Влияние Востока на культуру Европы XVII – XVIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:25, реферат

Краткое описание

Китайский стиль или шинуазри – одно из самых сильных и устойчивых течений в европейской эстетике. У истоков этого стиля лежали рассказы Марко Поло и купцов XVII века об их удивительных приключениях. Мир Китая воспламенял воображение европейцев манящими видениями экзотической страны. Роскошь и блеск восточных товаров, проникавших в европейские страны, приводили в восторг монархов и истинных ценителей красоты.
Немногочисленные путешественники, возвращаясь из дальнего странствия в Китай, завораживали слушателей своими поразительными рассказами. Гравюры на столетия вперёд определили основные черты китайского стиля; их влияние прослеживается как в архитектурных ансамблях, так и в различных сферах декоративно-прикладного искусства. Литература о Китае подготовила почву для вызревания китайского стиля, но сам факт его рождения был связан с началом импорта китайских товаров. Английская Ост-Индская кампания ограничивалась закупками чая, шёлка и фарфора, однако она разрешала своим сотрудникам (от капитана до рядовых матросов) вести свою торговлю. Именно благодаря частной торговле, связанной с поставками тканей для одежды и мебели, обоев, керамики, вееров, поделок из лака, серебра, золота и слоновой кости, познакомились на Британских островах с китайскими изделиями.
В условиях быстрорастущего спроса на товары Востока плодовитые мастера и искусные ремесленники во всех концах Европы наладили производство своей собственной продукции в китайском стиле, не стремясь к формально точному воспроизведению китайских образцов, а творчески постигая их суть.
В XVIII веке, воспитанного на рококо, мода на китайский стиль стала неотъемлемой частью эстетических пристрастий публики, интерес к шинуазри стал повсеместным и проник во все сферы декоративного искусства. Мебель меняла свой облик, фарфоровые мануфактуры вырастали на землях княжеских поместий, изображения пагод мерцали на стенах салонов. В следующем столетии принятие этого стиля новым средним классом придало ему ещё больший размах и расширило сферу его применения. Увлечение Востоком в конце XIX века оказало значительное влияние на развитие индивидуального языка модерна.
В данной работе мы исследуем развитие этого стиля в контексте XVII – XVIII веков, в период его зарождения и расцвета.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………...…....3
II. От Китая к шинуазри………………………………………………………..……...4
2.1 Текстиль……………………………………………………………………...…..…5
2.1.1 Англия…………………………………………………………………...…….6
2.1.2 Франция………………………………………………………………….….…7
2.2 Лак……………………………………………………………………………...……8
2.2.1 Франция. Лак мартен………………………………………………………….8
2.2.2 Италия…………………………………………………………………………10
2.3. Фарфор……………………………………………………………………….…....10
2.3.1 Голландия. Делфтский фаянс………………………………………………..10
2.3.2 Германия. Мейсенский фарфор………………………………………….…..11
2.3.3 Франция. Севрский фарор…………………………………………………...12
III. Заключение…………………………………………………………………………14
IV. Библиография………………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

китайский стиль.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

     АКАДЕМИЯ  ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

     Уральский филиал

     Кафедра гуманитарных дисциплин и истории  искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Влияние Востока

     на  культуру Европы XVII – XVIII вв.

       Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Работу  выполнила

     студентка V курса

     специальности ДПИ

     Ренёва  Д.Е

     Проверила

     Перевалова  Л.П. 
 
 

     Пермь 2010

Оглавление.

