Авангрард в белорусском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, изучить и проанализировать социокультурную обстановку в стране в 1980-х годах, определив ее сущностное значения для формирования неофициального белорусского изобразительного искусства, выявить специфические черты и основные направления в творчестве белорусских художников1980-х годов начала 1990-х годов.
Задачи данной работы:
1. Изучить социокультурную обстановку в Беларуси в 1980-х годах.
2. Выявить основные течения в белорусском изобразительном искусстве 1980-х-начала 1990-х годов
3. Выявить предпосылки и факторы становления белорусского авангарда в 1980-е годы
4. Проанализировать творчество представителей белорусского авангарда 1980-х годов
5. Определить предпосылки и истоки возникновения национального течения в белорусском изобразительном искусстве.
6. Проследить творческий путь и проанализировать творческие воззрения художников национального течения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 1980-Х- НАЧАЛА 1990-Х КАК АРЕНА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ГЛАВА 2. АВАНГАРДНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 1980-Х- НАЧАЛА 1990-Х КАК АРЕНА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

ГЛАВА 2. АВАНГАРДНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении 1980-х-начала 1990-х в искусстве Беларуси постепенно назревают перемены, современные тем, что постепенно входят в жизнь советского человека второй половины 1980-х под названием «перестройка».

Демократизация общества содействует формированию творческих объединений как тех, что в качестве структурных элементов входили в состав Белорусского союза художников, так и полностью независимых.

Данное десятилетие становится временем вызревания нового облика белорусского искусства, который формируется в деятельности независимых художников Беларуси, чье творчество в условиях уже зыбкой советской цензуры, все же продолжает занимать позицию неофициального, андеграудного, формалистического искусства, однако выходит уже на новый более демократичный и открытый уровень, что позволяет художникам высказываться более неформально, свободно и субъективно.

Актуальность данной работы определяется тем, что формирование целостной системы знаний о неофициальном белорусском изобразительном искусстве 1980-х-начала 1990-х годов, его месте в системе культурных представлений белорусского художественного пространства 1980-х годов, позволит проследить процесс развития современного искусства Беларуси на современном этапе, определив его сущность и выявив характерные черты.

Цель данной работы, изучить и проанализировать социокультурную обстановку в стране в 1980-х годах, определив ее сущностное значения для формирования неофициального белорусского изобразительного искусства, выявить специфические черты и основные направления в творчестве белорусских художников1980-х годов начала 1990-х годов.

Задачи данной работы:

  1. Изучить социокультурную обстановку в Беларуси в 1980-х годах.
  2. Выявить основные течения в белорусском изобразительном искусстве 1980-х-начала 1990-х годов
  3. Выявить предпосылки и факторы становления белорусского авангарда в 1980-е годы
  4. Проанализировать творчество представителей белорусского авангарда 1980-х годов
  5. Определить предпосылки и истоки возникновения национального течения в белорусском изобразительном искусстве.
  6. Проследить творческий путь и проанализировать творческие воззрения художников национального течения.
  7. Обозначить отличительные черты национального и авангардного течений и проанализировать сущность данных явлений в белорусском искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.     БЕЛОРУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО 1980-Х-НАЧАЛА 1990-Х КАК АРЕНА РАЗВИТИЯ НЕОФИЦИАЛЬНОГО БЕЛОРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

Начало 1980-х– 1991 годы — судьбоносное для белорусского неофициально искусства десятилетие.

Данный период стал свидетелем начала «перестройки», разрядки идеологической напряженности, первых попыток демократизации общества, что открыло новые перспективы в развитии культуры и искусства. Человеческая индивидуальность вновь становится центром притяжения творческих поисков, в душе каждого нарастало предчувствие неизбежных и коренных перемен. Это был важный исторический период, когда под давлением серьезных кризисных явлений во всех сферах общественной жизни рождалось ощущение общего трагического исхода, который был бы неминуем без рождения нового мышления, переоценки многих взглядов на человека и мир[1, c.382].

