Администрирование базы данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний по предмету «Бaзa Данных», практических навыков работы на персональном компьютере и разработки пользовательских приложений с использованием программных средств интегрированного пакета MS Office, современных компьютерных технологий обработки информации, а также приобретение практических навыков по формулированию требований к разрабатываемым бaзaм данных и построению их моделей.
В данном курсовом проекте в качестве предметной области рассматривается компьютерный магазин «Комп+». Наша бaзa данных должна решать следующие задачи: учёт товара, выдача данных о поставщиках и поставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты, наименование товаров, характеристики, цены), вычислять суммы оплаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Администратор базы данных ……………………………………..5
1.1 Понятие и функции администратора базы данных……………………5
1.2 Виды администраторов БД 8
1.3 Обязанности администратора современных систем управления бaзaми данных……………………………………………………………………11
Глава 2. Администрирование базы данных………………………………12
2.1 Управление данными в бaзaх данных 12
2.2 Управление безопасностью в СУБД………………………………….14
Глава 3. Практическая часть……………………………………………………21
3.1 Создание ER-диаграммы, логической схемы и таблиц БД ……...22
3.2 Создание запросов к БД 26
3.3 Создание формы и отчета бaзa данных ……………………………..32
Заключение. 32
Список литературы…………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 548.46 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Содержание…………………………………………………………………..2

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Администратор базы данных ……………………………………..5

1.1 Понятие и функции администратора базы данных……………………5

1.2 Виды администраторов БД 8

1.3 Обязанности администратора современных систем управления бaзaми данных……………………………………………………………………11

Глава 2. Администрирование базы данных………………………………12

2.1 Управление данными в бaзaх данных 12

2.2 Управление безопасностью в СУБД………………………………….14        Глава 3.  Практическая часть……………………………………………………21

3.1      Создание ER-диаграммы, логической схемы и таблиц БД ……...22

3.2 Создание запросов  к БД 26

3.3   Создание формы и отчета  бaзa данных ……………………………..32

Заключение. 32

Список литературы…………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

       Курсовая  работа является завершающим  этапом изучения дисциплины «Базы  данных».

        Выполнение  курсовой работы способствуют  систематизации и обобщению знаний, выработке умения правильно ориентироваться  в современных СУБД при выборе  нужного средства для решения  конкретной задачи автоматизации  учета.

        Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний по предмету «Бaзa Данных», практических навыков работы на персональном компьютере и разработки пользовательских приложений с использованием программных средств интегрированного пакета MS Office, современных компьютерных технологий обработки информации, а также приобретение  практических навыков по формулированию требований к разрабатываемым бaзaм данных и построению их моделей.

В данном курсовом проекте в качестве предметной области рассматривается  компьютерный магазин «Комп+». Наша бaзa данных должна решать следующие задачи: учёт товара, выдача данных о поставщиках и поставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты, наименование товаров, характеристики, цены), вычислять суммы оплаты.

Данная бaзa данных должна реализовать запросы упорядочения по полям: товары, поставщики, цена; осуществлять поиск сведений о фирме-поставщике какого-то товара; производить подсчет стоимости и количества оставшегося в магазине товара, а также должна выдать отчет об отсутствующих товарах.

Применяемая СУБД: АССЕSS 2007 .

Исходные данные о магазине: магазин  располагается в нескольких помещениях (склад, торговый зал). У фирмы есть поставщики, осуществляющие поставку компьютеров и комплектующих  на склад магазина. Так же в магазине есть свой штат сотрудников: менеджеры и консультанты, осуществляющие продажу товара, бухгалтер, кладовщики, грузчики-водители.

Клиент, приходя в магазин, взаимодействует  с менеджером, который, в свою очередь, осуществляет продажу компьютеров  или комплектующих. Операции с денежными  средствами и отбивку чека осуществляет так же менеджер. При покупке товара, клиент получает чек с указанием  товара и его стоимости, на основании  которого со склада ему отгружают  необходимый товар.

При отсутствии товара на складе работник магазина выбирает отсутствующие товары и на основании этих данных составляет заявку на имя фирмы-поставщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Глава 1. Администратор базы данных

 

1.1 Понятие  и функции администратора базы  данных

 

Современные базы данных - это сложные  многофункциональные программные  системы, работающие в открытой распределенной среде. Они уже сегодня доступны для использования в деловой  сфере и выступают не просто в  качестве технических и научных  решений, но как завершенные продукты, предоставляющие разработчикам  мощные средства управления данными  и богатый инструментарий для  создания прикладных программ и систем.

Администрирование бaзaми данных предусматривает выполнение функций, направленных на обеспечение надежного и эффективного функционирования системы баз данных, адекватности содержания базы данных информационным потребностям пользователей, отображения в базе данных актуального состояния предметной области.

Необходимость персонала, обеспечивающего  администрирование данными в  системе БД в процессе функционирования, является следствием централизованного  характера управления данными в  таких системах, как постоянно требующего поиска компромисса между противоречивыми требованиями к системе в социальной пользовательской среде.

Проблема исследования «Администрирование базы данных» заключается в возможности  дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы: что представляет собой  администрирование базы данных, в  чем заключаются его основные функции и задачи, его значение для стабильной и эффективной  работы базы данных.

Актуальность исследования «Администрирование базы данных» несомненна. Уровень  администратора баз данных в иерархии организации достаточно высок: чтобы  определять структуру данных и право  доступа к ним, администратор должен знать, как работает предприятие, как используются соответствующие данные.

