Виды фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.

Вложенные файлы: 1 файл

Общее понятие об устном народном творчестве.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

 

Практическая часть

 

а) Примеры устного народного творчества

Зимовье зверей

(Русская народная сказка)

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

-Куда, баран, идешь? - спросил бык.

-От зимы лета ищу, - говорит баран.

-Пойдем со мною!

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

-Куда, свинья, идешь? - спросил бык.

-От зимы лета ищу, - отвечает свинья.

-Иди с нами.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

-Куда, гусь, идешь? - спрашивает бык.

-От зимы лета ищу, - отвечает гусь.

-Ну, иди за нами!

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

-Куда, петух, идешь? - спросил бык.

-От зимы лета ищу, - отвечает петух.

-Иди за нами!

Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

-Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать?

Бык и сказывает:

-Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем.

Баран говорит:

-У меня шуба тепла - вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

Свинья говорит:

-А по мне хоть какие морозы - я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь говорит:

-А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.

Петух говорит:

-А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!

Бык видит - дело плохо, надо одному хлопотать.

-Ну, - говорит, - вы как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

-Пусти, брат, погреться.

-Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!

-А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», - и пустил барана.

Вот свинья прозябла, пришла к быку:

-Пусти, брат, погреться.

-Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью.

Тут пришли к быку гусь и петух:

-Пусти, брат, к себе погреться.

-Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!

-А не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

-Не пустишь? - говорит петух. - Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:

-Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха.

-Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. - Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!

Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку:

-Иди ты вперед!

А волк кричит:

-Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!

Ладно, пошел медведь; только что в двери - бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался, да как бацнет медведя в бок и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел - глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:

-Подайте сюда, подайте  сюда!

Волк с лисой услыхали крик да бежать!

Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:

-Ну, что было мне! Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: «Подайте сюда, подайте сюда!» Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!

 

Пословицы

 

  1. Ближняя соломка лучше дальнего сенца.
  2. Где сосна взросла, там она и красна.
  3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  4. За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое.
  5. Смиренье — девичье ожерелье.
  6. Смерть да жена Богом суждена.
  7. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  8. Кумовство да свойство — ближнее родство.
  9. Он вашему слесарю троюродный кузнец.
  10. Дома не в гостях: посидел — не уйдешь.

 

б) Примеры использования различных видов устного народного творчества в работе с детьми

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

1. Можно использовать предметы  народно-прикладного искусства и  русские народные музыкальные  инструменты.

2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда  обеспечивает систематический подход  к ознакомлению с окружающим  миром, когда их содержание ориентировано  на человека, виды его деятельности  и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны  как можно чаще звучать в речи педагога.

3. Необходимо широко использовать  наглядный материал (чем младше  ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается  развернутая картина действий  и их результата. Показ может  быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с  помощью наглядных средств помогает  добиться наилучшего понимания  содержания. Во время чтения произведения  делают динамический акцент на  фрагментах текста («масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).

4. В ходе инсценирования  и прослушивания текста следует  поощрять и стимулировать действенное  участие ребенка: позови петушка и т.д.

5. Эмоциональным изложением  произведения нужно побуждать  детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная  выразительность речи. Нужно обратить  внимание ребенка на то, что  один и тот же персонаж может  быть разным в разных произведениях.

6. Важно следить, чтобы  ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.

7. Обязательное правило  – неоднократное полное прочтение  произведения. Каждое повторение  должно быть не менее увлекательным  процессом, чем первое знакомство.

8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица  или поговорка дается вне контекста  – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание  и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или  поговорка предлагается в контексте  небольшого рассказа. Можно проверить  понимание обобщенного значения  пословиц и поговорок, предложив  детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один  из героев мог бы уместно  использовать данную пословицу  или поговорку. Когда у детей  накопиться некоторый запас пословиц  и поговорок, можно предложить  им подобрать пословицы, соответствующие  содержанию и идее определенной сказки.

Методика ознакомления со сказками:

1. Сказку ребенку надо  рассказывать, а не читать. И рассказывать  неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы  персонажей, передать и моральную  направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того, чтобы дети  слушали сказку внимательно, надо  их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с  помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше  начать знакомой присказкой, а  уже слышанную сказку – присказкой  новой, интересной.

3. Алексеева М. М., Яшина  В. И. предлагают использовать словесные  методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления  со сказкой, помогающие определить  жанр, основное содержание, средства  художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи  исполнения сказки мастерами  художественного слова.

4. При рассказывании сказки  рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся  герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор  заместителей (разных кружков) изготавливает  и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать  кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

5. Заканчивать сказку можно  известными концовками: «Тут и  сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать  ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и  подходящие к содержанию сказки  пословицы, это закрепит впечатление  об услышанном и научит ребенка  к месту употреблять образные  народные выражения.

6. Р. Халикова раскрыла  своеобразие приемов влияющих  на нравственное, патриотическое, интернациональное  воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие  пословиц, сказок углубляется, если  одновременно идет ознакомление  детей с декоративными изделиями  народного быта, национальным костюмом  русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу  по сказкам вопросов, ответы на  которые требуют акцентирования  на нравственных качествах героя.

- использование метода  сравнения национальных фольклорных  произведений, что дает возможность  не только формировать определенные  представления о характерных  национальных особенностях устного  творчества, но и воспитывать  глубокий интерес к анализу  этих особенностей, понимание ценности  фольклора каждого народа; детей  следует подводить к пониманию  того, что разные народы в сказках  одинаково оценивают поступки  персонажей.

- использование метода  сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

7. Необходимо после занятий  создать условия для разнообразной  творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные  от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование  на темы любимых сказок, их драматизация.

Методика ознакомления с загадками:

1. На начальном этапе  учить детей воспринимать образное  содержание загадок, объяснять их.

2. Затем обратить внимание  на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать  целесообразность использования  выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить  детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух  им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение  к слову, которое обозначает отгадку.

3. Позже, когда дети усвоят  жанровые особенности метафорических  загадок, педагог предлагает им  самим придумывать загадки о  предметах, явлениях действительности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400c.
  2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
  3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.16-20.
  4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.
  5. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.
  6. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11.
  7. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. - №9. – С.11 - 18.
  8. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
  9. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.
  10. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
  11. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 1988. - №5, С. 13-17

Информация о работе Виды фольклора