Витраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА. РАСЦВЕТ ВИТРАЖА В СРЕДНИЕ ВЕКА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖА И ПРИЁМЫ РАБОТЫ.
ГЛАВА 3. ПЛЁНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИИ ВИТРАЖА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСТОРИЯ ВИТРАЖА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ВИТРАЖАМИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 7 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 1.41 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ.doc

— 519.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Текст.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ

     Витраж - это особый вид монументально-декоративного  искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

     Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или  на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

     Ныне  акцент в создании витражных произведений сместился из области монументалистики в сторону камерности, от архитектуры  к декорации интерьера. И в  таком качестве витраж, можно смело  утверждать это, переживает в последние  годы и десятилетия настоящий бум. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть то количество предложений, которые предлагает в этом направлении современный нам рынок дизайнерских, декораторских и строительных услуг.

     Краткому  обзору истории этого вида декоративно-прикладного искусства, его современного состояния, основных техник и приёмов создания, а также наиболее интересным новым направлениям в его развитии и посвящается данная работа.  
 

      

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА. РАСЦВЕТ ВИТРАЖА В СРЕДНИЕ ВЕКА. 

     Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass - в английском языке; Glasgemalde - в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства. 
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла". Первые столетия средневекового периода истории совпали с оскудением стекольного производства почти на всей территории европейского материка. Искусство стекольщиков начало приходить в упадок, и витражное дело, нуждавшееся в усовершенствовании техники изготовления прозрачного листового стекла, оказавшись в неблагоприятных условиях, задержалось в своем развитии на несколько веков. Во всяком случае мы не имеем никаких оснований полагать, что за период VI-IX столетий появились какие-либо новые разновидности витражей, отличающихся от описанных нами первичных, созданных в начальные годы средневековья.

     В литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.

     Перелом наступает около X столетия. Уже несколько  раньше, точно не известно когда, появляется описанный Теофилом способ изготовления тонкого листового стекла, который  позволяет получать фасонные куски  значительно большего размера, чем это было возможно раньше, когда витраж представлял собой, в сущности, прозрачную мозаику.

     Вплоть  до начала 12 столетия витражи встречались нечастоо, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Теофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: "Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".

     Вырезанные  фигурные кусочки листового цветного стекла научились к X в. соединять свинцовым переплетом. Делалось это, судя по описанию, оставленному Теофилом, следующим образом. Сначала отливали в железных или деревянных формах свинцовые стерженьки, которые затем расплющивали в полоски. Этими полосками обертывали края заранее нарезанных и точно пригнанных один к другому кусков цветного стекла, составляющих в своей совокупности тот или иной узор или картину. Затем эти куски стекла, обернутые по краям свинцом, раскладывались в надлежащем порядке на большом столе и плотно пригонялись один к другому. После этого соприкасающиеся свинцовые перемычки спаивались, для чего применялся припой - сплав олова со свинцом. В качестве паяльника служил железный стержень особой формы.

     Швы пропаивали сперва с одной стороны  витража, а затем с другой, для чего лист приходилось переворачивать. Фигурная вырезка кусков стекла производилась при помощи раскаленного железного прута, концом которого проводили по контуру, предварительно нанесенному на стекло краской. В месте прикосновения прута к стеклу возникали сквозные трещины, которые следовали за движущимся концом прута. Разрез получался неровный, так как от главной трещины вправо и влево отходили маленькие ответъления, характерные для витражей средних веков.

     Такова  была в основных чертах техника изготовления так называемого "паечного"1 витража в начальный период его появления,т.е. в IX-X вв. К этому времени он уже успел приобрести свои типические черты, удержавшиеся в течение нескольких столетий.

     Характерную особенность паечного витража составляет фигурная сетка свинцовых перемычек, вкомпанованная в более крупные прозовы железных или резных каменных переплетов. Перемычки обычно располагались по главным контурным линиям изображения, акцентируя их, что было важно при рассматривании картины с большого расстояния.

     Вся эта система - совокупность прочно скрепленных  разноцветных кусков стекла - охватывалась общей деревянной или железной рамой, вставлявшейся в окна нередко  гигантских размеров - до нескольких десятков квадратных метров в готических зданиях. В это время строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности. В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д.

     Наиболее  ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

     К 1140-1144 годам относятся витражи  церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся  до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре  Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики. 
 