Говоря об искусстве начала 1980-х- 1991 года, следуют вспомнить, что зарождение неофициального советского искусства можно отнести к  50-60-м годам ХХ века, когда после смерти И.В.Сталина в условия некоторой либерализации режима, художники делают попытки выйти за рамки социалистических канонов путем знакомства с творчеством зарубежных авторов и переработки художественных предпочтений Запада. Следующим этапом стали 60-70-е года ХХ века, когда художники, столкнувшись с враждебным отношением властей к их творческим изысканиям, начинают формировать базу культуры, альтернативной советскому официальному искусству. И, наконец, 70-80-е годы – время расцвета творчества художников-нонконформистов, время активной творческой деятельности, когда уже была сформирована та творческая атмосфера и среда, которая отличалась приливом социального энтузиазма и обилием новых творческих идей. С начала 80-х годов контроль над художественной жизнью страны постепенно слабеет. Искусство выходит за рамки социалистического канона и то, что недавно считалось подпольным и запрещенным, преобразуется в современное искусство. И к концу 80-х годов ХХ века неофициальное искусство теряет свои характерные черты, постепенно добивается признания в массах и превращается в ту базу, на основе которой на постсоветском пространстве формируется современное искусство.[15, c. 225-227]

Неофициальное искусство в Беларуси нельзя привязывать к периодизации этого движения в России, где уже в 60-х годах творческие объединения представляли собой достаточно разнообразный ряд групп и подпольных организаций, связанных общностью идеологических взглядов. Хотя и в Беларуси андеграунд-объединения уже возникают в конце 60-х годов XX века, основной всплеск приходится лишь на конец 70-х середину 80-х годов XX века. Репрессивная политика 30-х годов нанесла непоправимый урон культуре Беларуси, ряд образованных и деятельных личностей было сослано и уничтожено. В условиях тотального контроля и сплошной советизации становление нонконформистской идеологии проходило медленно и аккуратно, достигнув расцвета в период конца 70- начала 80-х годов XX века. Партийно-государственное руководство СССР ставило своей целью создание единой интернациональной общности, получившей название "советский народ". Центральное место в этой общности формально и фактически отводилось России, русской культуре и языку. Такая ситуация приводила к тому, что многонациональная культура советского народа за рубежом ассоциировалась прежде всего с русской культурой. Действуя в узких рамках директив центрального руководства страны, партийно-государственный аппарат БССР дозировал развитие национальной культуры, игнорировал потребности ее развития[8, c.124]. В совокупности с низким уровнем национального самосознания большей части населения республики осуществление такой политики приводило к сокращению сферы использования белорусского языка, формированию искаженных представлений об исторической роли и самобытности белорусского народа. Национальной культуре отводилась роль экзотико-этнографического элемента и декоративного украшения официальной политики Советского Союза. [21, c.218]

Политика гласности и перестройки в официальной  художественной среде сразу получила живой облик. Ломка идеологических догм давала долгожданные, но вместе с тем совершенно новые возможности творческой свободы[1,382]. Демократизация художественного процессы позволила проводить в Республиканском Дворце искусств, крупнейшем выставочном зале Беларуси, ежегодные выставки молодежного искусства без вмешательства выставочного совета, где раньше свои взгляды навязывали художники-консерваторы, а также чиновники Министерства культуры и партийные идеологи. Это позволило целому поколению молодых художников быстро найти свой стиль самовыражения без давления так называемых авторитетов.

