Авангардизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупность движений в литературе и искусстве 20 в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

АВАНГАРДИЗМ.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

   АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупность движений в литературе и искусстве 20 в., провозгласивших разрыв с художественной традицией и необходимость эксперимента с целью выработки принципиально новых форм творчества.

  Понятие «авангард» применительно к некоторым явлениям литературы и искусства использовалось во французской критике уже с середины 19 в. (Г. Д. Лавердан, Ш. Бодлер). В современном понимании термин «Авангардизм» относится к искусству 20 в.; чаще всего Авангардизм трактуется как наиболее радикальная форма модернизма. При неизменном антитрадиционализме, всегда остающемся для него отправной точкой, Авангардизм не представляет собой последовательно выстроенной системы эстетических постулатов, отличается подвижностью границ и плюрализмом, существуя в виде многочисленных школ и направлений, воплощающих собств. программы.

  Для школ Авангардизм характерна недолговечность; они часто находятся в конфликте друг с другом, поскольку каждая притязает на уникальность предложенного ею пути в искусстве. Однако сама установка на экспериментальность и новизну художественного языка остаётся главным отличительны свойством Авангардизма, позволяя говорить о нём как о единой тенденции, в раздельных формах прослеживаемой на всём протяжении 20 в. В то же время творчество много крупнейших мастеров (В. В. Кандинский, А. Матисс, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, П. Хиндемит, Д. Д. Шостакович, В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, М. Рейн-хардт, Л. Буньюэль, Дж. Баланчин, X. Л. Борхес и др.) связано с Авангардизмом лишь в некоторой своей части (образуя «авангардистский этап» в творческой биографии). Искания Авангардизма чаще всего были намеренно эпатажными и провоцировали скандалы на театральных и музыкальных премьерах, вернисажах, поэтических вечерах. Смысл произведения, вне традиции переставшего быть понятным, авангардисты разъясняли в манифестах и комментариях, ставших важнейшим компонентом творческой практики авангардизма.

  Принципу  воссоздания мира в узнаваемых и жизненно достоверных формах Авангардизм противопоставил идею художественной деформации, дающую мощный стимул развитию всевозможных форм алогизма и гротеска, а в крайних своих проявлениях приводящую к подмене творческого акта неким символическим жестом, выражающим неприятие устоявшихся норм. Так возникли особые способы построения образной системы: чрезмерная зашифрованность (либо отсутствие) сюжета, конфликтные соотношения формальных элементов, слияние разновременных пластов, мифологизация реальности. Условному языку деформаций авангардизма нередко находил обоснования в первобытных культурах, в искусстве непрофессионалов, душевнобольных, детском творчестве, а также в техницизме и урбанизме 20 в. авангардизм пародировал общепринятые понятия и представления, демонстрируя ограниченность и неполноту рациональной картины действительности (экспрессионизм, абсурда театр, чёрный юмор) и подменяя её миром подсознательных, дорефлективных переживаний (сюрреализм).

  Меняя представление о самой сущности искусства, некоторые направления авангардизма противопоставили принципу автономности эстетического объекта идею искусства как социального действия, как психологической терапии шокового характера (футуризм, дадаизм), в предельных случаях вообще отказываясь от эстетического опосредований во имя спонтанности (автоматическое письмо сюрреалистов, «слова на свободе» Ф. Т. Маринетти, «искусство прямого действия»). Авангардизм выдвинул идею произведения как импровизация текста, открытого для разных интерпретаций, вовлекающего читателя, зрителя, слушателя в процесс сотворчества с автором. В этой «открытой системе» воплотилось стремление авангардизма. разрушить границы между искусством и жизнью, произведением и публикой, вывести искусство за пределы музея, театра, концертного зала и т. п.

