Шпаргалка по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Начальный этап развития вычислительной техники
Все началось с идеи научить машину считать или хотя бы складывать многоразрядные целые числа. Еще около 1500 г. великий деятель эпохи Просвещения Леонардо да Винчи разработал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства, что явилось первой дошедшей до нас

Вложенные файлы: 1 файл

20-23.docx

— 96.32 Кб (Скачать файл)

§ Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

 18. Понятие БД. Принципы организации БД. Базы данных используются буквально во всех сферах человеческой деятельности – в науке, производстве, торговле, медицине, криминалистике, искусстве и т.п. В широком смысле слова можно сказать, что база данных – это совокупность систематизированных данных об объектах окружающего нас мира в какой-либо предметной области. Характер связи между записями в БД определяет три основных типа баз данных:реляционные ,иерархические и сетевые. В иерархической БД записи образуют особую структуру, называемую деревом. При таком способе организации каждая запись может принадлежать только одному "родителю". В сетевой БД связи разрешено устанавливать произвольным образом, без всяких ограничений, поэтому запись может быть найдена гораздо быстрее. На практике больше распространены реляционные БД.Реляционными БД называются базы данных с табличной формой организации. Сама по себе БД ‑ это только "информационный склад". Для организации работы с базами данных создан специальный комплекс программ, получивший название системы управления базой данных. Она предназначена для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого, отбора данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочения, оформления и последующей выдачи на устройство вывода или передачи по каналам связи.В мире существует множество систем управления базами данных. Одной из них является приложение Access, входящее в Microsoft Office. Ссылка на MicrosoftA ccess обычно находится в одном из подчиненных меню пункта Главного меню Программы; у нас для быстрого запуска на Рабочем столе помещен ярлык этой программы.

19. Назначение и функции СУБД. Информационные единицы баз данных. База данных — это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.  Базами данных являются, например, различные справочники, энциклопедии и т. п.   Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, а в библиотечном каталоге либо по алфавиту (алфавитный каталог), либо в соответствии с областью знания (предметный каталог). Существует несколько различных типов баз данных: табличные, иерархические и сетевые.    Табличные базы данных. Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа, т. е. объектов с одинаковым набором свойств. Такую базу данных удобно представлять в виде двумерной таблицы.      Рассмотрим, например, базу данных «Компьютер» (табл. 12), представляющую собой перечень объектов (компьютеров), каждый из которых имеет имя (название). В качестве характеристик (свойств) могут выступать тип процессора и объем оперативной памяти. Столбцы такой таблицы называют полями; каждое поле характеризуется своим именем (названием соответствующего свойства) и типом данных, отражающих значения данного свойства. Поля Название и Тип процессора — текстовые, а Оперативная память — числовое. При этом каждое поле обладает определенным набором свойств (размер, формат и др.). Так, для поля Оперативная память задан формат данных целое число. Поле базы данных — это столбец таблицы, включающий в себя значения определенного свойства. Строки таблицы являются записями об объекте; эти записи разбиты на поля столбцами таблицы. Запись базы данных — это строка таблицы, которая содержит набор значений различных свойств объекта.   В каждой таблице должно быть, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для любой записи в этой таблице. Значения ключевого поля однозначно определяют каждую запись в таблице.    Иерархические базы данных. Иерархические базы данных графически могут быть представлены как дерево, состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень занимает один объект, второй — объекты второго уровня и т. д.    Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объект более низкого уровня), при этом возможно, чтобы объект-предок не имел потомков или имел их несколько, тогда как у объекта-потомка обязательно только один предок. Объекты, имеющие общего предка, называются близнецами.  Иерархической базой данных является Каталог папок Windows, с которым можно работать, запустив Проводник. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол (см. рис. 10 на с. 47). На втором уровне находятся папки Мой компьютер, Мои документы, Сетевое окружение и Корзина, которые представляют собой потомков папки Рабочий стол, будучи между собой близнецами. В свою очередь, папка Мой компьютер — предок по отношению к папкам третьего уровня, папкам дисков (Диск 3,5(А:), С:, D:, E:, F:) и системным папкам (Принтеры, Панель управления и др.).     Сетевые базы данных. Сетевая база данных образуется обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка, т.е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан одновременно с любыми элементами следующего уровня. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.  Сетевой базой данных фактически является Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет. Гиперссылки связывают между собой сотни миллионов документов в единую распределенную сетевую базу данных. Системы управления базами данных (СУБД). Для создания баз данных, а также выполнения операции поиска и сортировки данных предназначены специальные программы — системы управления базами данных (СУБД).   Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД) — упорядоченные наборы данных, и системы управления базами данных (СУБД) — программы, управляющие хранением и обработкой данных. Например, приложение Access, входящее в офисный пакет программ Microsoft Office, является СУБД, позволяющей пользователю создавать и обрабатывать табличные базы данных

.

