Шпаргалка по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 20:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информатика".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по информатике.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)
  1. Отличие обыденного содержания понятия «инф-я» от понятия «инф-я» как прав. категории. Инф-я в актах действующего законодательства.

Термин «информация» (от лат. informatio — разъяснение, изложение) до начала XX в. означал сведения, передаваемые между людьми устным, письменным или иным способом. Аналогично толкуется это понятие и сейчас на бытовом уровне.

Формы информации: биологическую (органическую), машинную (неорганическую), социальную.

Виды социальной информации: Политическая информация—Экономическая информация—Информации о гражданах.

Основные признаки информации:

  • двуединство информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется;
  • свойство информации как бесконечного неисчерпаемого ресурса;
  • самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы
  • нелинейность - отсутствие зависимости между объемом информации и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию;
  • субъективная ценность, т. е. значимость для конкретного субъекта;
  • увязывание информации с целью, для которой она была получена.

Необходимо отличать обыденное содержание понятия «информация» от понятия «информация» как правовой категории.

Правовое понятие информации закреплено в гл. I закона РБ от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации»: информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

В правовой системе информация находится в гражданском, административном или уголовном общественном обороте. Различные виды информации имеют свои особенности, в зависимости от которых по-разному регулируются и общественные отношения, возникающие по поводу или в связи с их оборотом.

Инф-ция в  НПА:

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 1 закона «Об информатизации»).

Электронный документ - информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным законом Республики Беларусь «Об электронном документе».

Под массовой информацией, согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации», понимаются печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации.

Научно-техническая  информация - сведения о документах и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности.

Документир-я научно-техническая информация — зафиксированная ни материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, мо'шоляющими ее идентифицировать.

Разведывательная информация, согласно указу президента от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки», - добытые в рез-те внешней разведки данные о реальных и потенциальных имеющихся угрозах нац. без-ти РБ, а также иные сведения, представляющие интерес для РБ

  1. Виды охраняемой инф-и. Методы прав. регулир-я, применяемые в отношении отдельных видов инф-и.

Охраняемой в широком смысле можно считать любую информацию, на засекречивание, разглашение или использование которой наложены ограничения.

К охраняемой информации относится:

  • информация, оборот которой контролируется;
  • информация, доступ к которой запрещено ограничивать;
  • информация с ограниченным доступом. 
    Информация, оборот которой контролируется:

- несекретные информационные ресурсы, имеющие гос-е значение;

- объекты промышленной собственности;

- объекты авторского права. 
Информация с ограниченным доступом:

  • государственные секреты;
  • информация коммерческого характера (коммерческая тайна);
  • информация о гражданах.

Государственные секреты (информация, которая находится в закрытом обороте, отношение к этой информации регулируется специальным законодательством):

  • государственная тайна; '   '
  • служебная тайна.

Гос-я тайна—гос-е секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для нац-ной без-ти РБ, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конст-ным правам и свободам.

Служебная тайна—гос-ные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред нац-ной безо-ти РБ, а также конст-ным правам и свободам граждан.

Инф-я коммерческого характера (коммерч. тайна):

  • объекты интеллектуальной собственности (нераскрытая информация);
  • не объекты интеллектуальной собственности.

Коммерческую тайну  составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Ответственность за разглашение  коммерческой тайны устанавливается  ст. 255 УК Республики Беларусь. Информация о гражданах:

  • тайна личной жизни;
  • персональные данные.

Тайна личной жизни —  тайна корреспонденции, телефонных и иных сообщений, тайна голосования.

Профессиональные тайны  составляют сведения, которые становятся известны в процессе выполнения профессиональных функций и распространение которых необходимо ограничить.

• Адвокатская тайна

• Тайна нотариальных действий

• Тайна исповеди

• Врачебная тайна

Информацию  разграничивают по режиму доступа:

— открытая информация (без ограничения);

— информация, доступ к которой запрещено ограничивать;

— информация с ограниченным доступом: (государственные секреты, информация коммерческого характера (коммерческая тайна); информация о гражданах)

  1. Правовая информация. Понятие. Виды.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменит., правоохранит., научной, иной юридической деятельности.

