Василий Баженов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Вся его жизнь – это творческий порыв. Его проекты были невероятно амбициозные, невероятно масштабные. Его творения были великолепны. С другой стороны и крушения были.
По одной из легенд все проекты Василия Баженов – дело рук других архитекторов. Не сохранилось не одного чертежа за его подписью.
Так кто же он, архитектор Василий Баженов, признанный гений, который был первый во всем или горький неудачник, которому фатально не везло и чье имя до сих пор окутано легендами?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Детство.Юность………………………………………………………………..4
2.Жизнь за границей……………………………………………………………..5
3.Первые неудачи в России………………………………………………………6
4.Реконструкция и строительство Кремля………………………………………6
5.Царицыно………………………………………………………………………8
6.Дом Пашкова…………………………………………………………………….9
7.Завершающий этап жизни……………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Приложения……………………………………………………………………..13
Список используемой литературы…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Vasily_Bazhenov.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный  архитектурно-строительный университет

 

 

Кафедра истории

 

 

Дисциплина: Культурология

 

 

 

Реферат

Василий Баженов

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Студент группы 1 С 1

                                                                                                                  А.В.Подлепецкая

                                                                                                                  Руководитель:

                                                                                                                  Ляховицкий Е.А.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Детство.Юность………………………………………………………………..4

2.Жизнь за границей……………………………………………………………..5

3.Первые неудачи в России………………………………………………………6

4.Реконструкция и строительство  Кремля………………………………………6

5.Царицыно………………………………………………………………………8

6.Дом Пашкова…………………………………………………………………….9

7.Завершающий этап жизни……………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………12

Приложения……………………………………………………………………..13

Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Василий Баженов – один из основоположников русского классицизма. Он многое успел осуществить, но еще  больше замыслов осталось на бумаге. И  специалисты до сего дня  спорят о его наследии. Баженов был балованным судьбы, ему легко все давалось, но до последних дней его преследовал злой рок.

Вся его жизнь – это  творческий порыв. Его проекты были невероятно амбициозные, невероятно масштабные. Его творения были великолепны. С другой стороны и крушения были.

По одной из легенд все  проекты Василия Баженов –  дело рук других архитекторов. Не сохранилось  не одного чертежа за его подписью.

Так кто же он, архитектор Василий Баженов, признанный гений, который был первый во всем или  горький неудачник, которому фатально не везло и чье имя до сих  пор окутано легендами?  

 

 

 

 

 

 

1.Детство. Юность

   Баженовы переехали в Москву из Калужской губернии в 1940 году, юному архитектору тогда было 3 года. Главу семейства, Ивана Федоровича, назначили причетником Верхо-Спасского собора в Кремле. Все, что запомнилось будущему архитектору о первых годах жизни – это нищета и страсть к рисованию.

  «Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художник. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, — рассказывал о себе сам Баженов. — ...Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть». Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по давней традиции ему следовало идти по стопам отца. Все равно ему безудержно хотелось рисовать: «Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своей композицией, за что меня заставали и секали часто».1

   С 16 лет Василий попал на строительство главенского дворца, резиденции Елизаветы, Баженов прибился к артели живописи.

Поразил всех своими умениями, и ему поручили расписывать печи под мрамор. Дворец восстанавливали по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Именно здесь юного художника заметили. Баженов обратил на себя внимание архитектора Дмитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу.

   Архитектурная школа Ухтомского была первая в России, но даже она не могла дать исключительно талантливому юноше того, что он ждал. Баженову хотелось превзойти все науки, изучить языки, увидеть мир.26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие московского университета. По просьбе Ухтомского Василия зачислили в московскую гимназию. Сын нищего дьячка, вчерашний мастеровой, стал господином студентом одним из первых, о большем и мечтать не можно. Видимо действительно он был баловень судьбы и родился в счастливый час.

   В 1751г. любимец Елизаветы, меценат и покровитель талантов Иван Шувалов, стал президентом первой академии трех знаменитых художеств: живописи, ваяния и архитектуры.

   «Его превосходительство И.И.Шувалов проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я пристроен церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств много первым началась»

   Все годы обучения в академии Василий был первым в списке студентов. К 23 годам ему было пожаловано дворянство, он уже был многообещающим архитектором, опытным в художествах.2

 

2.Жизнь за границей

  

В сентябре 1759 года Баженов  был направлен для развития своего таланта в Париж. Ему понадобилось всего 1,5 года, чтобы с триумфом выдержать экзамены в парижскую академию архитектуры.

  Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его академические наставники : нарядные и вместе с тем строгие здания простых прямолинейных очертаний с равномерными, четкими рядами стройных колонн. Этот стиль потом назовут классицизмом. На смену бурному чувству, воплощенному в динамичной и сложной архитектуре барокко, пришли ясный разум и спокойная гармония, опирающиеся на античные традиции.3

  Поступив в ученики к профессору Девайи, Василий Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи. Баженов стал первым русским, который добился такого признания. Золотая медаль не досталась ему только потому, что он не был католиком. Но радость омрачало вовсе не это.

   «Во Франции учился в теории примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи ,молодые французы, у меня крадывали мои проекты и с жадностью их копировали»4

    Когда известия об успехах Баженова дошли до Шувалова, он постановил: быть Баженову в Риме.

    Рим, 1767 год. В вечном городе Баженов учился на шедеврах итальянских художников, скульпторов, архитекторов. На экзаменах в римской академии его проекты встретили аплодисментами. Его не просто приняли в академию, а присвоили звание академика. Это было уже европейское признание.