В официальном Союзе художников БССР тоже начались кардинальные перемены. Здесь ежегодно проводились выставки, посвященные национальным «кумирам»: «Николай Гусовский и его время» (1980), выставка к 90-летию со дня рождения Максима Богдановича (1981), «Певцы земли Белорусской. Янка Купала и Якуб Колас» (1982), выставка к 150-летию со дня рождения Кастуся Калиновского и к 125-й годовщине восстания 1863–1864 годов (1988), выставка к 100-летию со дня рождения Язепа Дроздовича (1988). [18, c. 34]

Некоторые члены Союза художников, отвергнув соцреалистическую эстетику советских времен, обратились к идеям национально-культурного возрождения белорусской нации. В структуре Союза начали формироваться секции не по видам искусства (живопись, графика, скульптура), как было прежде, а по интересам или идейным принципам. Появилась «Немига-17» — объединение приверженцев живописного и формального начала в искусстве. Крупным и основательным объединением в рамках Союза стало объединение «Погоня». Художники, связавшие свою деятельность с идеей национального просвещения, в своих работах пропагандировали образное видение ранее запрещенных героев и событий белорусской истории.

Впервые понятие творчества включало в себя принципиальный отход от демонстрации художником навыков академизма в пользу непосредственной и даже провакационно-антиэстетической формы выражения.  Актуальным становится опора на опыт западноевропейского искусства 20 века, который был пройден на молодежных выставках за считанные годы.[21, c. 256-261]

В это время в искусство пришло особое поколение творческих личностей, сила которого была в свободе выбора и почти невыносимой мере ответственности за нее. Эти молодые люди осваивали новые формы существования, иные традиции и беспрерывно занимались поиском «настоящего» искусства. Сформировалась культура, которая не принимала никаких норм и правил, навязанных ей обществом. Культурная политика в Советском Союзе строилась на понимании искусства как идеологической деятельности и требовала соответствия государственным и политическим программам. Те, кто не принимал эти требования или не соответствовал им, оказывались «в подполье», а их творчество объявлялось антиобщественным и  антигосударственным явлением. В категорию «подпольщиков» попадали люди разных творческих профессий, приверженцы различных художественных направлений. Чтобы работать, они были вынуждены создавать независимые объединения, группы, издания, устраивать неофициальные, закрытые, квартирные выставки. Постепенно в нашей культуре сформировался «другой план», становление которого проходило в парадоксальных и необычайно неблагоприятных условиях. Новое выкристаллизовывалось в ситуации сопротивления, борьбы за выживание. Это новое никогда не было безупречным, идеальным[22, c.268]. Однако именно неофициальное искусство удовлетворяло потребности отечественной культуры в обновлении, в преодолении стагнации. Андеграундная волна на протяжении 1980-х успешно преобразовалась в авангардное искусство, наделенное теми качествами, которые были необходимы для дальнейшего развития нашей культуры.

Независимые выставки, которые проходили во второй половине 1980-х, радикально отличались от официальных. Стоит упомянуть, например, выставки «Фрагмент-событие’87» Игоря и Тодора Кашкуревичей, Людмилы Русовой, ассоциации «БЛО» (Артур Клинов, Валерий Песин, Виталий Чернобрисов, Сергей Пилат и др.), «Перспектива» и «Панорама».[26, c. 159] Это были выставки-инсталляции, выставки-акции, выставки-манифесты, атмосферу которых создавали не только художественные артефакты, но и объекты действительности, перформансы и хепенинги, что выявляло настоящую «симфоническую» структуру творческого процесса. Выставки «Мастерская художника» и «Демонстрация сокровищ белорусского авангарда» были организованы сторонниками авангардной культуры коллекционерами Андреем Плесановым и Александром Ивановым, которые и сегодня собирают произведения искусства. Их коллекции дают представление об искусстве 1980–1990-х годов.