В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование.

Процесс создания информации продолжается в правоприменительной  деятельности. В ходе конституционного, гражданского, уголовного производства создается особый вид правовой информации - судебное доказательство, служащее основой для принятия решения. В результате этой деятельности создаются процессуальные документы, несущие информацию о принятом решении.

Правовую информацию в зависимости от того, кто является ее «автором» можно разделить на:

— официальная правовая информация;

— неофициальная правовая информация;

— информация индивидуально-правового  характера, имеющая юридическое значение.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

К официальной правовой информации относятся тексты правовых актов, составляющие законодательство РБ.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О НПА» устанавливает  порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации прав. актов

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

К неофициальной правовой информации можно отнести:

  • материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета НПА, неофициальные сборники НПА)
  • материалы статистики по правовым вопросам
  • образцы деловых бумаг;
  • комментарии законодательства;
  • научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Информация  индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение—это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Информация индивидуально-правового характера:

- договоры (сделки);

- жалобы, заявления

  1. Роль инф-и в жизни личности, общ-ва и гос-ва. Понятие инф-ных процессов. Инф-ные революции.

Важную роль в развитии социального общества и в жизни  отдельно взятой личности играют информационные процессы - процессы движения информации, включающие в себя возникновение (производство), передачу, потребление, сохранение и трансформацию информации.

Информационные процессы происходят в различных сферах жизнедеятельности общества: производстве, образовании, науке, культуре и т. д. Они связывают различные сферы общества между собой, придавая функционированию социума целостность и многомерность. Имеют значение информационные процессы и во взаимодействии различных социальных субъектов (организаций, общностей, личностей и т. д.). К информационным процессам относится чтение книг и периодических изданий, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм, общение, в том числе с использованием новейших средств передачи информации, и многие другие виды деятельности человека.

Информационные  процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.

В наши дни наблюдается  невиданная интенсификация информационных процессов, ускорение общественного  прогресса. Человеческое общество накопило огромные информационные ресурсы, и информация стала предметом, средством и продуктом труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов. Информационный ресурс, т. е. объем знаний, которым располагает страна, стал основным показателем могущества страны.

С информационными  процессами связаны так называемые информационные революции (преодоление инф-ных барьеров), выводящие общество на новый уровень развития.

Первая связана с появлением языка как средства общения и взаимодействия. Язык возник более 25 тыс. лет назад. В настоящее время существует около 3 тыс. языков.

Вторая революция - изобретение письменности и книгопечатания, что привело к качественному и количественному скачку в распространении знаний. Человечество получило возможность массово производить и распространять информацию в компактной, сохраняемой длительное время форме.

Третья была обусловлена изобретением телеграфа, телефона и радио.

Четвертая (50-70-е гг. XX в.) связана с разработкой компьютерных технологий. Если вторая и третья революции охватывали средства передачи информации, то создание персонального компьютера существенно изменило способ формирования, организации и распространения знания.

В последней  четверти XX в. и в начале XXI в. наблюдается революционное воздействие ИКТ на все сферы жизни общества. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации и объединения интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.

Как никакое предшествующее открытие или изобретение в мире информации  и  коммуникаций,   сетевая информационная  революция  оказывает мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, на жизнь и безопасность людей.

Опыт развития мировых  открытых сетей, например Интернета, позволяет  говорить о начале новой эры в  развитии средств и систем переработки  информации. Человечество, таким образом, в конце XX в. вступило в новый этап своего развития - переход к информационному обществу.

  1. Инф-ное общ-во: хар-ные черты, стадии становления. Инф-ная культура.

Само понятие «инф-ное  общество» было введено американским экономистом Ф. Машлупом в начале 60-х гг. прошлого века. Оно пришло на дмену понятию «постиндустриальное общество». Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг.