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.

     X век для витражного искусства  стал знаменательной вехой, поскольку  в это время впервые на цветных  церковных стеклах появилась  живопись. В качестве краски широкое  распространение получил и удержался  на долгие годы состав, известный  под названием "шварцлота" (SchwartzLoth) и представлявший собой тонко растертую смесь окислов меди и железа с легкоплавким иногда свинецсодержащим стеклом.

     Такой порошок, имевший коричневый цвет, замешивался  на воде вине или на каком-нибудь растительном масле в кашицу, которой и наносился на стекле рисунок при помощи волосяной кисти. После высыхания разрисованное стекло подвергалось обжигу при умеренной температуре достаточной для размягчения того легкоплавкого стекла, которое вводилось в состав краски. В результате рисунок "прижигался", т. е. прочно закреплялся на стекле.

     Несмотря  на то, что палитра цветных стекол этого периода была ограниченной, художникам удавалось достигнуть большой  согласованности тонов, производивших  вследствие этого впечатление яркой красочности.

     Детали обычно прорисовывались шварцлотом. Наносился контур, изображались лица, руки, складки на одежде. При этом трактовка форм была достаточно обобщенной, не нарушающей плоскостного характера витража.

     От  толщины слоя краски зависела большая  или меньшая степень ее прозрачности и различие в оттенках. Для смягчения светотеневых переходов применялась штриховка.

     Теофил  очень точно описывает способы  передачи светотени в живописи на стекле: "Тени и свет на одеждах... ты можешь делать так же, как это  практикуется в живописи, а именно следующим образом. Когда ты вышеупомянутой краской (шварцлотом) сделаешь линии на одеждах, распространи их кистью так, чтобы стекло в той части просвечивало, которою ты привык в живописи наводить свет. Пусть одна линия в одной части будет тяжелая, в другой - легкая, наконец, - еще нежнее, чередуясь нюансами с такой тонкостью, что они кажутся тремя нанесенными красками. Этот порядок ты должен соблюдать у бровей, вокруг глаз, носа и подбородка, вокруг юношеских лиц, обнаженных ног и рук и прочих обнаженных частей тела. Этот характер живописи основывается на богатстве меняющихся тонов". 
Как видно из книги Теофила, техника изготовления витражей уже в его время имела многолетний опыт и достигла большого совершенства. Она дала возможность использовать в витражах готических соборов выдающиеся декоративные свойства стекла. Обычно витраж готического храма представлял собой расположенные во всю вышину огромных окон вертикальные ряды медальонов различной формы: круглых, овальных, четырехугольных. Эти медальоны, в которых помещались изображения, обычно окаймлялись богатым орнаментальным узором из листьев, цветов, лент или геометрических фигур.
 

     Наивысшего  подъема витражное искусство  Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.

     Нельзя  все же рассматривать витражи  как искусство исключительно  церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в  готических соборах (Шартрском и других) встречаются витражи и с реалистическими сюжетами - каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались также дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.

     Итак, основными особенностями витражей XII-XIII вв. является декоративность и яркая красочность прозрачных стекол, обобщенность и лаконичность рисунка, графический прием изображения, носящего плоскостной характер, и тесная увязка с архитектурой. Живопись на стекле этой эпохи, несомненно, следует отнести к искусству больших форм, к искусству благородного монументального стиля.

     Последующие годы вносят в технику витража  немаловажные новшества.

     Широкое распространение получает прежде всего  прием "grisaille"2 (гризайль) - от французского слова "gris" (серый). Он состоит в нанесении рисунка одной краской, черной или коричневой, во всех тональных переходах, от темного до светлого. Для коричневого цвета применяется уже известный нам шварцлот, в качестве черной краски используются подобные же составы, содержащие смесь различных металлических окислов. Принципиально эти краски ничем не отличаются от обычных, применяющихся для живописи по стеклу и фарфору.

     В манере "гризайль" исполнялись  на стекле сложные орнаментальные композиции, напоминавшие узоры на тканях или коврах. Иногда они оживлялись введением отдельных ярких, красочных пятен. Не меньшее значение в развитии витражной техники имело и второе нововведение - изобретение так называемой желтой серебряной краски для стекла (Kunstgelb или Silbergelt).

Информация о работе Витраж