Абстрокционизм в живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:53, лекция

Краткое описание

Термин абстракционизм происходит от латинского abstraho — оттаскивать, отвлекать. (Слайд)Принято считать, будто это — направление, или даже стиль; абстракционизм — нечто совершенно иное, и те, кто трактуют это понятие подобным образом, невольно заблуждаются. Абстракционизм, художники и теоретики искусства понимают как способ постижения реальности средствами изобразительного искусства при условии полного отвлечения от формы видимых предметов самой реальности. Так же как фигуративное (предметное) искусство, абстракционизм распадается на множество стилей и направлений: геометрическая, лирическая, жестикуляционная, аналитическая абстракция. Но искания художников всех времен всегда были и будут ограничены только двумя этими видами: фигуративного и абстрактного искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

а.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

Абстракционизм  в живописи

Термин абстракционизм происходит от латинского abstraho — оттаскивать, отвлекать. (Слайд)Принято считать, будто это — направление, или даже стиль; абстракционизм — нечто совершенно иное, и те, кто трактуют это понятие подобным образом, невольно заблуждаются. Абстракционизм, художники и теоретики искусства понимают как способ постижения реальности средствами изобразительного искусства при условии полного отвлечения от формы видимых предметов самой реальности. Так же как фигуративное (предметное) искусство, абстракционизм распадается на множество стилей и направлений: геометрическая, лирическая, жестикуляционная, аналитическая абстракция. Но искания художников всех времен всегда были и будут ограничены только двумя этими видами: фигуративного и абстрактного искусства.

Абстракционизм  в живописи — итог непростого, подчас трагического пути модернизма от новаторских  цветовых решений, предложенных импрессионистами 2й пол. XIX века, через символизм, экспрессионизм, через разложение футуризма и кубизма к экстремистскому отрицанию всякой изобразительности в изобразительном искусстве. Утверждая значение подсознательного, абстракционизм рассматривает творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, как автоматическую передачу художником собственных ощущений. Он исходит из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек не способен осознать мир, а тем более воплотить его в пластических образах уже в силу самого многообразия мира. Средства отображения смутного подсознательного образа дает абстракционизм. Картины могут быть созданы любыми средствами. Главное, чтобы сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, было оторвано от природной и социальной реальности.

(Слайд)Родоначальником абстракционизма в искусстве ХХ столетия принято считать Василия Кандинского (1866-1944), который в 1910 году, впервые в истории живописи выставил в Мюнхене свои (слайд)абстрактные акварели и опубликовал трактат «О духовном искусстве», обосновывавший его творческий метод как «отход от натуры, от природы, к трансцендентным сущностям предметов и явлений». В 1911 году Кандинский совместно с Фридериком Марком создал объединение "Синий всадник", основным направлением которого стал т.н. лирический абстракционизм. Представители этого стиля абстракционизма развивали хроматические идеи Кандинского. (слайд) Лирическая абстракция Кандинского представляет собой бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекающиеся кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы.

Еще одним основоположником русского и мирового абстракционизма  является Казимир Малевич (1878-1935), первооткрыватель такой системы абстрактной живописи, как супрематизм (от лат. supremus – наивысший). (слайд)Малевич испытал увлечение импрессионизмом («Цветочница» и пр.), затем кубизмом, в 1910-е годы находился под влиянием футуристов Карра и Боччони. (слайд)Наивысшим воплощением идей динамического супрематизма явился выставленный им в 1913 году на обозрение публики «Черный квадрат».

Простой черный квадрат, написанный на белом фоне стал самым радикальным проявлением абстракционизма в живописи за всю историю его существования. «Черный квадрат» – это конец искусства. Это предел, к которому оно вплотную приблизилось в ХХ веке, и выйти за который уже не сможет никогда.

(слайд)Менее радикальные воплощения супрематизма Малевича представляют собой совокупности цветных геометрических форм — квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников, линий, и пр, объединенных в некое композиционное целое. В 20-е годы идеи Малевича плодотворно влияют на развитие конструктивизма — еще одного направления русского абстракционизма. Супрематизм находит применение в архитектуре, в промышленной эстетике — т.е. той области, которую позднее назовут дизайном. В годы НЭПа разрабатывается посуда, одежда, полиграфическая продукция, декорированная композициями супрематизма. В начале 30-х годов Малевич оставляет абстракционизм. (слайд)Картины художника этого периода — возвращение традиционному реализму фигуративной живописи, причем советской тематики («Девушка с красным древком»).

(слайд)В Голландии в 1912 г. рождается еще одно направление абстракционизма — неопластицизм. Его создатель (слайд) Питер Мондриан вместе с Т. Ван Дусбургом в 1917 году основал группу «Де Стейл» и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.). «Человеческое начало» было полностью изгнано из их искусства.

(слайд)Художники группы «Де Стейл» создавали картины, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, которые заполнялись чистыми однородными цветами. Мондриан полагал, что это должно выразить идею чистой пластической красоты. Ему хотелось создать абстрактную живопись, «лишённую индивидуальности» а значит, уже в силу одного этого обладающую «мировым значением».

После войны, США, где до конца 40-х  годов решительно доминировал консервативный реалистический подход к живописи, благодаря переезду туда ведущих европейских и русских художников, стали главным центром мирового абстракционизма. В искусстве американских художников 50-х годов основным направлением являлся прямолинейный геометризм: Б.Диллер, А.Рейнхардт, У.Кунинг, Ф.Клин, М.Ротко, Б.Ньюмен, Р.Раушенберг (исключение – А.Горки, отчасти М.Тобей и А.Готлиб). Эта стилистика была связана с нью-йоркской школой, которая в то время приобрела международную известность.

Во второй половине 50-х годов  в США зародилось искусство инсталляции, поп-арта.

Еще одно течение американской живописи получило название «хроматического» или  «постживописного» абстракционизма. Представители его в какой-то мере отталкивалось от фовизма и постимпрессионизма. В 70-е — 80- е годы американская живопись вернулась к фигуративности.

Картины, произведения «неизобразительного» искусства создавались по прежнему, так как возвращением к реализму в США был преодолен не абстракционизм как таковой, но его канонизация, запрет на фигуративное искусство, которое отождествлялось прежде всего с нашим соцреализмом, а значит, не могло не считаться одиозным в «свободном демократическом» обществе, запрет на «низкие» жанры, на социальные функции искусства. При этом стилистика абстрактной живописи приобрела некую мягкость, которой ей не доставало прежде, – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие цветовые решения (Е.Мюррей, Г.Стефан, Л.Риверс, М.Морли, Л.Чезе, А.Бялоброд). Не исчез полностью, впрочем, и жесткий стиль; он отошел на задний план и сохранился в творчестве геометристов и художников-экспрессионистов старшего поколения (Х.Бухвальда, Д.Ашбауга, Дж. Гарета и др.).

Все эти тенденции заложили основу для развития современного абстракционизма. В творчестве не может быть ничего застывшего, окончательного, так как  это было бы смертью для него. Но какими бы путями ни шел абстракционизм, каким бы ни подвергался трансформациям, сущность его всегда остается неизменной. Она в том, что абстракционизм в изобразительном искусстве – это наиболее доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, самой, что ни на есть адекватной – подобно факсимильному оттиску. Вместе с тем, абстракционизм — это прямая реализация свободы.


Информация о работе Абстрокционизм в живописи