Информационное  общество—это концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительными  чертами информационного общества являются:

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:(эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах)

Развитие информационной индустрии меняет образ жизни  современного человека. Она способствует совершенствованию практически  всех сторон жизнедеятельности общества - предоставляет новые возможности работы на дому, дистанционного образования, электронной торговли, медицинского обслуживания, вносит многие другие прогрессивные изменения. Различные источники информации сливаются в современном постиндустриальном обществе в единую информационную среду, которую создают мультимедийные информационно-технологические системы. Доступность получения и использования информации все более определяет уровень образования, культуры, а также общий уровень жизни современного человека.

С развитием и становлением информационного общества связано развитие информационной культуры - способности общества:

эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций;

применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

С развитием современных  ИКТ появилось еще одно понятие - «электронное правительство» — система государственного управления на основе икжтронных средств обработки, передачи и распространения информации.

«Электронное правительство» - это правительство, в котором вся совокупность как внутренних, так и внешних связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-компьютерными технологиями. При этом под термином «правительство» понимают властные структуры всех уровней.

Создание информационного  общества связано с процессами информатизации всех сфер общества, что наряду с определенными достоинствами имеет и ряд недостатков. Требует внимания и анализа появление новых угроз, порожденных сетевой информационной революцией, физическому, психическому и социальному здоровью людей.

  1. Опасные тенденции инф-зации. Окинавская Хартия глобального инф-ного общ-ва об опасных тенденциях инф-зации.

Создание информационного  общества связано с процессами информатизации всех сфер общества, что наряду с определенными достоинствами имеет и ряд недостатков. Требует внимания и анализа появление новых угроз, порожденных сетевой инф-ной революцией, физ-му, псих-му и социальному здоровью людей.

Некоторые исследователи  инф-ного общества говорят о возможности появления нового воинствующего, тоталитарного класса, так называемой меритократии, которая может сконцентрировать в своей собственности основные информационные ресурсы и все более контролировать бизнес и государство.

К недостаткам информационного общества относится и опасность виртуализации социальных отношений. Хотя информатизация является прогрессивным направлением развития общества, но, как любой социальный процесс, она должна происходить в рамках определенной меры, выход за границы которой чреват негативным, регрессивным движением.

Важной и непростой  проблемой информатизации общества является воздействие ИКТ на здоровье человека, что связано, в частности, с электромагнитным излучением.

Возрастание значения информационных процессов в обществе имеет и еще одно отрицательное следствие - навязывание СМИ посредством современных технических средств определенных стереотипов поведения. Это может оказать отрицательное влияние на нравственное состояние общества, повлиять на формирование моральных ценностей у молодежи, а иногда нанести и материальный вред.

Развитие современных  информационных технологий вызвало  появление такого негативного явления, как информационная преступность.

Информационная  преступность — противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Формирование информационных образований мирового масштаба вызвало необходимость создания ряда международных документов в этой области. Одним из важнейших документов является Хартия глобального информационного общества (Окинавская хартия), принятая 22 июля 2000 г.

Окинавская  хартия определила, что «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века», позволяющих людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.

Для того чтобы информационно-коммуникационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экон-го роста, повышения общ-го благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности, требуется разработка эффективных национальных и международных стратегий.

Окинавская хартия призвала к ликвидации международного разрыва  в области инф-ции и знаний в государственном и в частном секторе, к совместному политическому сотрудничеству.

  1. Инф-ная  сфера  гос-ва  и   особ-ти  ее прав. регулир-я.   Пон-е гос-ной инф-ной пол-ки. Жизненно важные интересы РБ   в инф-ной сфере, согласно Концепции Нац. Без-ти РБ.

Главная роль в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля принадлежит государству.

Государственная информационная политика - это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных процессов и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля.

Т.О. под государственной  информационной политикой понимается регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает всю совокупность отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п.

Концепция национальной безопасности РБ, утв. указом президента от 17 июля 2001 г. № 390.