Таким образом, в  качестве основной тенденции начала 80-х можно обозначить «выход на свет» целой плеяды авторов, работы которых не могли из-за их формальных и содержательных предпочтений выставляться в залах Союза художников. Свои первые выставки художники организовывали на берегу реки Свислочь в районе сквера Янки Купалы в канун празднования дня города, выставляя холсты вдоль набережной. Через некоторое время сквер наводнялся милицией. Милиционеры пытались отобрать работы у художников и бросить их в реку, затем начинали «арестовывать работы»: холсты изымались у художников и относились в Музей Янки Купалы, к которому никого не подпускали. Художники оказывали сопротивление, их поддерживали жители города, прогуливавшиеся в парке, обращаясь к милиционерам с вопросом: «Объясните нам, почему вы запрещаете эту выставку? Во всем мире художники давно уже рисуют и выставляют, что хотят!» Наряду с милиционерами негативную оценку выставкам давали художники из Академии искусств (в то время – Театрально - художественный институт), образовавшие комиссию, призывавшую авангардных художников опомниться и перестать заниматься глупостями.[26, c. 164]

Следующий этап связан с первыми годами «Перестройки»: в это время проходит целый ряд выставок и возникает целый ряд объединений, как независимых, так и объединений на базе Союза художников. Создание первых объединений и идея первых выставок базируются, прежде всего, на стремлении художников к свободному самовыражению. Не имея возможности выставляться в официальном пространстве, будучи изгоями в Академии искусств, художники начинают искать альтернативные площадки и способы презентации.[26, c. 168] Помещения для выставок находятся случайно: в то время имеется множество пустующих помещений во всякого рода учреждениях, как, например, вестибюли БелНИИТИ и Гражданпроекта, которые отдаются художникам на время выставок «под честное слово».

 К середине 1980-х годов в неофициальной художественной жизни Беларуси уже можно говорить о возникновении двух основных направлений:

  1. Авангардисты, чье искусство связано с желанием преодолеть и покончить с канонами соцреализма, оно берет за основу мотивы неоимпрессионизма, экспрессионизма, сюрреализма. Представители этого направления объединяется в независимые коллективы, такие как: «Бло» (А. Жданов и др.), «Бисмарк» (В.Калгин), КОМИ-КОН (лидер – Константин Горецкий), «Плюралис» (Л.Русова, И.Кашкуревич);
  2. Художники, ратовавшие за национально-культурное возрождение белорусской нации, ставящие своей целью соединение традиций собственной культуры с современными мировым сознание. Представители данного направления организовывали объединения на базе Союза Союза художников – «Немига-17» ( Тамара Соколова, Леонид Хоботов, Зоя Литвинова, Сергей Кирюшенко) и «Пагоня» (руководитель Алексей Марочкин, один из самых ярких участников – Алесь Пушкин).

В условиях еще господствующего метода соцреализма, представители этих направлений существовали в период 1980-х годов на правах нонконформистского искусства, поскольку их идеи противостояли нормам консервативных партийных структур.

Однако перелом, крах советской системы и поиск новой формы существования, сопровождавшийся экспериментами, привел к созданию весьма своеобразного субъективно-индивидуального нового «постсоветского» искусства, яркими представителями которого стали белорусские художники-авангардисты. Попытки закрыть выставки, высмеять их за антихудожественность показали, что консерватизм определенной части общества усиленно поддерживается идеологическими партийными структурами, всерьез решившими под видом «борьбы за высокохудожественное» не потерять своей привычной роли. Политическая реакция в конце 80-х уже явно выступала против перестройки. Поэтому в республике начинается формирование новых демократических движений. Художники видят своей новой актуальной задачей образное оформление общественных, мемориальных и политических демонстраций и митингов. Текстовые, карикатурные композиции, объемные чучела, символизирующие античеловеческую сущность тоталитаризма и диктатуры стали неотъемлемой частью художественного языка данного периода[28, c.76-78].

В целом данное десятилетие стало временем вызревания нового облика белорусского искусства – на смену общественной ангажированности постепенно приходит индивидуальная адресность, художники начинают высказываться более неформально, свободно, субъективно.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АВАНГАРДНОЕ ТЕЧЕНИЕ В БЕЛОРУСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУСССТВЕ 1980- НАЧАЛА 1990Х ГОДОВ: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Информация о работе Авангрард в белорусском искусстве