  Отвергая  сложившуюся систему искусств, авангардизм нередко создавал новые экспериментальные формы, объединяющие разные виды художественного творчества; среди них - «театр художника», «киноживопись» (абстрактные анимации), светомузыка, «пространственная музыка», «инструментальный театр», леттризм и конкретная поэзия. Коллаж, открытый в живописи кубизма, вскоре был освоен др. видами иск-ва. Типичные проявления авангардистского коллажа: включения кинопроекций в театральный спектакль, звукозаписи (в т. ч. речи, шумов) - в «живое» исполнение музыки, словесных текстов - в живописные полотна и хореографические постановки, цитат из живописи и литературы - в кинофильмы.

   С другой стороны, на протяжении всей истории авангардизма сохранялась программная задача выявления видовой специфики отд. искусств, освобождения их от «посторонних» компонентов («театрализация театра», «чистая живопись», «фотогеничное кино»). Формальные элементы (слово как таковое и его звуковой аспект в литературе, линия и цвет в живописи, звуковой материал, высотная и ритмичная структуры в музыке, режиссёрский приём и сценографии, эффекты в театре, монтаж, свет и композиция кадра в кино) выдвигались на первый план, оттесняя миметическое начало (изобразит, мотив, драматургии, основу спектакля или фильма). С утверждением абстракционизма, особенно в его поздних проявлениях, формальная структура, освобождённая от задач отражения реальности, приобретает самодостаточность, выразительные средства обращаются на самих себя, становятся единств, содержанием произведения.

  Для ряда направлений раннего авангардизма были характерны устремлённость в будущее, утопический жизнестроительный пафос и, как следствие, левая идеологическая окраска (рус. футуризм и конструктивизм, Баухауз, нем. экспрессионизм, сюрреализм, особенно его лит. крыло). Сознававший себя «искусством революции», авангардизм к нач. 1930-х гг. был признан в странах победивших тоталитарных режимов «антинародной» и «формалистической» тенденцией, а в нацистской Германии третировался как «дегенеративное искусство».

  Наиболее  значит, школы и движения авангардизма (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм) завершили осп. цикл своего развития в 1920-30-х гг. В послевоенный период на авансцену вышли новые течения абстракционизма: поп-арт, театр абсурда, «новый роман», конкретная поэзия. Появились такие динамические формы, как хеппенинг, перформанс, боди-арт. Возникла инсталляция как способ работы в реальном пространстве (энвайронмент, лэнд-арт). Новая волна авангардизма слила воедино элементы пространственных и зрелищных искусств, музыки, танца в таких синтетических формах, как видео-арт, флюксус, экспериментальное кино. Между направлениями 1960-70-х гг. невозможно провести чётких границ, и принцип тотального искусства, безграничного и неотличимого от жизни, спонтанно возникающего в любом месте и в любой момент, стал предельным выражением «открытой системы».

   Многие авангардистские  новации прочно укоренились в современном искусстве, стали обычной практикой. Лучшие произведения авангардизма ныне стали классикой литературы, изобразит, искусства, музыки, театра и кино 20 в.

  В изобразительных искусствах авангардизм зародился ранее всего, оказав значит, воздействие на др. сферы художественной деятельности. В нач. 20 в. стремительно сменяли друг друга такие направления, как фовизм (А. Матисс, Р. Дюфи, А. Дерен, М. Вламинк и др.), кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис и другие), экспрессионизм (в Германии - Л. Кирх-нер, К. Шмидт-Ротлуф, М. Пехштейн, Э. Но льде, В. В. Кандинский, Ф. Марк, М. Бекман, О. Дике, Э. Бардах и др.; во Франции - Ж. Руо и X. Сутин; в Австрии - Э. Шиле, А. Кубин, О. Кокош-ка; в Норвегии - Э. Мунк), итальянский футуризм (У. Боччони, К. Карра, Дж. Се-верини, Дж. Балла) и близкий ему русский кубофутуризм (Д. Д. Бур люк, О. В. Розанова), метафизическая живопись (Дж. Де Кирико, Карра, Дж. Моранди). Внутри большинства этих направлений обозначилась тенденция примитивизма, которая проявилась и как самостоятельное течение в творчестве М. Шагала, М.Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой, художников «Бубнового валета» (П. П. Кон-чаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк); своеобразное развитие эта тенденция получила в методе аналитического искусства П. Н. Филонова, в живописи и графике П. Клее, в скульптуре Г. Мура. Почти одновременно в разных странах возникли разнообразные формы абстракционизма (живопись Кандинского, Марка, Ф. Купки, неопластицизм П. Монд-риана, орфизм Р. Делоне и С. Делоне-Терк, лучизм Ларионова, супрематизм К. С. Малевича). С начала 1-й войны на сцену художественной жизни вышло международное движение дадаизма (X. Арп, К. Швиттерс, Ф. Пикабиа, М. Дюшан).