    В Риме Баженов  сделал модель Собора Св. Петра, учился гравированию.

    Баженову не было еще и 30, а Флорентийская и прочие академии искусств почитают видеть его в своих рядах. Людовиг XV пригласил работать в Париж. Король был очень удивлен, получив отказ. Баженов торопился в Россию.5

3.Первые неудачи в России

   За 5 лет, что он провел за границей, дома многое переменилось: на царский престол после дворцового переворота взошла Екатерина II.

   В 1765г. В Петербурге  состоялось 2ое рождение академии  художеств. По другому екатерининскому  регламенту, уставу и штампу.  

   Но Академия Баженова обидела. Ему сшили парадный мундир, за который потом требовали денег, произвели в академики, но давно обещанной профессорской должности, а значит, и оклада не назначили. Сменившемуся здесь начальству он был не нужен. К тому же Баженову устроили испытание, от которого другие академики были избавлены, — предложили создать для подтверждения высокого звания небольшой проект... Он выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойдя заданную скромную программу. Но дела все равно нужно было искать самому. Конечно, работы хватало: Баженов проектирует для любимца Екатерины II графа Григория Орлова, для малолетнего наследника престола Павла, и еще, и еще. Наконец, Орлов, командующий артиллерией и фортификацией, приглашает Баженова к себе на службу, испросив ему у императрицы неожиданный для архитектора чин капитана артиллерии. Вместе с покровителем и всем царским двором Баженов покидает Петербург и в начале 1767 года возвращается в Москву.

 

4. Реконструкция  и строительство Кремля

 

 В 1768 году была учреждена экспедиция по строению большого Кремлевского дворца.  Причина тому была, очевидно, политическая. Екатерина II решила осчастливить страну новым, разумно составленным сводом законов. Для этого в кремлевской Грановитой палате созывалась комиссия из представителей разных сословий. Между тем сам Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной.

   Главным архитектором назначили Баженова, своим заместителем он пригласил друга юности М. Казакова. Екатерину увлекли грандиозные планы архитектора. Строительство дворца виделось Баженову небывалым и дерзко вечным. Баженов говорил: «Не крепостью вижу я Кремль, а местом просвещения и славы народной»

   «Предмет есть таков, чтобы обновить вид с его древностью обветшалого и нестройного града. Исчезнет тогда слава древних чудес, народы европейские узрев восставшей из недр земных новый Кремль, объемы будут удивлением огромности и величавости оного».6

  Следовало, сохранив почитаемые святыни и лучшие здания, расчистить Кремль, придать его облику свойственные классицизму уравновешенность и симметрию. Баженов планирует прямые улицы, веером расходящиеся от древних Троицких ворот, новые площади. Затем замысел расширяется: возникает идея громадного дворца, который займет всю южную часть Кремля. В центре он выдвинется к набережной Москвы-реки могучим выступом, по сторонам — закруглится внутрь, сливаясь в одно целое с другими кремлевскими зданиями.

   В Кремле начинается ломка  старых строений, рушатся стены,  в облаках розовой кирпичной  пыли открываются небывалые виды. Внутренние площади Кремля, вчера  еще замкнутые, теперь видны  даже издали, с другого берега  реки.

  В Кремле был построен специальный дом для модели дворца, там же поселился и главный архитектор, не хотел отлучаться от работы ни на час, такой модели во всем мире никогда не бывало: высотой в человеческий рост, интерьеры как настоящие, даже мрамор на колоннах и стекла в окнах. Желающих увидеть эту диковину было так много, что принималось поставить караульных. Сама Екатерина подписала разрешение: «Модель кремлевского дворца допускать видеть публику, кроме подлого народу».

  В эти годы все складывалось удачно. Баженов женился на дочери богатого московского купца на графине Долговой и они зажили в своем доме напротив Кремля.

   Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: беда нагрянула в Москву — эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громит его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов там, он боится за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме.

  На следующее лето праздником открывается новый этап работы — вынимается земля под дворцовый фундамент, который будет заложен год спустя в еще более торжественной обстановке.

   1 июля 1773 г. состоялась закладка большого кремлевского дворца. Это был счастливый час в жизни Баженова. На закладной медной доске была выбита надпись, которую он сам сочинял: «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

   Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась. Недоставало средств, все больше их уходило на осушение рвов, на укрепление сочащегося водой, подрытого, оседающего откоса кремлевского холма: если он съедет, могут рухнуть стоящие на нем древние соборы. И весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Дело было, конечно, не в одних соборах, их можно было уберечь и иначе. Просто баженовский грандиозный дворец был ей уже не нужен, дескать стройка дело дьявольское, она пожирает деньги и чем больше строить, тем больше хочется строить, это болезнь, как запой.7

    Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: "Оставляю тому, кто за благо избран будет".8 Тем временем он строит за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России.

5.Царицыно

  Нарядные необычные постройки на Ходынском поле Екатерине понравились. Вот такой хочет она видеть и свою новую усадьбу - только что купленное подмосковное поместье  Черная грязь.

  «Мое новое владение  я назвала Царицыным, и по общему мнению это сущий рай».

  По одной из легенд, Черная грязь была местом гиблым и проклятым древними колдунами. Злой рок преследовал всех, кто здесь поселялся. Строительство поручили  Василию Баженову.

   На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня.

   Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина, условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали "готической". Классицисты считали ее "неправильной", искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику — здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел.

Информация о работе Василий Баженов