Византия. Н.М. Каминская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:39, доклад

Краткое описание

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.
Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения — феодальные.
Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Византия.docx

— 20.98 Кб (Скачать файл)

Византия. Н.М. Каминская

 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ 
 
В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией. 
Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приходят новые общественные отношения — феодальные. 
Господствующей религией было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства. 
В искусстве Византии и эстетических взглядах V—VII вв. отразились все противоречия эпохи, связанные с ломкой старых и формированием новых общественных отношений: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики. 
Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка. 
Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими и себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека — характерны для них. 
 
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ 
Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота — это добродетель во славу бога. 
На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий. 
Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма. 
 
ТКАНИ, ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ 
Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. 
Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей. 
Рисунок — крупный, четкий, плос-костный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. 
Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30—40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта. 
Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати. 
Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета — желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. 
 
 
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОСТЮМА 
Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. 
Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека. 
 
МУЖСКОЙ КОСТЮМ 
Основными видами мужской одежды янляются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. 
Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. 
Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. 
Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой — фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками. 
На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху — пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники. 
С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15— 35 см, длина — 4—5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник — оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси. 
Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. 
Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.

     

     


ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ 
Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. 
На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента, На шее — массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. 
Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи. 
Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей. 
 
ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО КОСТЮМА НА КОСТЮМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 
Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела.


Информация о работе Византия. Н.М. Каминская