  В этот период уже сложились эстетические принципы авангардизма, определившие его дальнейшее развитие: сосредоточенность на форме, вплоть до полного растворения в ней изобразит, мотива; открытая структура, активизирующая зрительское восприятие; прорывы в окружающую материальную среду (коллажи П. Пикассо, Ж. Брака, X. Арпа; скульптуры Пикассо, собранные из обрезков дерева, картона и металла; т. н. мерц-картины К. Швиттерса, реди-мейд М. Дю-шана, пластико-динамич. комплексы и «синтезы» футуристов, зрелищные акции дадаистов).

  В 1920-х гг. лидирующую роль играли направления сюрреализма (М. Эрнст, X. Миро, А. Массой, С. Дали, Р. Магрит, И. Танги, скульптор А. Джакомет-ти), русский конструктивизма и его параллелей в Германии (функционализм мастеров Баухауза) и Голландии (группа «Де Стейл» - Т. Ван Дусбург и др.).

  Пафос преобразования жизни средствами иск-ва проявился в архитектуре и дизайне (В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер роэ; в рус. конструктивизме - А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В.Е. Татлин, Л. М. Лисицкий, бр. А. А., В. А. и Л. А. Веснины, К. С. Мельников и др.). Сюрреалистич. ориентация на подсознат. процессы, автоматизм, спонтанность творч. акта выразились не только в живописи и скульптуре, но и в театрализованных выставках, в экспериментах с пограничными формами (фильмы Л. Буньюэля и Дали, «картины-поэмы» Миро, рейограммы Мэн Рея). В русле конструктивизма возникли аналогичные явления (кинетич. скульптура Н. Габо, опыты со светом и движением Л. Мохой-Надя).

  По  окончании 2-й мировой войны формировались в противостоянии реалистичным течениям различные направления абстракционизма. Абстрактный экспрессионизм в США, ташизм в Европе сконцентрировали внимание на выразительности жеста художника, на физическом процессе работы с краской и холстом. Лишённая изобразит, сюжета «живопись действия» подготавливала идею прорыва за пределы полотна, продолжения динамического процесса в реальном пространстве. В поп-арте, варьировавшем коллажные принципы, картина выстраивалась из «имиджей» массовой культуры (произведения Дж. Джонса, Р. Раушенберга, Э. Уорхо-ла, Р. Лихтенстайна, Т. Вессельманна). В 1960-х гг. идеи и практика дадаизма были «реанимированы» в разл. способах работы с предметами, экспансии в реальное окружение (ассамблаж; аккумуляции Армана; инсталляции Э. Кинхольца, К. Олденбурга и ми. др.; лэнд-арт Р. Смитсона, М. Хейзера, Р. Лонга). Редукция худож. формы позднее была доведена до крайних пределов в минимализме и особенно в концептуальном искусстве, где произведение заменяется условным жестом художника, обращаясь в исчезающую или вовсе отсутствующую структуру.

   Начальный этап авангардизма в литературе связан с футуризмом (Ф.Т. Маринетти в Италии; В. В. Маяковский, В. Хлебников, А. Е. Кручёных в России), создавшим особый поэтический язык, резко противопоставленный всей предшествовавшей лит. традиции. В 1910-е гг. формируются австро-нем, экспрессионизм (Ф. Кафка, Л. Франк, Г. Кайзер, Э. Толлер, Г. Бенн, Г. Тракль, молодой Б. Брехт) с его обострённой, экзальтированной выразительностью, соответствующей кризисным состояниям человеческой психики; нем. и франц. дадаизм (X. Балль, Р. Хюльзенбек, Т. Тцара, А. Брстон и др.), под влиянием которого в литературе авангардизм значит, роль начинают играть коллаж, монтаж, эксперименты с типографским оформлением текста.

