Византийская мозаика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:53, реферат

Краткое описание

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого - муза) - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. - особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий. Сложная по исполнению требующая точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декоративное убранство. Камни, смальта и т. д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике.

Содержание

I. Понятие, типы и методы исполнения мозаик………………………………стр.2-3
II. Общая характеристика мозаики Византии………………………………………..стр.3-4
i. Происхождение византийской мозаики………………………………………стр.4
ii. Особенности византийского стиля…………………………………………….стр.4-5
iii. Другие особенности византийской мозаики…………………………………стр.5
III. Анализ стиля стиля мозаики
Византии………………………………………………………………………………………………………..стр.5-6
IV. ОБРАЗ В ПРОСТРАНСТВЕ………………………………………………………………………стр.6-7
i. Купала и апсиды…………………………………………………………………………………стр.7
Заключение…………………………………………………………………………………………………………стр.8
Источники…………………………………………………………………………………………………………….стр.9

Вложенные файлы: 1 файл

Византийская мозайка1.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Так как образам  приходилось существовать в пространстве, обычно принадлежащем зрителю, и  делить его с ним, их размещение в  отдельных ячейках – трехмерных элементах, бывших, так сказать, наростами на основном пространстве, – оказалось нужнее, чем когда-либо. Более того, поскольку изображения не были звеньями связной цепи повествования, то им не следовало сливаться друг с другом. Композиции должны были иметь четкие границы и занимать определенное место, подобно тому, как изображенные в них события и персонажи располагаются в иерархической системе. Для этой цели употреблялся такой прием, как снабжение каждой ячейки особой рамой.

Элементы интерьера, особенно находящиеся в верхней части здания, выделяются или особой формой, присущей им как компонентам пространства, или, как в нижней зоне, обрамляющей их орнаментированной мраморной облицовкой спокойных тонов. Эти мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в украшенных мозаикой византийских церквях покрывают практически все вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе. Нет ничего более чуждого монументальным мозаичным декорациям этих храмов в центральных регионах империи, чем обычай украшать мозаиками все стены без разбора – принцип, характерный для памятников XII в. на Сицилии, в Венеции и в других колониальных форпостах византийского искусства. В самой Византии мозаика никогда не теряла свойств драгоценного камня в массивной оправе. Изображения не перестают быть обособленными элементами пространства. Их взаимодействия основаны не на тесных контактах в пределах плоскости, а на замысловатой системе пространственных отношений.

Средневизантийская  система мозаичного убранства самым  очевидным образом делится на части, соответствующие тройственному  единству неба, рая, или Святой земли, и земного мира. В храме легко  можно выделить три зоны: первая – зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конхи апсиды; вторая – зона тромпов, парусов и верхних частей стен; и третья – зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. Эти три зоны в большей части случаев разграничивались скульптурными космитами – опоясывающими все здание узкими полосами из резного камня или стука.

 

 

  1. Купола и апсиды. В верхней зоне, небесной сфере храмового микрокосма, находятся только изображения наиболее священных лиц (Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события. С IX до конца XI в. византийское искусство использовало только три варианта купольного убранства: "Вознесение", "Сошествие Святого Духа" и образ Пантократора-Вседержителя во славе. "Вознесение", "Сошествие Святого Духа" и Пантократор, кроме всего прочего, удовлетворяют формальным условиям средневизантийского купольного декора еще и потому, что у них есть естественный центр, вокруг которого можно развернуть композицию. Апостолы, ангелы или пророки, подобно спицам колеса, располагались соответственно вокруг медальона с возносящимся Христом, Этимасией (уготованным престолом) или полуфигурой Пантократора в центре.

 

Особый ритм, отличающийся по своей природе и  частоте от ритмического движения фигур в плоскостном изображении, связывает фигуры воедино и объединяет их с находящимся в вершине купола центральным образом. Сложные позы, особенно характерные для "Вознесения", создают впечатление ритмичного движения, почти танца, вдоль окружности купола; в то же время взгляды, жесты и второстепенные мотивы (например, деревья в "Вознесении" и лучи света в "Сошествии Святого Духа") направляют взгляд к центру.

Боковые апсиды в отличие от главной не подчинялись  столь строгим правилам. Однако они в первую очередь были связаны с "предысторией" Христа и Искупления, поскольку в них изображали или родителей Богоматери – Иоакима и Анну, или предтечу Мессии – Иоанна Крестителя. Именно в соответствии с этой обычной программой толкователи интерпретировали жертвенник как символ места рождения Христа – Вифлеемской пещеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 

  Примером византийских мозаик могут служить: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V век), Баптистерий Православных в Равенне(V век), Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне( VI век), «Голуби на чаше» художника Соза и другие.

 

Итак, в X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мира - грузинского, сербского, болгарского, русского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского искусства прослеживается в Италии и на острове Сицилия, на Кавказе и ряде других областей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

 

  • Г. Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб: «Азбука-Классика», 2004. 

 

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001.-160 с. 

 

  • http://www.mosaic.su/technology/vizantiya/

 

  • http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Византийская мозаика