Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:54, реферат
С развитием телекоммуникаций и увеличением пропускной способности каналов связи всё большую популярность набирают технологии виртуализации, одной из наиболее ярких представительниц которой является модель предоставления программного обеспечения в аренду, так называемая концепция SaaS (software as a services).
SaaS (software as a services).
Введение
С развитием телекоммуникаций и увеличением
пропускной способности каналов связи
всё большую популярность набирают технологии
виртуализации, одной из наиболее ярких
представительниц которой является модель
предоставления программного обеспечения
в аренду, так называемая концепция SaaS
(software as a services).
Модель
обладает рядом преимуществ перед традиционным
использованием программных средств:
• отсутствие затрат на приобретение
программно - аппаратных средств для начала
использования системы;
• процессы обслуживания системы (обновление,
резервное копирование, распределение
нагрузки) выполняются поставщиком услуги,
а не конечным пользователем;
• стирание территориальных ограничений
по пользованию услугой;
• она позволяет оплачивать ресурсы по
факту их использования.
Ведущее
положение среди сервисов, предоставляемых
в соответствии SaaS занимает аренда корпоративного
ПО.
Вновь создаваемые системы
разрабатываются на специализированных
платформах и уже с учетом нового способа
доставки ПО до конечного потребителя,
в виде конечного сервиса. Но остаются
также и зарекомендовавшие себя «традиционные»
системы. Проводимое исследование будет
посвящено выработке подхода для построения
программно-технической платформы для
предоставления таких систем в качестве
сервиса.
Что такое SaaS?
SaaS (Software-as-a-Service, программное обеспечение как услуга) — это новая модель использования программного обеспечения (ПО), когда пользователь не устанавливает ПО на свой компьютер, а использует его через Интернет. ПО установлено на сервере SaaS-провайдера, а пользователи получают к нему доступ через интернет-браузер. Пользователь не приобретает ПО, а арендует его — оплачивает стоимость аренды в месяц.
SaaS-провайдер заботится о работоспособности ПО, осуществляет техническую поддержку пользователей, самостоятельно устанавливает обновления. Таким образом, пользователь не думает о технической стороне вопроса и получает значительный экономический эффект, который считается одним из главных преимуществ SaaS.
История SAAS
Изначально вся
компьютерная отрасль использовала арендную бизнес-
Поскольку модель SaaS ориентирована на предоставление услуг с помощью Интернета, её развитие непосредственно связано с развитием глобальной сети. Первые компании, предлагавшие программное обеспечение как услугу, появились в западных странах в 1997—1999 годах, а акроним SaaS вошел в широкое употребление в 2001 году.
Ключевые характеристики
Программное обеспечение по требованию обладает следующими ключевыми признаками:
Стоимость
Программное обеспечение по требованию предоставляется заказчику в аренду и всегда предполагает периодическую оплату. В качестве единицы тарификации обычно используются пользователи (при предоставлении CRM) или же число записей в базе данных (при предоставлении HRM-системы), реже — какие-то другие функциональные характеристики (например, количество определённых операций или трафик)[5]. В некоторых случаях заказчикам предлагаются смешанные модели, в рамках которых могут дополнительно оплачиваться расширенные функции (например, заказчик может платить за пользователей и за расширенное хранилище данных).
Контракт на аренду SaaS включает в себя не только оплату за использование ПО, но и оплату всех затрат, связанных с поддержкой его работоспособности, обновлением и защитой данных. Ряд поставщиков SaaS предлагает продвинутый вариант контракта на аренду — SLA (Service Level Agreement) . В таких контрактах фиксируются параметры, связанные с работоспособностью ПО. Обычно это гарантии доступности ПО в процентах в течение года. Лучшие центры обработки данных способны гарантировать доступность ПО не менее 99,5 % времени за год.
В том случае, если программное обеспечение не требует первоначальной адаптации под потребности заказчика, первоначальный платёж за ПО может отсутствовать в принципе. Данное обстоятельство является важнейшим преимуществом модели SaaS над классическим лицензированием программного обеспечения, которое требует существенных начальных инвестиций на его закупку. Периодические арендные платежи можно сравнить со стоимостью технической поддержки — обычно они жёстко прописываются в договоре и потому являются предсказуемыми. Тем самым, обеспечивается защита инвестиций заказчика в используемый программный продукт.
Отличия от других моделей
В синонимы терминов SoD и SaaS часто ошибочно заносят термины Hosted Applications и Application Service Provider (ASP), за которыми стоит другая концепция продвижения ПО. Ключевое отличие SaaS от ASP состоит в том, что в рамках модели SaaS заказчик покупает доступ к единому программному ядру, которым пользуются все заказчики. Поставщик SaaS обеспечивает централизованное развитие и полное обслуживание программного ядра. В рамках же модели ASP каждому заказчику предоставляется выделенная инсталляция программного обеспечения, развёрнутая на удалённом сайте поставщика ПО и не доступная сразу нескольким заказчикам.
Многие поставщики утверждают, что они предоставляют SaaS решение, но используют этот термин весьма небрежно. Именно работа заказчиков с единым программным ядром и его централизованное обслуживание поставщиком SaaS решения обеспечивает основные положительные свойства SaaS.
Факторы, способствующие продвижению SaaS
Ключевым фактором, объясняющим экономическую целесообразность SaaS, является «эффект масштаба» — провайдер SaaS обслуживает единое программное ядро, которым пользуются все клиенты, и потому тратит меньшее количество ресурсов по сравнению с управлением отдельными копиями программного обеспечения для каждого заказчика. Кроме того, использование единого программного ядра позволяет планировать вычислительные мощности и уменьшает проблему пиковых нагрузок для отдельных заказчиков. Все это позволяет поставщикам SaaS решений существенно снизить стоимость обслуживания ПО. В конечном счёте, периодическая стоимость услуг для конечного заказчика становится ниже издержек, возникающих при использовании классической модели лицензирования.
Другим ключевым фактором является уровень обслуживания SaaS. Провайдер SaaS способен предложить уровень обслуживания и поддержки ПО в работоспособном состоянии, недоступный для внутренних IT-отделов компаний. Это особенно ярко проявляется в случае использования провайдером контракта SLA.
На данный момент можно выделить несколько основных факторов, стимулирующих использование программного обеспечения по требованию заказчиками и развитие данных продуктов разработчиками.
Положительные факторы SaaS для заказчиков
Положительные факторы SaaS для разработчиков
Преимущества и выгоды SaaS
Ограничивающие факторы
Наряду с факторами, которые побуждают заказчиков внедрять программное обеспечение по требованию, а разработчиков — инвестировать ресурсы в его создание, существует ряд сдерживающих факторов, ограничивающих использование данной модели.
Препятствия внедрению SaaS в СНГ