Экспертные системы в области права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ………2

Экспертные системы в области права.…………………………………………..3

Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности.………………………………….................................................... ..9

Как осуществляется «Тематический поиск» в СПС «КонсультантПлюс» и просмотр связей документов………...………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………….…....16

Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Полностью готовая.docx

— 47.68 Кб (Скачать файл)

В перспективе экспертные системы  могут эффективно использоваться и  в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:

  • выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;
  • выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;
  • доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

Все экспертные системы строятся на общих и специальных знаниях  в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер.

Конечно, современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они  не обладают ни интеллектом, ни здравым  смыслом, ни вдохновением, не проявляют  общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального  помощника (intelligent assistant). В данном случае машина выступает в роли интеллектуального  стимулятора, настроенного на то, чтобы  фактор забывания, игнорирования или  неучета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его  исследования.

Никто не связывает с такими компьютерными  системами возможности простого отыскания истины, так как информация в них сохраняет такие пороки, как недостаточность, недостоверность  и противоречивость. Однако их роль в интенсификации активной аналитической  работы неоспорима.

"Юридическая практика нуждается  в первую очередь в естественном  интеллекте, в гуманизации человеческих  отношений. Ибо высшей ценностью  является человек, его естественные, прирожденные и неотчуждаемые  права и свободы, его честь  и достоинство. Именно с таких  гуманистических позиций и должна  рассматриваться проблема применения  в сфере права компьютерных  технологий, связанных с идеями, именуемыми искусственным интеллектом"[22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные задачи в области обеспечения информационной безопасности

Законодательство Республики Беларусь, касающееся обеспечения информационной безопасности, начало формироваться  с момента обретения страной  независимости, и в настоящее  время, динамично развиваясь, имеет  вертикальную (по видам юридических  актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру. Сегодня  мы можем говорить о формировании и развитии достаточно новой комплексной  отрасли права – информационном праве.

Рассмотрим развитие национального  законодательства в сфере защиты информации, информатизации как один из способов, наряду с уголовно-правовым запретом, обеспечения информационной безопасности частных и государственных  интересов.

27 июля 1990 года была принята Декларация  о государственном суверенитете  Республики Беларусь, в которой  наша страна признавалась суверенным  государством, утвердившимся на  основе осуществления белорусской  нацией ее неотъемлемого права  на самоопределение, государственности  белорусского языка, верховенства  народа в определении своей  судьбы. Именно данная Декларация, а также Закон о принципах  народовластия от 27 февраля 1991 года, явились основой для построения  суверенного правового государства  и легли в основу Конституции  Республики Беларусь. Конституция  Беларуси была принята квалифицированным  большинством депутатов Верховного  Совета 15 марта 1994 года и вступила  в силу 30 марта 1994 года.

Конституция содержит целый конституционно правовой институт, посвященный правоотношениям  в информационной сфере. Базовой  в этом плане является ст. 34 Конституции, которая закрепляет «право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о  политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии  окружающей среды» [1]. Однако в норме  сразу же делается «стандартная»  оговорка о том, что «пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления  ими своих прав». Также Конституция  закрепляет право каждого на защиту от незаконного вмешательства в  его личную жизнь, содержит положение  о недопустимости монополизации  средств массовой информации и цензуры, защите интеллектуальной собственности.

В соответствии с данными нормами  конституции с момента обретения  страной независимости и начинает формироваться национальное информационное законодательство. Рассмотрим процесс  становления информационного права  в области информации, информатизации и защиты информации, исключив для  целей исследования вопросы развития законодательства о СМИ и защите интеллектуальной собственности.

Еще 27 ноября 1991 года Совет Министров  Республики Беларусь принял Программу  информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период до 2000 года. Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального  производства и управления. 
5 октября 1994 года принимается Закон Республики Беларусь «О связи» [2], устанавливающий пава и обязанности государственных органов, субъектов хозяйствования по управлению, владению и распоряжению средствами связи и оказанию услуг связи, а также защищающий интересы пользователей услугами связи. Законом также было установлено равное право субъектов хозяйствования независимо от форм собственности на сети электрической связи и оказания услуг связи; закреплен принцип государственного регулирования связью в Беларуси. Закон утратил силу в июле 2006 года [3].

Принятый Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года «О государственных  секретах» определял правовые основы отнесения сведений к государственным  секретам, их засекречивания, рассекречивания  и защиты, а также регулировал  отношения, возникающие при обращении  с государственными секретами, в  целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь [4]. Данный закон утратил силу в связи  вступлением в силу нового Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 года № 170-З «О государственных секретах»

В сентябре 1995 года был принят Закон  Республики Беларусь «Об информатизации» [5], который регулировал правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной  информации и информационных ресурсов; создания информационных технологий, автоматизированных или автоматических информационных систем и сетей. Данный закон давал определения таким  понятиям, как «информация», «документированная информация», «данные», «материальный  носитель информации» и другие, и  его действие не распространялось на отношения по обработке недокументированной  информации. Необходимо отметить, что  ст. 10 Закона относила документированную  информацию к объектам права собственности. Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 года утратил свою силу в связи  с принятием 10 ноября 2008 года Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» [6].