Проблеме администрирования баз  данных внимание уделяется сравнительно недавно - с появлением и развитием  современных баз данных. Однако в  связи с тем, что совершенствование  баз данных и систем управления данных - явление постоянное и непрерывное, проблема остается достаточно актуальной, следовательно, требует дополнительных исследований в данной области компьютерных технологий.

Функционирование базы данных (БД) невозможно без участия специалистов, обеспечивающих создание, функционирование и развитие базы данных. Такая группа специалистов называется администратором  базы данных (АБД). Эта группа специалистов считается составной частью базы данных.

В составе администрации базы данных должны быть системные аналитики, проектировщики структур данных и внешнего по отношению  к банку данных информационного  обеспечения, проектировщики технологических  процессов обработки данных, системные  и прикладные программисты, операторы, специалисты по техническому обслуживанию.

Администраторы базы данных выполняют  большой круг разнообразных функций:

1. Анализ предметной области: описание предметной области, выявление ограничений целостности, определение статуса информации, определение потребностей пользователей, определение статуса пользователей, определение соответствия «данные - пользователь», определение объемно-временных характеристик обработки данных.

2. Проектирование структуры базы данных: определение состава и структуры информационных единиц, составляющих базу данных, задание связей между ними, выбор методов упорядочения данных и методов доступа к информации, описание структуры БД на языке обработки данных (ЯОД).

3. Задание ограничений целостности при описании структуры базы данных и процедур обработки БД: задание ограничений целостности, присущих предметной области, определение ограничений целостности, вызванных структурой базы данных, обеспечение ограничений целостности при параллельной работе пользователей в многопользовательском режиме, разработка процедур обеспечения целостности БД при вводе и корректировке данных.

4. Первоначальная загрузка и ведение базы данных: разработка технологии первоначальной загрузки и ведения (изменения, добавления, удаления записей) БД, проектирование форм ввода, создание программных модулей, подготовка исходных данных, ввод и контроль ввода.

5. Защита данных от несанкционированного доступа:

- обеспечение парольного входа  в систему: регистрация пользователей,  назначение и изменение паролей;

- обеспечение защиты конкретных  данных: определение прав доступа  групп пользователей и отдельных  пользователей, выбор/создание программно-технологических средств защиты данных, определение допустимых операций над данными для отдельных пользователей, шифрование информации с целью защиты данных от несанкционированного использования;

- тестирование средств защиты  данных;

- фиксация попыток несанкционированного  доступа к информации;

- исследование возникающих случаев  нарушения защиты данных и  проведение мероприятий по их  предотвращению.

6. Защита данных от разрушений. Одним из способов защиты от потери данных является резервирование. Используется как при физической порче файла, так и в случае, если в БД внесены нежелательные необратимые изменения.

7. Обеспечение восстановления БД: разработка программно-технологических средств восстановления БД, организация ведения системных журналов.

8. Анализ обращений пользователей к БД: сбор статистики обращений пользователей к БД, ее хранение и анализ (кто из пользователей, к какой информации, как часто обращался, какие выполнял операции, время выполнения запросов, анализ причин безуспешных (в т.ч. и аварийных) обращений к БД.

9. Анализ эффективности функционирования базы данных и развитие системы: анализ показателей функционирования системы (время обработки, объем памяти, стоимостные показатели), реорганизация и реструктуризация баз данных, изменение состава баз данных, развитие программных и технических средств.

10. Работа с пользователями: сбор информации об изменениях в предметной области, об оценке пользователями работы базы данных, определение регламента работы пользователей с базой данных, обучение и консультирование пользователей.

11. Подготовка и поддержание системных программных средств: сбор и анализ информации о СУБД и других прикладных программ, приобретение программных средств, их установка, проверка работоспособности, поддержание системных библиотек, развитие программных средств.

12. Организационно-методическая работа: выбор или создание методики проектирования БД, определение целей и направлений развития системы, планирование этапов развития базы данных, разработка и выпуск организационно-методических материалов.

 

                         1.2 Виды администраторов БД

Существует несколько видов  администраторов БД, а их обязанности  вполне могут отличаться от компании к компании. Вот характеристики некоторых  типов АБД и занимаемых ими  положений:

 

    • Оперативные (operational) АБД:
    • манипулируют дисковым пространством
    • наблюдают за текущей производительностью системы
    • реагируют на возникающие неисправности БД
    • обновляют системное ПО и ПО базы данных
    • контролируют структурные изменения БД
    • запускают процедуры резервного копирования данных
    • выполняют восстановление данных
    • создают и управляют тестовыми конфигурациями БД

 

    • Тактические (tactical) АБД:
    • реализуют схемы размещения информации
    • утверждают процедуры резервного копирования и восстановления данных;
    • разрабатывают и внедряют структурные элементы БД: таблицы, столбцы, размеры объектов, индексацию и т.п.;
    • сценарии(scripts) изменения схемы БД;
    • конфигурационные параметры БД
    • утверждают план действий в случае аварийной ситуации

 

    • Стратегические (strategic) АБД:
    • выбирают поставщика БД
    • устанавливают корпоративные стандарты данных
    • внедряют методы обмена данных в рамках предприятия
    • определяют корпоративную стратегию резервирования и восстановления данных
    • устанавливают корпоративный подход к ликвидации последствий аварии и обеспечению доступности данных

 

    • Старшие (senior) АБД:
    • досконально знают свой персонал
    • пользуются высоким спросом
    • могут написать скрипт
    • тратят уйму времени на подготовку младших АБД
    • очень ценятся руководством и получают бешеные деньги

 

    • Младшие (junior) АБД:
    • мечтают стать старшим АБД
    • не слишком сильны в написании скриптов
    • имеют большую склонность к использованию средств управления БД
    • тоже неплохо получают

Информация о работе Администрирование базы данных