Типы информационных моделей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:29, лекция

Краткое описание

образовательная: освоить табличную и иерархическую форму представления информационной модели;
воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
развивающая: развить умение описывать информационные модели, выделяя существенные цели моделирования.

Вложенные файлы: 1 файл

андриенко 5 класс типы информационных моделей.docx

— 68.08 Кб (Скачать файл)

Конспект  урока на тему  
«Типы информационных моделей»

 

Цели:

  1. образовательная: освоить табличную и иерархическую форму представления информационной модели;
  2. воспитательная: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
  3. развивающая: развить умение описывать информационные модели, выделяя существенные цели моделирования.

Программно –  дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран, карточки с тестом и заданиями. 
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Орг. момент: 2 мин.
    1. приветствие;
    2. проверка присутствующих.
  2. Актуализация прежних знаний: 10 мин

 

 Тест (2 варианта) 
 
Вариант 1  
 
1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

  1. все стороны данного объекта;
  2. некоторые стороны данного объекта;
  3. существенные стороны данного объекта;
  4. несущественные стороны данного объекта.

2. Результатом  процесса формализации является:  

  1. описательная модель;                    
  2. математическая модель;   
  3. графическая модель; 
  4. предметная модель.

3. Информационной  моделью организации занятий  в школе является: 

  1. свод правил поведения учащихся; 
  2. список класса; 
  3. расписание уроков; 
  4. перечень учебников.

4. Материальной  моделью является: 

  1. макет самолета;                          
  2. карта;     
  3. чертеж; 
  4. диаграмма.

5. Знаковой моделью  является: 

  1. анатомический муляж;                  
  2. макет здания; 
  3. модель корабля; 
  4. диаграмма.

6. Укажите в  моделировании процесса исследования  температурного режима комнаты  объект моделирования:

  1. конвекция воздуха в комнате; 
  2. исследование температурного  режима комнаты;   
  3. комната; 
  4. температура.

7. Правильный порядок  указанных этапов математического  моделирования процесса:  
1) анализ результата;                       
2) проведение исследования;    
3) определение целей моделирования;  
4) поиск математического описания. 
Соответствует последовательности: 
  3-4-2-1;  
 1-2-3-4;  
 2-1-3-4; 
 3-1-4-2.  
 
8. Из скольких объектов, как правило, состоит система? 

  1. из нескольких;  
  2. из одного;                                      
  3. из бесконечного числа; 
  4. она неделима.

9. Как называется  граф, предназначенный для отображения  вложенности, подчиненности, наследования  и т.п. между объектами? 

  1. схемой;   
  2. сетью; 
  3. таблицей.
  4. деревом;

10. Устное представление  информационной модели называется:

  1. графической моделью;              
  2. словесной моделью;  
  3. математической моделью; 
  4. логической моделью.

11. Упорядочение  информации по определенному  признаку называется: 

  1. сортировкой;                                 
  2. формализацией;  
  3. систематизацией; 
  4. моделированием.               

 

 Вариант 2  
 
1. Как называется упрощенное представление реального объекта?  

  1. оригинал; 
  2. прототип; 
  3. модель;
  4. система.

2. Процесс построения  моделей называется: 

  1. моделирование;   
  2. конструирование; 
  3. экспериментирование; 
  4. проектирование.

3. Информационная  модель, состоящая из строк и  столбцов, называется:

  1. таблица;  
  2. график 
  3. схема; 
  4. чертеж.

4. Каково общее  название моделей, которые представляют  собой совокупность полезной  и нужной информации об объекте?  

  1. материальные; 
  2. предметные; 
  3. информационные; 
  4. словесные.

5. Знаковой моделью  является: 

  1. карта; 
  2. детские игрушки; 
  3. глобус; 
  4. макет здания.

6. Укажите в  моделировании процесса исследования  температурного режима комнаты  цель моделирования:

  1. конвекция воздуха в комнате;
  2. исследование температурного режима комнаты;
  3. комната;
  4. температура.

7. Правильные определения  понятий приведены в пунктах  
1) моделируемый параметр - признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;  
2) моделируемый объект — предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;  
3) закон — поведение моделируемого объекта.  

  1. 1-2-3;
  2. 2-3;
  3. 1-3; 
  4. 1-2.

8. Инструментом  для компьютерного моделирования  является: 

  1. сканер; 
  2. компьютер; 
  3. принтер; 
  4. монитор.

9. Как называется  средство для наглядного представления  состава и структуры системы? 

  1. таблица; 
  2. граф; 
  3. текст; 
  4. рисунок.

10. Как называются  модели, в которых на основе  анализа различных условий принимается  решение? 

  1. словесные; 
  2. графические; 
  3. математические; 
  4. логические.

11. Построение  модели на формальном языке  называется: 

  1. сортировкой; 
  2. формализацией; 
  3. систематизацией; 
  4. моделированием.

III . Изучение нового  материала: 20 мин 
Сообщение темы урока. 
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести мобильный телефон. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)? Какие сведения имеют значения? 
Информация представляется в виде таблице.

 

 

Параметр

Значение параметра

Форма

Обтекаемая

Цвет

Черный

Длина

8 см

Толщина

1 см


Это полная информация об объекте? Что является наилучшей формой представления  информации о внешнем виде телефона? 
На что ещё вы обращаете внимание при покупке телефона(функции телефон? Какие сведения имеют значения? 
Информация представляется в виде таблице.

Параметр

Значение параметра

Стоимость

5 000 руб.

Инфракрасный порт

Да

Работа в режиме разговора

6 часов

Виброзвонок

Да

Память

2 Гбайт


Данная таблица является наилучшей формой представления  функциональных возможностей телефона? 
В этом примере построены две табличные модели одного реального объекта – мобильный телефон. Первая модель удобна в графическом представлении, а вторая в табличном. При построении табличной информационной модели особое значение имеет цель создания модели. 
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Н-р, в математике – таблица умножения, химии таблица Менделеева,  расписание уроков, поездов. Например, табличная модель стоимости отдельных устройств компьютера.  В первом столбце таблицы содержится перечень объектов (устройств, входящих в состав компьютера, а во втором - их цена. Приведите пример табличной информационной модели? 
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы). 
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.  
Свойства - характеристики, признаки объекта.  
У каждого свойства есть название и значение. 
Из ниже следующих таблиц найдите класс объектов, свойства объектов.

Автор

Название

Год издания

Жанр

А. Беляев

Человек-амфибия»

1990 г.

Фантастика

А. Пушкин

Сказка о царе Салтане»

1985 г.

Поэтическая сказка

Л.Толстой

Война и мир»

1972 г.

Трагедия


Годовые оценки

 

 

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Ваня

5

5

4

Андреев Коля

3

4

5


Постройте табличную  модель по позиционным системам счисления.

Информация о работе Типы информационных моделей