 

20.Модели данных  и формы организации БД. Реляционная база данных – это совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.

1. Каждая таблица состоит  из однотипных строк и имеет  уникальное имя. 2. Строки имеют  фиксированное число полей (столбцов) и значений (множественные поля  и повторяющиеся группы недопустимы). Иначе говоря, в каждой позиции  отличаются друг от друга хотя  бы единственным значением, что  позблицы на пересечении строки и столбца всегда имеется в точности одно значение или ничего. 3. Строки таблицы обязательно воляет однозначно идентифицировать любую строку такой таблицы. 4. Столбцам таблицы однозначно присваиваются имена, и в каждом из них размещаются однородные значения данных (даты, фамилии, целые числа или денежные суммы). 5. Полное информационное содержание базы данных представляется в виде явных значений данных и такой метод представления является единственным. В частности, не существует каких-либо специальных "связей" или указателей, соединяющих одну таблицу с другой.  6. При выполнении операций с таблицей ее строки и столбцы можно обрабатывать в любом порядке безотносительно к их информационному содержанию. Этому способствует наличие имен таблиц и их столбцов, а также возможность выделения любой их строки или любого набора строк с указанными признаками. Манипулирование реляционными данными

Стремление к минимизации  числа таблиц для хранения данных может привести к возникновению  различных проблем при их обновлении и будут даны рекомендации по разбиению некоторых больших таблиц на несколько маленьких. Предложив реляционную модель данных, Э.Ф.Кодд создал и инструмент для удобной работы с отношениями – реляционную алгебру. Каждая операция этой алгебры использует одну или несколько таблиц (отношений) в качестве ее операндов и продуцирует в результате новую таблицу, т.е. позволяет "разрезать" или "склеивать" таблицы Созданы языки манипулирования данными, позволяющие реализовать все операции реляционной алгебры и практически любые их сочетания. Среди них наиболее распространены SQL (структуризованный язык запросов) и QBE ( запросы по образцу) . Оба относятся к языкам очень высокого уровня, с помощью которых пользователь указывает, какие данные необходимо получить, не уточняя процедуру их получения.

21. Представление  информации в реляционных БД. Реляционный подход является наиболее распространенным в настоящее время, хотя наряду с общепризнанными достоинствами обладает и рядом недостатков. К числу достоинств реляционного подхода можно отнести:

1. наличие небольшого набора  абстракций, которые позволяют сравнительно  просто моделировать большую  часть распространенных предметных  областей и допускают точные  формальные определения, оставаясь  интуитивно понятными;

2. наличие простого и  в то же время мощного математического  аппарата, опирающегося главным  образом на теорию множеств  и математическую логику и  обеспечивающего теоретический  базис реляционного подхода к  организации баз данных;

3. возможность ненавигационного  манипулирования данными без  необходимости знания конкретной  физической организации баз данных  во внешней памяти.

Однако реляционные системы  далеко не сразу получили широкое  распространение. В то время, как основные теоретические результаты в этой области были получены еще в 70-х, и тогда же появились первые прототипы реляционных СУБД, долгое время считалось невозможным добиться эффективной реализации таких систем. Однако отмеченные выше преимущества и постепенное накопление методов и алгоритмов организации реляционных баз данных и управления ими привели к тому, что уже в середине 80-х годов реляционные системы практически вытеснили с мирового рынка ранние СУБД.

В настоящее время основным предметом критики реляционных  СУБД является не их недостаточная  эффективность, а следующие недостатки:

1. присущая этим системам  некоторая ограниченность (прямое  следствие простоты) при использовании  в так называемых нетрадиционных  областях (наиболее распространенными  примерами являются системы автоматизации  проектирования), в которых требуются  предельно сложные структуры  данных.

2. невозможность адекватного  отражения семантики предметной  области. Другими словами, возможности  представления знаний о семантической  специфике предметной области  в реляционных системах очень  ограничены. Современные исследования  в области постреляционных систем главным образом посвящены именно устранению этих недостатков.