I. Введение………………………………………………………………………...…....3

II. От Китая к шинуазри………………………………………………………..……...4

2.1 Текстиль……………………………………………………………………...…..…5

    2.1.1  Англия…………………………………………………………………...…….6

    2.1.2  Франция………………………………………………………………….….…7

2.2 Лак……………………………………………………………………………...……8

    2.2.1  Франция. Лак мартен………………………………………………………….8

    2.2.2  Италия…………………………………………………………………………10

2.3.  Фарфор……………………………………………………………………….…....10

    2.3.1  Голландия. Делфтский фаянс………………………………………………..10

    2.3.2  Германия. Мейсенский фарфор………………………………………….…..11

    2.3.3  Франция. Севрский фарор…………………………………………………...12

III. Заключение…………………………………………………………………………14

IV. Библиография………………………………………………………………………15

V. Приложение…………………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.  Введение.

    Китайский стиль или шинуазри – одно из самых сильных и устойчивых течений  в европейской эстетике. У истоков  этого стиля лежали рассказы Марко  Поло и купцов XVII века об их удивительных приключениях. Мир Китая воспламенял воображение европейцев манящими видениями экзотической страны. Роскошь и блеск восточных товаров, проникавших в европейские страны, приводили в восторг монархов и истинных ценителей красоты.

    Немногочисленные  путешественники, возвращаясь из дальнего странствия в Китай, завораживали слушателей своими поразительными рассказами. Гравюры на столетия вперёд определили основные черты китайского стиля; их влияние прослеживается как в архитектурных ансамблях, так и в различных сферах декоративно-прикладного искусства. Литература о Китае подготовила почву для вызревания китайского стиля, но сам факт его рождения был связан с началом импорта китайских товаров. Английская Ост-Индская кампания ограничивалась закупками чая, шёлка и фарфора, однако она разрешала своим сотрудникам (от капитана до рядовых матросов) вести свою торговлю. Именно благодаря частной торговле, связанной с поставками тканей для одежды и мебели, обоев, керамики, вееров, поделок из лака, серебра, золота и слоновой кости, познакомились на Британских островах с китайскими изделиями. 

    В условиях быстрорастущего спроса на товары Востока плодовитые мастера  и искусные ремесленники во всех концах Европы наладили производство своей  собственной продукции в китайском  стиле, не стремясь к формально точному воспроизведению китайских образцов, а творчески постигая их суть.

    В XVIII веке, воспитанного на рококо, мода на китайский стиль стала неотъемлемой частью эстетических пристрастий публики, интерес к шинуазри стал повсеместным и проник во все сферы декоративного искусства. Мебель меняла свой облик, фарфоровые мануфактуры вырастали на землях княжеских поместий, изображения пагод мерцали на стенах салонов. В следующем столетии принятие этого стиля новым средним классом придало ему ещё больший размах и расширило сферу его применения. Увлечение Востоком в конце XIX века оказало значительное влияние на развитие индивидуального языка модерна. 

    В данной работе мы исследуем развитие этого стиля в контексте XVII – XVIII веков, в период его зарождения и расцвета.

    II.  От Китая к шинуазри.

    На  Западе товары из Китая всегда были в цене. Во второй половине XVII века европейский beau monde словно помешался на Востоке и на всём китайском. Страстные коллекционеры с нетерпением ожидали. Когда прибудут галеоны, каракки и большие «ост-индцы» с расшитыми шёлковыми драпировками, лаковыми шкафами и кабинетами, золотой филигранью и сине-белыми фарфоровыми вазами. Однако спрос намного превышал предложение, и местные мастера-ремесленники черпали вдохновение для творчества, засматриваясь на гравюры-иллюстрации к путевым заметкам.

    Шёлковых  дел мастера находились под влиянием Востока ещё на заре шелкоткачества. Во времена династии Юань в Монгольской  империи, основанной Хубилаем, не чинили препятствий для транзита товаров, и тюки с шёлком доставлялись через Азию на Ближний Восток, а оттуда – в Европу. Из тканей, украшенных изображениями драконов, фениксов и львов, нередко шили одежды для католических священников. Эти мотивы и узоры были настолько хорошо известны ткачам из Лукки, что к середине XIV века они наладили своё производство тканей в китайском стиле.

