Архитектура Палеологовского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 06:00, доклад

Краткое описание

Палеологовское возрождение (Палеологовский ренессанс) — период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов, последний взлёт культуры в истории Византии(вплоть до окончательного падения Константинополя под натиском турок в 1453 г.). Начался после захвата Михаилом VIII Констатинополя и восстановления Византийской империи, когда начались обширные работы по восстановлению столицы. Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение Византийской империи Палеологи тратили огромные средства на поддержание искусства. «Создавалось впечатление, что за предыдущий период была накоплена громадная национальная энергия, которая теперь, с отвоеванием Константинополя, проявилась в блестящем творчестве, пришедшем к созданию нового стиля»(Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв.).

Вложенные файлы: 1 файл

Арх.Палеолог..docx

— 178.33 Кб (Скачать файл)

Архитектура Палеологовского возрождения.

Палеологовское возрождение (Палеологовский ренессанс) — период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов, последний взлёт культуры в истории Византии(вплоть до окончательного падения Константинополя под натиском турок в 1453 г.). Начался после захвата Михаилом VIII Констатинополя и восстановления Византийской империи, когда начались обширные работы по восстановлению столицы. Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение Византийской империи Палеологи тратили огромные средства на поддержание искусства. «Создавалось впечатление, что за предыдущий период была накоплена громадная национальная энергия, которая теперь, с отвоеванием Константинополя, проявилась в блестящем творчестве, пришедшем к созданию нового стиля» (Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв.).

В эту эпоху дорогостоящая мозаика все чаще уступает место фреске. Однако, именно в это время был построен и украшен знаменитый монастырь Хора, мозаика и фрески которого считаются непревзойденными памятниками палеологовской эпохи.

Увеличивается число сюжетов иконописи, в поисках новых апокрифические сюжеты в полном объёме с VI века уже есть в искусстве тем мастера прибегают к апокрифическим Евангелиям (то есть не принятым официальной церковью)

К представителям эпохи Палеологовского возрождения можно отнести Феофана Грека.

Ученые спорят о том, мог бы палеологовский ренессанс плавно перейти в настоящее Возрождениес

Это последний период существования Византии и время последнего расцвета ее культуры.

 

Основная тенденция этой эпохи как в живописи, так и в архитектуре - изживание монументальности,наблюдается смена эстетического идеала

Было создано немало оригинальных произведений как церковной, так и светской архитектуры. В целом, размеры построек стали значительно скромнее. Это было вызвано, с одной стороны, оскудением империи после разграбления ее крестоносцами (1204-1261 г.г.), с другой стороны, философией нового ощущения контакта с Богом - не путем общей молитвы, а через индивидуальное внутреннее сосредоточение. Новые храмы все более тяготеют к центрическим постройкам.

Во времена палеолговского возрождения постройки создавались уже гораздо менее масштабные, чем в предшествующие эпохи.

 

В 1312—1315 гг. был сооружен характерный памятник палеологовского времени — пятиглавая церковь Апостолов в Фессалониках (ранее она называлась церковь Богоматери; турецкое название — Сууксу-Джами) (илл. 44 а). Близкое в плане к квадрату центральное помещение покрыто куполом на высоком барабане; купол укреплен на парусах, высокие арки которых опираются на четыре свободно стоящие колонны. С северо-западной и южной сторон идет низкий обход, по углам которого помещаются еще четыре купола. Он отделен от подкупольного помещения стенами. Формы церкви Апостолов отличаются большой стройностью: подкупольные арки, значительно превышающие по высоте колонны, и трехчастные окна в стенах под низким обходом как бы подготовляют взлет высокого барабана главного купола. Следует, однако, подчеркнуть, что в целом эстетический эффект церковных зданий палеологовского времени резко отличен от присущего комниновским постройкам эффекта стройных лаконичных, устремленных ввысь форм.

 Посвящение 12 апостолам связано с легендой, согласно которой храм ранее имел 12 куполов, символизирующих 12 апостолов. Однако изначально А. Ц. была посвящена Богоматери, что следует из состава росписей галерей

 

В палеологовских церквах широкие боковые обходы, просторность угловых и боковых помещений уравновешивают вертикальную вытянутость подкупольного пространства; интерьер обладает большой широтой и гармоничностью; образ его более приближен к ощущениям человека.

Барабаны всех пяти куполов церкви Апостолов расчленены тремя уступами оконных ниш, украшены тонкими декоративными колонками, абсиды — плоской вытянутой аркатурой. Барабаны, стены, особенно абсидная часть отделаны богатыми узорами кирпичной кладки; во внешней отделке абсиды кладка составляет целые орнаментальные полосы.

 

Прекрасный памятник древней архитектуры, который сохранился в Стамбуле — Церковь Богородицы Паммакаристы. Площадь столь грандиозного сооружения украшена множеством мозаик, по числу уцелевших мозаик храм уступает собору Святой Софии и церкви в Хоре.

 

Это сооружение, по некоторым источникам, было построено к 12 веку, очень позднему периоду византийского искусства в архитектуре. Однако некоторые полагают, что первоначальное строение может быть отнесено к периоду правления Михаила VII Дуки в 11 веке. Одним из самых интересных мест в церкви является южный придел храма – Пареклесия, он полностью посвящен Иисусу Христу. Он полностью сохранил мозаичный декор, который относится к 14 веку. Конструкция придела имеет крестообразный план, галерею и нартекс, всю композицию венчает купол высотой 2, 3 метра.

 

После падения Константинополя в храме появилась кафедра вселенского патриарха, он занимал это здание с 1455 до 1587 года. Спустя пять лет по решению Мурада III церковь обратили в мечеть Фетхие-джами, это являлось символом завоевания Закавказья. При реконструкции церкви и создании молельного зала строители разобрали все внутренние перекрытия и перегородки.

 

Реставрацию здесь провели в середине 19 века, а в середине 20 века храм полностью отреставрировали, и сегодня здание церкви представляет собой музей.

Палеологовский Ренессанс оказал огромное влияние на сопредельные с Византией страны: Сербию, Болгарию, Древнюю Русь. Это влияние ощущалось и в творчестве художников Итальянского Возрождения, в особенности венецианской школы. Человеком палеологовского времени, хотя и очень своеобразным, был знаменитый живописец Феофан, прозванный на Руси Греком. Поэтому историческое значение Палеологовского Ренессанса не ограничивается хронологическими или географическими рамками. После захвата Константинополя турками и падения Византийской империи в 1453 г. это искусство продолжало играть свою роль в общеевропейском развитии. Искусство Палеологовского Ренессанса стало своеобразным Классицизмом православного мира.

 


Информация о работе Архитектура Палеологовского возрождения