ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 07:46, контрольная работа

Краткое описание

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д.

Содержание

1.Общие положение.
2.Различии эмпирического и теоретического типы исследований.
3.Основные критерии на различи эмпирического и теоретического уровня ииследований.

Вложенные файлы: 1 файл

озод.docx

— 157.52 Кб (Скачать файл)

 

Что же касается теоретического познания, то в нем применяются  иные исследовательские средства. Здесь  отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с  изучаемым объектом. Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические  идеальные объекты.

Особенности средств и  методов двух уровней научного познания связаны со спецификой предмета эмпирического  и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь  может иметь дело с одной и  той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому  ее видение, ее представление в знаниях  будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано  на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта  представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется  данный объект. Задача теории как раз  и заключается в том, чтобы, расчленив  эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом  их взаимодействие и таким образом  раскрыть сущность объекта.

Эмпирический и теоретический  уровни различаются по методам исследования. С помощью эмпирических методов  исследования осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, в то время как, с помощью теоретических  происходит формирование законов наук и теорий.

К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, сравнение, измерение  и эксперимент, к теоретическим  – аналогию, идеализацию, формализацию и др.

Наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для  научного исследования. Целенаправленность - важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель  опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых  нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий  пробелы в наблюдении, и активностью  наблюдателя, его способностью к  отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

Требования, предъявляемые  к научным наблюдениям:

четкая постановка цели наблюдения;

выбор методики и разработка плана;

системность;

контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;

обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;

Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его  дальнейшего исследования.

 

Научные знания - сложная  развивающаяся система, в которой  по мере эволюции возникают все новые  уровни организации. Они оказывают  обратное воздействие на ранее сложившиеся  уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают  новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. В своих развитых формах наука предстает как Дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.

 

Научные дисциплины возникают  и развиваются неравномерно. В  них формируются различные типы знаний. Специфика предмета каждой науки может привести к тому, что  определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную  роль в другой. При возникновении  развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу  своего применения.

 

В системе любого научного знания можно выделить различные  формы знания: законы, принципы, гипотезы, теории, схемы, программы, эмпирические факты, которые относятся к двум основным уровням: Эмпирическому и  Теоретическому. Соответственно существует 2 типа познавательных процедур. Наличие  этих уровней научного познания было зафиксировано в рамках неопозитивизма в 30-х XX столетия в условиях обнаруженного  различия языкового смысла теоретического и эмпирического использования  терминов.

 

Различение эмпирического  и теоретического уровней осуществляется с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии различия:

 

1) Характер предмета исследования. Эмпирическое исследование ориентировано  на изучение явлений и зависимостей  между ними, сущностные связи  не выделяются еще в чистом  виде. На уровне теории происходит  выделение сущностных связей  в чистом виде. Сущность объекта  - взаимодействие ряда законов,  которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать  все эти отношения между законами  и таким образом раскрыть сущность  объекта. Следует различать Эмпирическую зависимость (вероятностно-истинные знания) и Теоретический закон (знания достоверные). Теория и эмпирика имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирика изучает явления и их корреляции, улавливая в отношениях между явлениями проявление закона. В чистом виде он дается в результате теоретического исследования.

 

2) Тип применяемых средств  исследования. Теория не строится  путем индуктивного обобщения  опыта. Эмпирическое исследование  базируется на практическом взаимодействии  исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании  отсутствует практическое взаимодействие  с объектами, на этом уровне  объект может изучаться только  опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

 

3) Особенности метода. В  эмпирическом познании: наблюдение, использование приборов и других  средств реального наблюдения  и эксперимента, эмпирическое описание. В теоретических исследованиях:  метод построения идеализированного  объекта (идеализация); мысленный  эксперимент с идеализированными  объектами; методы построения  теории (восхождение от абстрактного  к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

 

Эмпирика и теория отличаются по предмету, средствам и методам  исследования. В реальной действительности эти два слоя знания всегда Взаимодействуют. Выделение же конкретной категории в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и развивается научное знание.

