновения и развития русского театра
1.1. Театр скоморохов 4
1.2. Придворный театр 5
1.3. Петровский театр 7
1.4. Возникновение публичного (общедоступного) театра 8
1.5. Русский театр в 19 – ом веке 12

Глава 2. Александринский театр
2.1. История создания Александринского театра 16
2.2. План – схема Александринского театра 18
2.3. Зрительный зал Александринского театра 19
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 909.50 Кб (Скачать файл)

Первые спектакли профессионального  русского театра отвечали всем требованиям  господствовавшего тогда литературно-художественного  направления - классицизма. Героями  трагедий могли быть лишь цари, князья, вельможи. Простой народ выступал только в ролях слуг. Образцовой драматургией классицизма можно считать трагедии А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова.

Но уже вскоре стали появляться пьесы, авторы которых придерживались нового литературно-художественного направления - сентиментализма. Проблемы, выдвигавшиеся в этих пьесах, были ближе к действительности. Герои их говорили о делах и заботах, волновавших простых людей. Виднейшим драматургом сентиментализма был М. М. Херасков. Вершиной развития драматургии и театра в XVIII в. стала комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Здесь впервые остро и смело говорилось о пагубном влиянии крепостного права на все стороны жизни. После смерти Волкова помощь и внимание театру оказывали Дмитревский и Сумароков, который руководил постановкой своих пьес.

  Но особенно значительную  роль в развитии московского  театрального дела сыграл Петровский  театр (названный так по месту  расположения – на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой  театр). Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал этого общедоступного театра вмещал около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы.

  На репертуар, манеру исполнения, на творческие принципы Петровского  театра оказывал влияние Московский университет. Солидно выглядел репертуар театра, разнообразны были представления. Здесь показывали комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», впервые в России была осуществлена постановка «Женитьбы Фигаро» Бомарше. С успехом ставились пьесы Лессинга, Княжнина, Николаева.

В 1805 году Петровский театр  сгорел. В том же году московские театры потеряли самостоятельность: они  перешли в ведение дирекции императорских  театров.

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Из крепостных вышел и знаменитый артист Щепкин.

Провинциальные театры были в таких  крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как, например, в Богородицке и  даже на далекой окраине страны –  в Иркутске. Провинциальный театр  способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.

       Во второй половине  XVIII начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается самобытная манера актерской игры, сценического поведения. Русское исполнительское искусство с первых шагов было отмечено самобытными чертами. Его представители стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы.

  Среди актеров второй половины  века первое место принадлежит  Ивану Афанасьевичу Дмитревскому (1734 – 1821). Свой сценический путь  он начал в Ярославском театре, вместе с Волковым прибыл в  Петербург, пополнял знания в  Шляхетном корпусе и в первом профессиональном русском театре стал одним из ведущих актеров. После смерти Ф. Волкова он возглавил труппу.

  Дмитревский был одним из  образованнейших людей своего  времени. Он дважды побывал  за рубежом, где знакомился  с творчеством мастеров театра. В 1802 году Дмитревский, первым из актеров, был удостоен звания члена Академии наук.

  Он занимался переводами  пьес, был режиссером, педагогом,  постоянным другом и советчиком  начинающих актеров. С именем  Дмитревского связана первая  постановка «Недоросля» Фонвизина: он являлся режиссером спектакля и исполнителем роли Стародума.

  Лучшие роли Дмитревского  – Синав и Дмитрий Самозванец  в трагедиях А. П. Сумарокова, Добросердов в комедии В. И.  Лукина «Мот, любовью исправленный».

1.6. Русский театр в 19 – ом веке.

Первая половина 19 в. в  России ознаменована двумя важнейшими событиями, оказавшими влияние на все  сферы общественной жизни и на театр в том числе.