Жизненно важными  интересами Республики Беларусь в информационной сфере, согласно указанной Концепции, являются:

  • обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности;
  • обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений;
  • эффективное использование национальных информационных ресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению;
  • защита сведений, составляющих госу-ную, служеб., коммерч. и иную охраняемую зак-вом тайну;
  • развитие современных инф-ных технологий, нац-ной индустрии средств инф-зации и связи, расширение участия республики в международной кооперации производителей таких средств и систем;
  • обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи;
  • участие РБ в работе международных организаций, определяющих принципы и направления сотрудничества в информационной области.

Направления информационной сферы общества:

— его поощрение конкуренции, борьба с монополизмом;

— обеспечение права  и технических возможностей доступа  к информации и информационным ресурсам для всего населения;

— соблюдение свободы  слова;

— защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения  в информационной сфере;

— защита национального  культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;

— обеспечение информационной безопасности;

— охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;

— борьба с компьютерными  и высокотехнологичными преступлениями;

— контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях.

  1. Пон-е   и   осн.  пр-пы   информатизации.   Гос-ная   политика   в   сфере инф-зации. Гос-ная программа инф-зации РБ на 2003-2005 г. и до 2010 г. «Электронная Беларусь» об осн. напр-ях инф-зации.

 

Государственная информационная политика тесно связана с процессами информатизации, т. е. организационным социально-экономическим и научно-техническим процессом обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации, и правовым обеспечением информационных процессов.

В этой связи в Республике Беларусь разработан ряд документов, определяющих приоритетные направления и принципы информатизации Республики Беларусь:

закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики»;

закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации»;

Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819.

В программе «Электронная Беларусь» указывается, что в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение ИКТ в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т. д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

В Республике Беларусь разрабатываются  и осуществляются ряд программ по обеспечению информационных потребностей личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности. Так, в 1990-е гг. в библиотеках республики было начато массовое внедрение компьютерных технологий. Министерство культуры разработало отраслевую программу «Информатизация культуры». В настоящее время осуществляется подключение библиотек к сети Интернет, создается единая сеть общедоступных библиотек с научно-методическим центром (согласно новой редакции закона «О библиотечном деле в Республике Беларусь» 2002 г.) - Национальной библиотекой Беларуси.

  1. Формир-е единого инф.-прав. пространства РБ. Проблема вхождения РБ в мировое инф-ное простр-во.

Под единым информационно-правовым пространством государства понимается совокупность баз и банков данных, содержащих правовую информацию, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим стандартам (правилам) создания, предоставления, обработки, организации и доступа к правовой информации.

Для формирования правовой среды, необходимой для осуществления и организации доступа населения республики к правовым информационным ресурсам, а также создания надлежащей правовой базы и обеспечения неуклонного соблюдения установленных законодательством норм и правил поведения, оперативного обеспечения полной и достоверной нормативной правовой информацией всех государственных органов, юридических и физических лиц формируется государственная система правовой информации (ГСПИ).

Развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий создали условия для формирования глобального информационного пространства, одной из основных отличительных черт которого является его трансграничность.

Несовершенство законодательства в информационной сфере создает возможности для манипулирования информацией, негативного воздействия на сознание людей, культуру, нравственные и духовные устои белорусского общества».

Для обеспечения вхождения  Республики Беларусь в мировое информационное пространство необходима система национального законодательства.

Особого внимания требуют  вопросы правового регулирования  в различных областях информационной сферы, возникающие в связи с расширением трансграничного обмена информацией через глобальные сети передачи данных:

  • защита авторских прав на информацию при трансграничной передаче данных;
  • регулирование отношений при вхождении национальных сетей в глобальные информационные сети;
  • защита конфиденциальной информации в сетях передачи данных (электронная цифровая подпись, криптография, программные и технические средства).

Основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий заложены в законах Республики Беларусь «Об инф-зации», «О гос-ных секретах», «Об основах гос-ной научно-технической политики», «О стандартизации», «О сертификации», «Об электронном документе» и др. Указанные законы лишь частично затрагивают сферу защиты информации, и на сегодня их явно недостаточно. -

Вхождение Республики Беларусь в мировое информационное пространство требует развития и широкого использования ИКТ и преодоления ряда негативных факторов, к которым относятся:

- несовершенство нормативной  правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей ИКТ;

- отсутствие целостной  информационной инфраструктуры  и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг;

- неготовность ряда  государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе ИКТ;

- высокий уровень монополизации  сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике;

- недостаточный уровень  подготовки кадров в области  создания и использования ИКТ.

  1. Пон-е инф-ной без-ти. Класс-я угроз инф-ной без-ти по видовому пр-ку. Ср-ва обеспечения инф-ной без-ти.

Под инф-ной безопасностью в общем случае понимают свойство процесса инф-зации, хар-щее сост-е защищенности личности, общества и гос-ва от возможных негативных последствий информатизации.

Инф-ная без-ть является неотъемлемой частью государственной политики РБ в области нац. Без-ти, что отражено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом президента от 17 июля 2001 г. № 390.

Концепция представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она содержит методологическую основу построения системы обеспечения национальной безопасности РБ.

По   видовому  признаку   угрозы   информационной   безопасности можно подразделить на политические, экономические и организационно-технические.

Полит. факторы  угроз:

  • изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведения к минимуму вероятности мировой ядерной войны;
  • инф-ная экспансия США и других развитых стран, осущ-щих глобальный мониторинг мировых пол-ких, экон-ских, военных, эколог-ких и других процессов, распространяющих инф-цию в целях получения односторонних преимуществ;
  • издержки переходного периода при становлении новой государственности в странах СНГ на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;
  • разрушение ранее существовавшей командно-административной системы гос-ного упр-я, а также сложившейся системы обеспечения безопасности;
  • нарушение информационных связей вследствие образования на территории бывшего СССР новых государств;
  • стремление стран СНГ к более тесному сотр-ву с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон;

• низкая общая правовая и инф-ная к-ра в общ-ве. 
Экономические факторы угроз:

  • переход на рыночные отношения в экономике, появление на рынке множества отечественных и зарубежных коммерческих структур;
  • недостаточное развитие отечественных отраслей промышленности, производящих средства информатизации и защиты информации;
  • расширяющаяся кооперация с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры стран СНГ.

Организационно-технические факторы угроз:

• недостаточная нормативно-правовая база в сфере информационных отношений, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;

  • слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг;
  • широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств для хранения, обработки и передачи информации;
  • рост объемов информации, передаваемой по открытым каналам связи;

• обострение криминогенной обстановки, рост числа компьютерных преступлений, особенно в кредитно-финансовой сфере.

  1. Пон-е прав. обеспечения инф-ной без-ти. Виды деят-ти по прав. обеспечению инф-ной без-ти.

Информация становится все более важным объектом правоотношений, неправомерное использование которого может нанести ущерб ее правообладателям. Для обеспечения защиты информации необходим комплекс организационных, технических и правовых средств.

Правовое  обеспечение информационной безопасности означает:

  • защиту интересов физических лиц путем введения норм, устанавливающих пределы сбора и использования сведений об этих лицах со стороны государства и иных субъектов;
  • защиту интересов государства и общества путем установления приоритетов защиты информации, охраняемой как собственность государства;

• защиту интересов юридических и физических лиц путем установления норм, регулирующих обращение с охраняемой информацией, обеспечивающей деятельность этих лиц, и установления механизмов защиты 
этих субъектов.

Правовые нормы, обеспечивающие защиту информации, могут быть представлены в виде законов, положений, инструкций, руководств, иных нормативных правовых документов.

Правовое обеспечение  информационной безопасности включает в себя такие виды деятельности, как:

  • нормотворческая деятельность по созданию законодательства, регулирующего отношения в обществе, связанные с обеспечением защиты информации, в частности компьютерной;
  • исполнительная и правоприменительная деятельность в области защиты информации, оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;

 

  • создание организационно-правовых механизмов обеспечения защиты информации;
  • формирование правового статуса всех субъектов в системе защиты информации.