 

Эти уровни знания имеют сложную  организацию. Выделяют подуровни, характеризующиеся  специфическими познавательными процедурами  и особыми типами получаемого  знания. На эмпирическом уровне выделяются два подуровня: Наблюдение и Эмпирические факты, которые не являются достоверным  знанием и на них не может опираться  теория. Базисом теории - эмпирические факты, где нет субъективности.

 

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту Предполагает: 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания с использованием ранее полученных теоретических знаний.

 

При установлении эмпирического  факта требуется применение ряда теоретических положений (из области  механики, электродинамики), но возникает  проблема теоретической нагруженности – для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Т. о. в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т. п.

 

В организации теоретического уровня знания выделяют два подуровня: Частные теоретические модели и  Законы, развитая теория. Частные теоретические  модели и законы выступают как  теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Теоретическое  знание включает теоретическую модель, которая объясняет явление, и  закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Закон характеризует отношения  идеальных объектов теоретической  модели, а опосредованно он применяется  к описанию эмпирической реальности.

 

В развитой теории все частные  теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают  как следствие фундаментальных  принципов и законов теории. Т. е. строится некоторая обобщающая теоретическая  модель, которая охватывает все частные  случаи, и применительно к ней  формулируется некоторый набор  законов, которые выступают как  обобщающее по отношению ко всем частным  теоретическим законам. Два типа организации научного знания – частные  теории и обобщающие развитые теории – взаимодействуют как между  собой, так и с эмпирическим уровнем  знания.

 

Научное знание в любой  области науки представляет собой  огромную массу взаимодействующих  между собой различных типов  знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

 

Научное знание, как и все  формы духовного производства, необходимы для того, чтобы направлять и регулировать практику. Различные виды познавательной деятельности по-разному выполняют  эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

 

Особенностями объектов научного исследования объясняются и основные особенности научных знаний как  продукта научной деятельности. Наука  формирует специфические способы  обоснования истинности знания: экспериментальный  контроль над получаемым знанием, выводимость  одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Системность  и обоснованность научного знания один из существенных признаков, отличающих его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

 

При характеристике природы  научного познания можно выделить систему  отличительных признаков науки, среди которых главными являются: 1) предметность и объективность  научного знания; 2) выход науки за рамки обыденного опыта (научные  знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее  не задан).

 

Все остальные необходимые  признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными главных характеристик  и обусловлены ими.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Калиткин Н.Н. Численные методы. М.: Наука.
  2. Бабенко к.и. Основы численноrо анаЛиза. М.: Наука.
  3. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков r.M. Численные методы. М.: Наука.
  4. Волков Е.д. Численные методы. 2-е издание, испр. М.: Наука.
  5. Марчук r.и. Методы вычислительной математики. 3-е изд. М.: Наука.
  6. Самарский А.А, Гулин А.В. Численные методы. М.: Наука.
  7. Турчак л.и. Основы численных методов. М.: Наука.
  8. Гилл Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация: Пер. с анrл. М.: Мир.
  9. Деннис Дж., мл., Шнабель Р. Численные методы Еезусловной оптимизации и решения нелинейных уравнений: Пер. с анrл. М.: Мир.
  10. Opтera Дж., Пул У. Введение в численные методы решения дифференциальных уравнений: Пер. с aнrл. --М.: Наука.

 

 

 

Автоматизированное рабочее место  специалиста

Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Повышение эффективности  деятельности специалистов с помощью  АРМов

 Деятельность  работников сферы управления (бухгалтеров,  специалистов кредитно-банковской  системы, плановиков, технологов, руководителей,  конструкторов и т.д.) в настоящее   время  ориентирована  на   использование   развитых технологий. Организация и реализация управленческих  функций требует радикального  изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений.

 

Автоматизированное рабочее  место (АРМ) определяется как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание  автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по "накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а работник сферы управления (экономист, технолог, руководитель и т.д.)  выполняет  часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода  при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется  пользователем для контроля производственно-хозяйственной  деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.

Информация о работе ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.