  В первые десятилетия 20 в. в различных национальных литературах появляются течения авангардизма, ставившие задачу принципиального обновления художественного языка: конструктивизм (И. Л. Сельвинский, В. А. Луговской и др.) в России; имажизм и вортицизм (У. Льюис, Э. Паунд и др.) в англоязычной поэзии; креасьонизм (В. Уйдобро) и улътраизм (X. Диего, П. Гарфиас) в испаноязычной; активизм в Германии (К. Хиллер и др.) и Венгрии (Л. Кашшак). С нач. 1920-х гг. ведущим направлением литературы авангардизм стал сюрреализм (А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар и др.), создавший новые приёмы (автоматическое письмо и др.) для выражения иррациональных подсознательных глубин человеческой психики. Сюрреализму был близок чешский поэтизм (В. Не-звал, Я. Сейферт), в русской литературе с ним соотносимо творчество поэтов, входивших в группу ОБЭРИУ (Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. М. Олейников, ранний Н. А. Заболоцкий).

  В сер. 20 в. возникают новые направления авангардизма: театр абсурда (Э. Ионеско, С. Беккет); французский «новый роман» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор и др.) и поэтический леттризм (И. Изу и др.); творчество амер. битников (А. Гинз-берг, Дж. Керуак). С нач. 1950-х гг. на Западе развивается конкретная поэзия; в России её культивировали в 1960-х гг. поэты т.н. лианозовской группы (В.Н.Некрасов, Г. В. Сапгир, И. С. Холин, Е. Л. Кропивницкий). Широкое распространение получают приёмы акустической поэзии, фонетич. эксперименты характерны для творчества французских поэтов 1960-х гг. (группа УЛИПО: Ж. Перек, Ж. Лескюр и др.). В русской литературе кон. 20 в. в русле А. развивается концептуализм (Ян Сатуновский, Д. А. Пригов и др. - в поэзии, В. Г. Сорокин — в прозе).

  В музыке начальный период авангардизма, именуемый чаще авангардом, новой музыкой, исторически укоренён в художественной атмосфере нач. 20 в. (австро-нем, экспрессионизм, итальянский и русский футуризм). Отрицание европейских традиции в раннем авангардизме подпитывалось романтическим мифотворчеством (идеи «музыки будущего» у Р. Вагнера, «конца истории» у А. Н. Скрябина). Важнейшими новациями стали: отказ от 7-стуненной гаммы как основы тональности и связанное с ним новое качество лада, неподготовленному уху кажущееся какофонией (см. Атональность), сложные звукокомплексы в роли тоники (в т.ч. аккорды квартового строения у позднего Скрябина) или серии («синтетаккорды» Н.А. Ро-славца); микроинтервалы (у Ч. Айвза, И. А. Вышнеградского, А. Хабы), сонорные эксперименты (Г. Кауэлл, Э. Ва-рез). Глубокая реформа муз. языка осуществлена новой венской школой (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн; см. Додекафония). При радикальном переосмыслении гармонии (в расширенной тональности после любого аккорда может следовать любой другой), мелодики, ритмики, фактуры в авангардизме до кон. 1930-х гг. сохранялись б.ч. традиц. принципы построения формы (произведения Б. Бартока, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, композиторов франц. «Шестёрки»; исключение - намеренно эпатажные дадаистские опыты Э. Сати). Сов. авангард 1920-х - нач. 1930-х гг. представлен урбанистич. опусами А. В. Мосолова, В. М. Дешевова, «гудковыми симфониями» А. М. Авраамова, пародийно-гротесковыми муз.-театральными произв. Д. Д. Шостаковича.

Информация о работе Авангардизм