    Лаковые изделия, однако, давались европейцам не без труда. На пути освоения технологии их изготовления стояли две серьёзные  проблемы – материал и орнамент. Главная сложность заключалась в отсутствии основного ингредиента настоящего лака. Сок лакового дерева (сумах) быстро засыхал, и его нельзя было привезти в Европу в целости и сохранности. Материалы местного приготовления были похуже, они не давали того глянцевого блеска, благодаря которому китайские дома «сверкали», как зеркала. Местных мастеров явно смущала и сложность орнамента. Нет ничего удивительного в том, что первые европейские изделия из лака не снискали всеобщего признания. Некоторые из самых старых сохранившихся образцов не носят никаких следов восточного влияния.

    При изготовлении фарфора возникали  столь же обескураживающие трудности, как и при работе с лаком. На Западе умели делать и искусно  расписывать гончарную посуду, но никто понятия не имел, как получить фарфор, а в Китае его производили уже с IV – VI веков. Не смотря на многочисленные эксперименты, настоящий фарфор в Европе так и не смогли получить до середины XVIII века.

    Когда в XVI – XVII веках Европу наводнила фарфоровая продукция из Китая и Японии, зачастую её изготавливали специально на экспорт. К 1638 году Ост-Индская компания переправила в Европу свыше трёх миллионов предметов, изготовленных по европейским образцам и покрытых сине-белым декором в китайском вкусе. Такое смешение стилей станет отличительной чертой шинуазри. Например, в 1643 году английская Ост-Индская компания сурово отчитала своих агентов в Сурате за отправку крашеных тканей, не отвечавших традиционному английскому вкусу, и решила перестроить торговлю текстилем, планируя делать ткани за рубежом по специальным заказам из Англии. С 1662 года руководство компании, не доверяя больше словесным описаниям декора тканей, стало направлять в Индию свои образцы узоров для ситца. Это были упражнения в технике восточного рисунка, или, скорее, эскизы, исполненные в китайском стиле, как его понимали англичане в середине XVII века. Судя по рисункам. Их представления о восточных тканях сильно отличались о действительности. Кроме того, свою лепту в эту путаницу трактовок китайского стиля внесли индийские мастера, которые интерпретировали присланные английские образцы на свой лад, отнюдь не стремясь к их точному воспроизведению. В итоге, когда переработанные индийцами английские рисунки попали в Китай. Местные мастера и подумать не могли, что копируемые ими мотивы как-то связаны с их традиционным искусством. Недоумение было вполне оправдано, поскольку «китайский стиль» - явление поистине западное, продукт видения Китая, грёза средневековой Европы о сказочной стране. 
 

    2.1. Текстиль.

    Европейские мастера вышивки и игольного кружева значительно опередили представителей других видов декоративно-прикладного искусства, создав оригинальные произведения в стиле зрелого шинуазри. На дошедших до нас панелях-вышивках тех времён изображаются мирные сценки: маленькие фигурки в одиночку или группами сидят под балдахином, ходят по шатким мостикам, за низеньким столиком пьют чай. Это обитатели грядущего царства рококо, которое шло на смену помпезному эгоцентризму Людовика XIV. Однако пока позы человечков напряжены, занятия однообразны, а в облике ещё нет той романтичной мечтательности, которой так щедро наградит их потомков фантазия художников XVIII века. 

    2.1.1. Англия.

    Английские  вышивальщицы поддались очарованию Востока со всей страстью. С середины века рисунки, выполненные в подражание китайским образцам, появились на покрывалах и драпировках в покоях королевской семьи Стюартов. Чтобы создать изысканную вещь, достойную изящности китайского шёлка, приходилось запасаться терпением на долгие часы работы тамбурными или челночными стежками, французскими или пекинскими узелками. Сливовые ветки, пионы, лотосы и хризантемы, расцветая на белом шёлке или атласе, выстилали собой дорогу местной версии шинуазри с характерным для неё восхитительным колоритом. Вышивальщицы времён короля Якова в качестве рисунка-образца брали индийское «древо жизни» (одинокое кривое дерево, тянущееся вверх с пригорка, извивающееся и расползающееся по полотну), удачно сочетая новый мотив с местными традициями вышивки тонкой шерстью тёмно-синих, коричневых и зелёных оттенков. Эти узоры очень подходили на набивные рисунки хлопчатобумажных тканей, ввозимых Ост-Индской компанией.

