Архетиктоника объемных форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «архитектоника» (от греч. – строительное искусство) в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы.

Вложенные файлы: 1 файл

архетиктоника.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский  государственный университет

технологии  и дизайна

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

         Кафедра ___________________________________________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № (вариант)________

 

    

 

         По предмету «_______________________________________»

         Выполнил(а) студент(ка) ___________курса РИНПО СПГУТД

         Группа______________________________________________

         ФИО (полностью)_____________________________________

         Зачетная книжка № ___________________________________

         Домашний адрес______________________________________

          ____________________________________________________

 

 

ПРОВЕРИЛ:

____________________________

                                                                                       (должность, ФИО преподавателя)  

   ____________________________

                                                                                       (подпись, дата)

 

 

 

Санкт-Петербург

2012


 

Понятие «архитектоника» (от греч. –  строительное искусство) в общем  виде включает единство художественного  выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во всестороннем единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

 

Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета. Форма представляет собой взаимоотношение различных  фигур. Взаимоотношение фигур  - это результат группировки (организации) составляющих элементов. Выделяются несколько основных принципов группировки - близость, замкнутость, подобие и т.п.

 

 Основы формообразования промышленных  изделий рассматривают с учетом  всех факторов, которые, определяя их потребительские свойства, в то же время определяют и «морфологию» этих изделий, т.е. их конкретную форму.

 Последовательность изучения  закономерностей формообразования  промышленных объектов обусловлена  прежде всего значением формообразующих  факторов: влияния на форму изделия его назначения (рабочей функции) и эргономических требований, которые оказывают на форму иногда решающее значение; влияния материалов и конструкций на форму промышленных изделий, которое неодинаково и зависит от характера предмета, его функций, его связей с человеком, со средой. Все эти факторы действуют в конкретных социальных условиях, что также отражается на качестве конечного продукта, на его формообразование.

 

Костюм – (фр. costume – обычай) определённая система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров, отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятия, профессию.

 

 Костюм несет на себе отпечаток  эпохи, в которой он создан, и отражает:

 

  • экономический и культурно-эстетический уровень общества;

 

  • функциональную принадлежность;

 

  • исторический, классовый, психологический характер общества;

 

  • нравственные и духовные ценности общества;

 

  • национальную и половую принадлежность;

 

  • сексуальность.

 

 Костюм характеризуется:

 

  • материалами, из которых он сделан (мех, ткань, трикотаж, кожа);

 

  • художественным оформлением (дизайном);

 

  • кроем.

 

 Костюм отражает внешний  образ человека. Кроме материальной  культуры он несет информацию  о:

 

  • психологической,

 

  • социальной;

 

  • возрастной;

 

  • исторической характеристики человека.

 

 Психологическая характеристика  костюма проявляется в том,  что человек одевает на себя  и в его отношении к тому, что он одевает.

 

 Историческая характеристика  складывается из познания всего  окружения, которое сложилось  в данную историческую эпоху. Как только общество разделилось на классы, костюм становится отражением социального неравенства и носит классовый характер.

 

 Костюм, как и одежда, покрывает  тело человека, но функциональные  особенности их различны. Если  одежда служит человеку для  того, чтобы защищать его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой. Костюм всегда является объектом творчества и средством эстетического воспитания личности. Костюм – это составная часть предметного мира, окружающего человека. Важно создать гармонию между этим миром и человечеством, чтобы вещи служили человеку, а не он был их рабом. Костюм – это образно расширенный ансамбль, в центре которого человек. Создание костюма это постоянный поиск разнообразия форм и конструкции одежды. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самые разнообразные. Богатейшей кладовой для создания костюма, является исторический костюм, который формировался, шлифовался и утверждался веками. Исторический костюм наряду с национальным костюмом является богатейшим источником творчества художника – модельера.

 

Силуэтом в костюме принято  называть плоскостное изображение  объёмной формы. Используя такое понятие силуэта, специалисты имеют в виду не абсолютно точную тень этой формы на плоскости, а её условное схематизированное изображение.

 

Силуэты в одежде классифицируются:

по степени прилегания изделия  к фигуре (полуприлегающий, приталенный, прилегающий, прямой, свободный, расширенный),

по виду геометрической формы, которой  он может характеризоваться или  к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усечёнными вершинами  – Х- образный).