Принятие в 1996 году модельного Уголовного кодекса СНГ, носящего лишь рекомендательный характер для стран-участниц, обратило внимание на необходимость уголовно-правовой защиты отношений, складывающихся в  информационной сфере. Модельный Уголовный  кодекс СНГ [7] содержит отдельную главу  «Преступления против информационной безопасности», состоящую из семи статей. Все семь составов преступлений против информационной безопасности в последующем  получили свое закрепление в национальном уголовном законодательстве с принятием  в 1999 году Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Многие исследователи, в том  числе и зарубежные, отмечают прогрессивный  характер УК Беларуси, который достаточно точно воспринял концепцию компьютерной преступности, будущие ее тенденции, и в этом отношении даже опередил Конвенцию Совета Европы о киберпреступности 2001 года. В Уголовный закон Беларуси 1999 года включена глава 31 «Преступления против информационной безопасности», содержащая, как и модельный Уголовный кодекс СНГ, 7 составов преступлений. 
В апреле 1999 года Указом Президента Республики Беларусь № 195 была утверждена Концепция государственной политики в области информатизации [8], которая определяет задачи и объекты государственной политики в области информатизации, основные направления и механизмы ее реализации.

В соответствие с Концепцией целью  государственной политики в сфере  информатизации является создание органами государственной власти необходимых  правовых, экономических, организационных  и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан  и государства. Однако данный Указ утратил  силу в связи с принятием Указа  Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 “О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь” [9], который предусматривает  создание Совет по развитию информационного  общества при Президенте Республики Беларусь, а также утверждает Положение  о Совете по развитию информационного  общества при Президенте Республики Беларусь, состав указанного Совета и  Положение о независимом регуляторе в сфере информационно-коммуникационных технологий, состав Совета независимого регулятора в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В связи с углубляющейся компьютеризацией в республике появилась необходимость  совершенствования процесса документооборота и соответствующей нормативной  основы. С этой целью 10 января 2000 года был принят Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» [10]. Закон  устанавливал правовые основы применения электронных документов, определял  основные требования, предъявляемые  к электронным документам, а также  права, обязанности и ответственность  участников правоотношений, возникающих  в сфере обращения электронных  документов. В связи с принятием 28 декабря 2009 года Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и  электронной цифровой подписи» [11] Закон  Республики Беларусь от 10 января 2000 года утратил силу.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь 2001 года [12] была принята  как система взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Отдельно в  Концепции нашли отражение приоритетные интересы Беларуси в информационной сфере, факторы, создающие угрозу безопасности в данной сфере, а также закреплялись основные направления обеспечения  информационной безопасности страны. В ноябре 2010 года Указом Президента Республики Беларусь была принята новая  Концепция национальной безопасности, в которой впервые было дано определение  информационной безопасности, определены основные национальные интересы в информационной сфере, а также названы внутренние и внешние источники угроз информационной безопасности. Приоритетным направлением на пути нейтрализации этих угроз в соответствии с документом является совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности и завершение формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности. При этом важное значение отводится наращиванию деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности, а также надежному обеспечению безопасности информации, охраняемой в соответствии с законодательством.

27 мая 2009 года вступило в силу  Постановление Совета Министров  Республики Беларусь № 675 [13], которым  были утверждены Положение о  порядке защиты информации, Положение  о порядке аттестации систем  защиты, Положение о порядке проведения  экспертизы средств защиты информации. Эти положения разработаны в  соответствии с Законом Республики  Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об  информации, информатизации и защите  информации» и определяют порядок  защиты информации в государственных  информационных системах, а также  информационных системах, содержащих  информацию, распространение и (или)  предоставление которой ограничено, порядок аттестации и государственной  экспертизы систем и средств  защиты такой информации.

Повсеместное распространение  в Беларуси сети Интернет привело  не только к тому, что киберпространство  стало одним из основных источников получения информации, но и к тому, что Интернет стал «площадкой» совершения различных правонарушений и, особенно, в коммерческой сфере. Все это  потребовало от государства принятия решительных мер по созданию нормативной  основы регулирования национального  сегмента сети Интернет.

С этой целью 1 февраля 2010 года был  принят Указ Президента Республики Беларусь № 60 «О мерах по совершенствованию  использования национального сегмента сети Интернет» [14]. Документ направлен  на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление  интернет-услуг, обеспечение дальнейшего  развития национального сегмента сети Интернет. Позднее во исполнение данного  указа в апреле 2010 года были приняты  два Постановления Совета Министров  Республики Беларусь -№ 644 и № 649 [15, 16]. Данные нормативные акты регламентируют порядок регистрации и осуществления  юридическими и физическими лицами деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет.

Процесс формирования информационного  законодательства довольно динамичен  и проистекает Таким образом, в структуру законодательства, направленного на обеспечение информационной безопасности, входят две группы нормативных правовых актов:

1. Нормативные правовые акты, в  том числе и являющиеся для  Беларуси обязательными международные  нормы, целиком посвященные вопросам  правового регулирования информационных  отношений (например, Закон Республики  Беларусь «Об информации, информатизации  и защите информации», Закон  Республики Беларусь «Об электронном  документе и электронной цифровой  подписи», Концепция информационной  безопасности государств-участников  СНГ в военной сфере, Соглашение  СНГ в борьбе с преступлениями  в сфере компьютерной информации  и др.);

Информация о работе Экспертные системы в области права