В отношении каждого  из видов информации законодатель использует различные методы правового регулирования:

  • запрет на засекречивание информации;
  • запрет на распространение информации;
  • контроль за оборотом информации.

Система информации с ограниченным доступом построена из сути ее охраны, т. е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Можно выделить следующие интересы:

публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в том числе государственных секретов);

коммерческий интерес - интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции;

защита личных прав- неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные

права.

Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к  необходимой информации - засекречивания (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями - контроля оборота информации (когда охраняется форма).

 

  1. Приоритетные напр-я обеспечения без-ти РБ в инф-ной сфере, согласно Концепции Нац. Без-ти РБ.

Под инф-ной безопасностью в общем случае понимают свойство процесса инф-зации, хар-щее сост-е защищенности личности, общества и гос-ва от возможных негативных последствий информатизации.

Инф-ная без-ть является неотъемлемой частью государственной политики РБ в области нац. Без-ти, что отражено в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом президента от 17 июля 2001 г. № 390.

В п. 6.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь обозначены приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере:

«6.3.1. Совершенствование  механизмов реализации прав граждан  на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации.

6.3.2. Разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

  1. Осуществление государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием средств защиты информации.
  2. Обеспечение правовых и организационных условий предупреждения, выявления, пресечения преступлений в информационной сфере.

6.3.5. Участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных 
глобальных информационных сетей и систем».

 

  1. Осн. факторы, созд. угрозу без-ти РБ, согласно Концепции Нац. Без-ти РБ.

Основные факторы, создающие  угрозу безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, сформулированы в п. 6.2 вышеназванной Концепции:

«6.2.1. Распространение  недостоверной или умышленно  искаженной информации, направленное на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.

  1. Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от 
    импорта зарубежных информационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программного обеспечения.
  2. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационных технологий и защиты информации. 
    Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифициронанных специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
  3. Несоответствие информационного обеспечения государственных и общественных институтов современным требованиям управления экономическими, политическими и социальными процессами.
  4. Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификации продуктов и систем информационных технологий и аттестации объектов информатизации в соответствии с требованиями информационной безопасности. Использование при создании и модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи.
  5. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий. Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционирование информационных систем и сетей связи.

6.2.7. Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытой информации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность».

  1. Интересы личности в инф-ной сфере и ср-ва их прав. обеспечения.

- защита  интересов физ лиц осуществляется  посредством введения норм, устанавливающих  пределы сбора и использования  сведений об этих лицах со  стороны государства и иных  субъектов.

- а также путем установления норм, регулирующих обращение с охраняемой информацией, обеспечивающей деятельность этих лиц, и установления механизмов защиты этих субъектов.

Право на получение информации и право  на тайну личной жизни. Средства обеспечения  доступности информации и средства защиты и безопасности в том числе от киберпреступности.

  1. Использование метода анализа систем в прав. сфере. Осн. напр-я изучения системы.

Государственно-правовые явления можно рассматривать  как системы, характеризующиеся как внутренними соотношениями между частями и функциями, так и соотношениями с внешними факторами, со средой. В юридических науках понятие системы применяется достаточно широко: правовая система, система правового регулирования, система государственных органов, система доказательств и т. п.

Системы в сфере юридической  деятельности имеют свой набор компонентов  и подсистем, которые объединены не механическим путем, а с учетом их внутренней организации и объективных закономерностей. В качестве подсистем функциональных государственно-правовых систем могут выступать государственные органы, нормы права, а также процессы, например обсуждение и принятие законопроектов, рассмотрение дел в судах и т. п. От состава, внутренней организации элементов и подсистем зависят свойства системы. Изменения, происходящие в элементах и подсистемах функциональной правовой системы, влекут за собой определенные изменения в данной системе в целом и в отдельных ее свойствах.

П



Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"