    Высокие панели, непременный атрибут декора стен в залах стюартовского периода, подвергали нелёгкому испытанию  трудолюбие вышивальщиц. В 1716 году некий сэр Уолтер Калверли оставил в своём дневнике следующую запись: «Жена закончила своё рукоделие для гостиной, над которым трудилась три с половиной года. Большую часть работы она сделала своими собственными руками. А это десять панелей».

    Палампоры – это большие отрезы расписного миткаля, широко использовавшегося  на протяжении десятилетий. Обычно им обивали стены. Миткаль получил  настолько широкое распространение, что английские текстильщики попытались оказать давление на парламент, чтобы добиться запрета на его ввоз в страну. И в 1700 году парламент принял решение о запрете не только на ввоз индийского миткаля и ситца, но даже и на их ношение.

    Однако  во второй половине XVII века лёгкие набивные ткани, поступавшие из Индии, резко изменили представления о возможностях ткачества и совершенно вытеснили из моды жёсткую расшитую парчу. Серьёзную конкуренцию европейскому текстилю составляли восточные шелка, что заставило местных ткачей наладить выпуск альтернативной продукции, так называемых «эксцентричных» шелков (брокатов). Украшавшие эти шелка прихотливые извивы линий, словно рождённые магией тропических лесов цветочные и лиственные орнаменты столь убедительно выглядели «по-восточному», что одно время эти ткани по ошибке принимали за исконно индийские. Вместе с тем текстиль восточного происхождения по-прежнему оставался символом вкуса и элегантности.

    В начале XVIII века стала приходить в упадок торговля традиционной английской шерстью, к тому же закрывались шелкоткацкие фабрики. Перед рабочими встала реальная угроза безработицы и голода. В 1719 году взбунтовались ткачи Спайталфилда. Они рыскали по городу и обрызгивали кислотой попадавшихся им на пути женщин, одетых в наряды из миткаля. Когда смутьянов отправили в тюрьму, оставшиеся на свободе ткачи подкрадывались к женщинам сзади и срывали с них одежду. Столь отчаянные акции свидетельствовали о том, на сколько высока была степень сопротивления импорту тканей из восточного хлопка. Запрет был распространён на все виды хлопчатобумажной продукции, и с 1720-х годов хлопок поступал в страну чаще всего контрабандным путём. 

    2.1.2. Франция.

    Текстиль, ввозившийся с Востока: атлас  и вышитые ткани из Индии и  расписные шелка из Китая –  также использовались для оформления китайских комнат. В росписи применялся лишь один цвет: насыщенный лиловый или красный, сепия или сине-фиолетовый. В Ирландии и Англии данный технологический процесс был разработан уже в 1750-х годах, а во Франции производство началось на 20 лет позже, лишь после того, как заработала мануфактура в Жуи. Во второй половине XVIII века во Франции мода на такие ткани достигла своего пика, и редко в каком доме не было кабинета, спальни или гостинной, стены которых не украшала бы toile de Jouy, этой тканью обтягивали так же стулья и кровати. Обычно узор состоял из повторяющегося мотива, образуемого четырьмя-пятью небольшими виньетками: два мудреца беседуют в чайном домике, слуга, сидя на корточках, в равновесии удерживает на голове чайник, три изящных женщины следят за игрой своих детей, мандарин спускается по ажурной крутой лестнице. И все эти фигурки располагаются на фоне чарующего пейзажа с изогнутыми деревьями, зубчатыми скалами, и миниатюрными домиками.

Информация о работе Влияние Востока на культуру Европы XVII – XVIII вв