Первое из них –  война против наполеоновской Франции, вызвавшая огромный рост патриотических настроений. Для театра это имело двоякое значение. Во-первых, правящие круги и интеллигенция осознали роль и возможности театрального искусства в формировании общественной идеологии. Вопросы, связанные с развитием театра, в самом начале 19 в. обсуждались на заседаниях Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Последователь Радищева И.Пнин в своей книге Опыт о просвещении относительно к России (1804) утверждал, что театр должен способствовать развитию общества. Во-вторых, актуальность ставящихся в этот период патриотических трагедий, полных аллюзий с современной ситуацией (Эдип в Афинах и Дмитрий Донской В.Озерова, пьесы Ф.Шиллера и У.Шекспира), способствовали формированию романтизма. А значит, утверждались новые принципы актерской игры, стремление к индивидуализации сценических героев, раскрытию их чувств и психологии. В романтической манере игры раскрылся талант артистов следующего поколения – Я.Шушерина, А.Яковлева, Е.Семеновой, дарование которой высоко ценил А.С.Пушкин. Среди комедийных актеров выделялись В.Рыкалов, И.Сосницкий, М.Вальберхова (спектакли Ябеда Капниста, Бригадир и Недоросль Фонвизина, Модная лавка и Урок дочкам Крылова и др.). Победа над Францией усилила патриотические и романтико-психологические тенденции в театральном искусстве, это особенно наглядно проявилось в драматургическом и театрально-теоретическом творчестве Пушкина, отстаивавшего в русском театре принципы подлинной народности.

В первой четверти 19 в. произошло  и первое официальное выделение  российского драматического театра в отдельное направление (прежде драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной, а одни и те же актеры часто выступали в спектаклях разных жанров). В 1824 бывший театр Медокса был разделен на две труппы – драматическую (Малый театр) и оперно-балетную (Большой театр). Малый театр получает отдельное здание. (В Петербурге драматическая труппа была отделена от музыкальной в 1803, однако до переезда в 1836 в отдельное здание Александринского театра еще работала вместе с оперно-балетной труппой в Мариинском театре.)

Однако свободное развитие литературы и театра было приостановлено в 1825, когда восстание декабристов  привело к усилению реакции. В 1826 казенные театры переводятся в ведение  министерства императорского двора. В 1828 вводится дополнительная цензура пьес в «Третьем отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии». Коллегиальное управление театрами в 1829 заменяется единоначалием директора, подчиненного правительству. Цензура запрещает к постановке лучшие драматургические произведения того времени: Горе от ума А.Грибоедова (1824, запрет снят в 1831); Борис Годунов А.Пушкина (1825, запрет снят в 1866); Маскарад М.Лермонтова (1835, запрет снят в 1862). Основу репертуара российского театра этого периода составляют водевили и монархические пьесы Н.Кукольника, Н.Полевого, П.Ободовского и др. На этом фоне большой общественный резонанс вызвала постановка комедии Н.Гоголя Ревизор (1836).

К этому времени демократическое  направление развития актерского искусства  сосредоточивается в Москве в Малом театре. Там собирается сильная труппа во главе с П.Мочаловым и Щепкиным. Щепкин развивал психологическую линию актерского творчества, предвосхищая эстетическое направление критического реализма, сближая театр с жизнью. К щепкинской школе принадлежали и другие выдающиеся артисты Малого театра – М.Львова-Синецкая, П.Орлова, В.Живокини и др. Мочалов же представлял направление трагико-романтическое, бунтарское, вдохновенно наполненное высокими чувствами и сильными страстями.

Новый этап в развитии российского театра 19 в. связан с творчеством драматурга А.Островского. Появление его пьес обеспечило театру обширный реалистический национальный репертуар. Драматургия Островского требовала от актеров сценического ансамбля, умения создавать бытовые характеры, работы над словом для передачи своеобразного языка персонажей. Близость эстетических позиций обусловило близкое и результативное сотрудничество Островского с Малым театром. Работа над его драматургией способствовала повышению актерского мастерства труппы, а талантливая игра актеров обусловливала сценический успех и повышала популярность драматурга.

Периодом стремительного взлета и бурного расцвета российского  театра стал рубеж 19–20 вв. Это время  было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная профессия – режиссер, и в связи с этим формировалась принципиально новая эстетика режиссерского театра. В России эти тенденции проявились особенно ярко. Это был период небывалого взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический театр – наряду с поэзией, живописью, сценографией, балетом – представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Александринский театр.