 

Очень часто при характеристике силуэта используют различные символьные, знаковые обозначения силуэта, акцентирующие главное в форме изделий. Так появляются  силуэты А, Д, Х, Т, S, V – образные.

 

Основные силуэты определяются по принципу отношения к фигуре (повторение её форм, приближение и контраст):

приталенный (с разным объёмом верхней  и нижней частей изделия),

прилегающий (с разной степенью приталивания),

полуприлегающий,

прямой  (с большей или меньшей  свободой прилегания),

расширенный ( трапеция, А – силуэт).

Следует отметить, что отдельные  характеристики одежды – форма плеч, их высота, длина плечевых швов, покрой рукавов, высота линии талии и  бёдер, длина изделия определяются силуэтом, его пропорциями и отражают важнейшие особенности формы  изделия.

 

Форма изделия становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном её решении: четкости силуэта, точности  пропорций частей костюма, соответствии цветового решения изделия его назначению.

 

Статика

 

СТА́ТИКА, СТАТИ́ЧНОСТЬ (лат. staticus, от греч. statos — «стоящий») — в изобразительном искусстве — качество покоя, равновесия зрительных сил (см. конструкция; стиль; уравновешивание). В большинстве случаев соответствует симметричным композициям с метрической структурой, свойственным искусству Классицизма. Противоположные качества — динамичность, асимметрия, ритмичность, свойственные стилю Барокко (сравн. экспрессия).

 Яндекс. Словари› Новый энциклопедический  словарь изобразительного искусства

 

По схемам построения и характеру  трактовки композиционные решения  бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние  покоя и уравновешенности.

 

Композиции, построенные в ритмичном  сочетании, основой служат цвет и  линия, соотношение ширины и расстояний между ними. Такие работы можно  отнести к статичным композициям.

 

 

 

Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.

 Но любую статичную форму  можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в  углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и т. д. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. Композиция, которая стремится к изменению со расположения своих элементов, является динамичной.

Динамика

 

ДИНА́МИКА (от греч. dynamis — «сила») — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно распологаются на плоскости  картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.

 

К динамичным относятся:

 треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне,  эллипс, шар,пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани  и т. д.

 

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. Уравновешивание частей по цвету, тону, форме или объему. Для симметрии характерен ярко выраженный центр, часто совпадающий с геометрическим. Симметричной называется всякая фигура, которая состоит из геометрически и физически равных частей, должным образом расположенных относительно друг друга. Под геометрическим равенством подразумевается совместимое (конгруэнтность) либо зеркальное равенство.

 

 Симметрия в искусстве основана  на реальной действительности, изобилующей  симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

 

 Художники разных эпох использовали  симметричное построение картины.  Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

 

 Существуют три основных вида симметрии: зеркальная, осевая, винтовая. Зеркальная симметрия подразумевает наличие оси и зеркальное, т.е. полное, отражение в одну и другую стороны. Осевая симметрия обусловлена конгруэнтностью (равенством геометрических фигур в осевых сечениях) и достигается вращением фигуры относительно оси симметрии. Например, можно представить люстру, у которой три рожка. Она симметрична, но здесь нет зеркальности отражения, а есть повторяемость, совместимость одной и той же формы через определенный угол. Так, рожок люстры повторяется через 120°. Винтовая симметрия достигается в результате вращательного движения линии или плоскости вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременно поступательного движения вдоль оси. Спираль, винты, винтовые лестницы - вот наиболее простые случаи такой симметрии.

 

 Однако в природе абсолютной  симметрии нет. Отступления от  симметрии неизбежны и в технике,  так как они обусловливаются  функциональными и конструктивными  факторами. Но они вполне допустимы,  так как сами по себе не дезорганизуют форму. Однако в этих случаях асимметричные элементы необходимо органически увязать с остальным строем формы, композиционно уравновесить, и тогда симметричная в своей основе композиция с определенными отступлениями может стать упорядоченной.

 

Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым  разнообразным в зависимости  от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

 

 При асимметричной композиции  отдельные элементы лишены своей  связующей - оси симметрии, поэтому  работа над асимметричной формой  сложнее, чем над симметричной (это дает возможность индивидуального  проявления мастерства и отличается  высокой степенью действенности). Соподчинение элементов формы в данном случае сводится к соблюдению композиционного равновесия.

Информация о работе Архетиктоника объемных форм