В реляционной модели рассматриваются  три аспекта данных:1. структура  данных (объекты данных);2. целостность  данных;3. обработка данных (операторы).

22. Этапы проектирования  базы данных: Microsoft Access. Области задач Access: Создание файла (New File) позволяет, не прерывая работы, быстро создавать новые документы или открывать файлы, область задач; Поиск (Search) – выполнять поиск файлов, область задач; Буфер обмена (ClipBoard) - выбирать объекты для вставки. Справочная система Access построена на основе HTML. Множество мастеров Access позволяет автоматизировать процесс создания таблиц БД, форм, запросов, отчетов, анализировать таблицы БД и выполнять многие другие работы. Практически для любых работ имеется Мастер (Wizard), который поможет их выполнить. Вот перечень некоторых из них: мастер подстановок, мастер запросов, мастера по созданию форм и отчетов, мастер кнопок, мастер анализа таблиц, мастер сводных таблиц, мастер баз данных и т.д. В Microsoft Access прежде чем создавать таблицы, формы и другие объекты необходимо за-дать структуру базы данных. Хорошая структура базы данных является основой для создания эффективной и отвечающей требованиям базы данных. Этапы проектирования базы данных:

1. Определение цели создания  базы данных.

2. Определение таблиц, которые  должна содержать база данных.

3. Определение необходимых  в таблице полей.

4. Задание первичного ключа  для каждой таблицы.

5. Определение связей между  таблицами.

6. Обновление структуры  базы данных.

7. Добавление данных и  создание других объектов базы  данных.

23. Создание форм  в MS Access с помощью Мастера форм.

Запустите мастер форм

На вкладке Создание в  группе Формы нажмите кнопку Другие формы, а затем выберите команду  Мастер форм . Следуйте инструкциям мастера.  ПРИМЕЧАНИЕ.   Чтобы добавить в форму поля из нескольких таблиц или запросов, не нажимайте кнопку Далее или Готово после выбора нужных полей из первой таблицы или запроса на первой странице мастера. Вместо этого снова выберите нужную таблицу или запрос и выделите дополнительные поля, которые нужно добавить в форму. Затем нажмите кнопку Далее или Готово, чтобы продолжить создание формы.

На последней странице мастера нажмите кнопку Готово.

В зависимости от указанных  параметров мастер форм может создавать  различные формы. Поэтому рекомендуется  запустить мастер несколько раз, изменяя параметры при каждом запуске, пока результат не совпадет с требованиями. Access позволяет создавать формы одним щелчком мыши с помощью нескольких инструментов, расположенных на вкладке Создать. Однако чтобы создать форму с нужным набором полей, можно воспользоваться мастером форм. Этот мастер также позволяет указать метод группировки и сортировки данных; кроме того, при этом можно использовать поля из нескольких таблиц или запросов (если связи между этими запросами и таблицами созданы заранее).

 

 

 

 

24. Создание запросов  и отчетов в MS Access. 1. Запустите программу Microsoft Access. Откройте БД (например, учебную базу данных «Деканат»). 2. Создайте Автоотчет: ленточный, используя в качестве источника данных таблицу (например, Студенты). Отчет открывается в режиме Предварительного просмотра, который позволяет увидеть, как будет выглядеть отчет в распечатанном виде

3. Перейдите в режим  Конструктора и выполните редактирование  и форматирование отчета. Для  перехода из режима предварительного  просмотра в режим конструктора  необходимо щелкнуть команду Закрыть на панели инструментов окна приложения Access. На экране появится отчет в режиме Конструктора.Редактирование:  1) удалите поля код студента в верхнем колонтитуле и области данных;  2) переместите влево все поля в верхнем колонтитуле и области данных.  3) Измените надпись в заголовке страницы