2.1. История создания  Александринского театра.

В 1816 году был объявлен конкурс на лучший проект здания театра на Театральной площади рядом  с Невским проспектом (сейчас это  пл. Островского). Лучшим признали работу архитектора Карла Росси, который к этому времени уже был известен в Петербурге как прекрасный мастер архитектурных ансамблей. Новая работа Росси стала еще одним блестящим подтверждением его удивительного таланта.   

Участок, на котором предстояло работать мастеру, в 18 веке был территорией усадьбы Аничкова дворца. В начале 19 века на углу Невского проспекта и Садовой улицы по проекту архитектора Е. Соколова построили здание для Публичной библиотеки, а участок между нею и дворцом передали Театральной дирекции. Здесь архитектор В.Бренна построил небольшой театр, который называли Малым. Но скоро стало ясно, что театр не вмещает всех желающих, да и центральная столичная магистраль диктовала свои условия - здесь должно было появиться большое и красивое здание.  
 
Фактически Росси работал над улучшением проекта театра до самой своей смерти: сегодня исследователи знают о двадцати генеральных планах, в каждом из которых архитектор искал более совершенные решения. Результат многолетнего труда гениального архитектора действительно можно назвать совершенством.  
 
 Здание театра стоит в глубине площади, как бы превращая ее в огромную сцену. Его фасад выглядит удивительно простым, но одновременно торжественным и нарядным. В небольших нишах, рядом с белоколонным портиком - скульптуры муз трагедии и танца - Мельпомены и Терпсихоры. Над центральным объемом фасада прямо навстречу зрителю устремлена квадрига Аполлона, в руках которого лира и лавровый венок. Эта скульптурная композиция выполнена скульптором Пименовым, постоянно

 

Александринский театр. Современная  фотография

 

сотрудничавшим с архитектором. Росси сделал здание театра самым высоким среди окружающих площадь сооружений, он даже выше Аничкова дворца. . Театр находится на центральной оси площади, перед ним был разбит только невысокий зеленый сквер, позволявший любоваться с Невского проспекта панорамой площади. Однако в 1873 году в центре сквера появился памятник Екатерине II работы скульпторов Чижова и Опекушина, и, несмотря на то, что мы сегодня уже не мыслим Невского проспекта без этого интересного памятника, следует признать, что панораму площади он разрушил.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.План-схема Александринского театра

 

 

 

 

1 – входной вестибюль

2 – фойе первого  этажа

3 – партер зала

4 – амфитеатр

5 – оркестр

6 – сцена

7 – боковые подъезды

8 – вспомогательные  помещения

 

 

 

 

 

2.3. Зрительный зал  Александринского театра

 

 

 

 

 

Планировка зрительного  зала – традиционная  для ярусных  и оперных театров.

Над амфитеатром подковообразной  формы – часть «итальянской кривой» - возвышаются пять ярусов зрительских  мест в ложах и на балконах. Места  в амфитеатре не отделены друг от друга, а напоминают античный театр.

К сожалению, зрительный зал не имеет того величия, что задумал Росси. Только убранство центральной ложи отличается спокойной уверенностью композиции, возникающей из безупречного сплетения одноглавых орлов, шлемов, щитов, копий и мечей. В целом зал своими орнаментами, выполненными золотом по белому фону, и красными драпировками производит величественное впечатление, соответствующее чеканному совершенству классического искусства.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мною был рассмотрен достаточно обширный период развития русского театра. Однако этим периодом его дальнейшее становление не заканчивается. Впереди у русского театра еще много нововведений, реформ, которые, безусловно, будут отражать общественные настроения предстоящих исторических потрясений.

Несмотря на то, что  сейчас все чаще можно услышать мнения о неактуальности или даже устаревании  многих театральных традиций, все  же, театр по- прежнему оказывает заметное влияние на общественную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Возникновение и развитие театрального дела в России