В разделе Заголовок отчета выделить надпись Студенты. Поместите  указатель мыши справа от слова Студенты, так чтобы указатель принял форму  вертикальной черты (курсора ввода), и щелкните в этой позиции. Введите  НТУ «ХПИ» и нажмите Enter.  4) Переместите Надпись. В Нижнем колонтитуле выделить поле =Now() и перетащить его в Заголовок отчета под название Студенты. Дата будет отображаться под заголовком. 5) На панели инструментов Конструктор отчетов щелкнуть на кнопке Предварительный просмотр, чтобы просмотреть отчетФорматирование:  1) Выделите заголовок Студенты НТУ «ХПИ» 2) Измените гарнитуру, начертание и цвет шрифта, а также цвет заливки фона. 3) На панели инструментов Конструктор отчетов щелкнуть на кнопке Предварительный просмотр, чтобы просмотреть отчет. Изменение стиля:  Для изменения стиля выполните следующее:На панели инструментов Конструктора отчетов щелкнуть на кнопке Автоформат,  откроется диалоговое окно Автоформат. В списке Стили объекта "отчет - автоформат" щелкнуть на пункте Строгий и затем щелкнуть на кнопке ОК. Отчет будет отформатирован в стиле Строгий. Переключится в режим Предварительный просмотр. Отчет отобразится в выбранном вами стиле. Впредь все отчеты созданные с помощью функции Автоотчет будут иметь стиль Строгий, пока вы не зададите другой стиль в окне Автоформат. Сохранить и закрыть отчет.Создание запроса на выборку с помощью Конструктора С помощью конструктора можно создать следующие виды запросов: ПростойПо условиюПараметрическиеИтоговыеС вычисляемыми полямиЧтобы вызвать Конструктор запросов, необходимо перейти в окно базы данных. В окне база данных необходимо выбрать вкладку Запросы и дважды щелкнуть на пиктограмме Создание запроса в режиме конструктора. Появится активное окно Добавление таблицы на фоне неактивного окна «Запрос: запрос на выборку».В окне Добавление таблицы следует выбрать таблицу – источник или несколько таблиц из представленного списка таблиц, на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, окно «Запрос: запрос на выборку» станет активным.Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц – источников и отражает связь между ними. В нижней части окна находится Бланк построения запроса QBE (Query by Example), в котором каждая строка выполняет определенную функцию:

Поле – указывает имена  полей, которые участвуют в запросе  Имя таблицы – имя таблицы, с которой выбрано это поле Сортировка – указывает тип сортировки Вывод на экран – устанавливает  флажок просмотра поля на экране Условия  отбора  - задаются критерии поиска Или – задаются дополнительные критерии отбораВ окне  «Запрос: запрос на выборку» с помощью инструментов формируем query:Выбрать таблицу – источник, из которой производится выборка записей.Переместить имена полей с источника в Бланк запроса. Например, из таблицы Группы студентов отбуксировать поле Название в первое поле Бланка запросов, из таблицы Студенты отбуксировать поле Фамилии во второе поле Бланка запросов, а из таблицы Успеваемость отбуксировать поле Оценка в третье поле и из таблицы Дисциплины отбуксировать поле Название в четвертое поле Бланка запросов.Задать принцип сортировки. Курсор мыши переместить в строку Сортировка для любого поля, появится кнопка открытия списка режимов сортировки: по возрастанию и по убыванию. Например, установить в поле Фамилия режим сортировки – по возрастанию.В строке вывод на экран автоматически устанавливается флажок просмотра найденной информации в поле.В строке "Условия" отбора и строке "Или" необходимо ввести условия ограниченного поиска – критерии поиска. Например, в поле Оценка ввести  - "отл/A", т.е. отображать все фамилии студентов, которые получили оценки отл/A.После завершения формирования запроса закрыть окно Запрос на выборку. Откроется окно диалога Сохранить – ответить Да (ввести имя созданного запроса, например, Образец запроса в режиме Конструктор) и щелкнуть ОК и вернуться в окно базы данных.Чтобы открыть query из окна базы данных, необходимо выделить имя запроса и щелкнуть кнопку Открыть, на экране появится окно запрос на выборку с требуемым именем.Чтобы внести изменения в query его необходимо выбрать щелчком мыши в окне базы данных, выполнить щелчок по кнопке Конструктор, внести изменения. Сохранить запрос, повторить его выполнение. Параметрические запросы Запросы, представляющие собой варианты базового запроса и незначительно отличающиеся друг от друга, называются параметрическими. В параметрическом запросе указывается критерий, который может изменяться по заказу пользователя. Последовательность создания параметрического запроса:Создать query в режиме конструктора или открыть существующий запрос в режиме конструктора, например «Образец запроса в режиме Конструктор».В Бланк запроса в строке Условия отбора ввести условие отбора в виде приглашения в квадратных скобках, например [Введите фамилию]Закрыть окно Запрос на выборку, на вопрос о сохранении изменения ответить – Да. Вернуться в окно базы данных, где созданный query будет выделен.

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"