Автоматизированные информационные системы в работе библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности применении АИС в работе библиотеки.
Задачи курсовой работы:
провести анализ литературы по проблеме исследования;
изучить особенности применения автоматизированных информационных систем в работе библиотеки;
рассмотреть средства создания АИС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Автоматизированные информационные системы……………………….5
и их классификация………………………………………………………...5
Этапы проектирования автоматизированных…………………………..10
информационных систем…………………………………………………10
Средства создания АИС………………………………………………….16
Анализ предметной области «Библиотека» на примере……………….20
Центральной районной библиотеки Муниципального бюджетного….20
Учреждения Городищенского района Пензенской области…………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 74.98 Кб (Скачать файл)

    Применение в проектных работах по созданию АИС одного из комплекса вышеперечисленных средств зависит от требований, предъявляемых к ним в каждой конкретной ситуации и обусловливается спецификой объекта автоматизации. Средства проектирования должны быть легко доступными, не требующими особых усилий в освоении и просты в реализации. Они должны обладать возможностью организации процесса проектирования в режиме интерактивного взаимодействия разработчика системы, проектировщика, и ЭВМ; быть адаптированными и экономически эффективными.

Кроме создания оригинальных и уникальных АИС, достаточно часто  применяются универсальные проектные  решения, которые полностью или  частично могут быть адаптированы в  различных предметных областях.

Попытка использовать готовые  решения и программное обеспечение, работающие в других условиях в ряде, особенно крупных, проектов, может оказаться  не только неэффективной, но и пагубной для внедряющей эти решения организации. С другой стороны, использование открытых стандартов, принципов модульности и другое позволяет формировать гибкие, расширяемые и эффективно сопровождаемые системы.

В то же время, необходимо отметить, что основополагающим принципом проектирования АИС является использование модульного проектирования. Именно оно позволяет избавиться от многих негативных последствий применения любых видов АИС.

При реализации автоматизации  процессов, базирующихся на взаимодействии небольших самостоятельных компонентов, всё чаще рекомендуется использовать веб-сервисы. Согласно этой идеологии функциональность каждого блока через унифицированный интерфейс должна быть доступна любым другим приложениям. Из таких блоков легко построить сложные цепочки автоматизированных процессов, при этом один блок может использоваться в нескольких цепочках.

Базовые возможности создания и использования веб-служб реализуют  все современные программные  платформы, составляющие основу инфраструктуры информационных технологий многих предприятий. При этом значительных преимуществ удаётся достигнуть в результате плановых модификаций существующей ИС путём разработки новых интерфейсов, реинжиниринга отдельных модулей, внедрения новых систем автоматизации. В результате естественным путём формируется база дальнейшего развития сервисноориентированных ИС.

Технология создания крупных  ИС представляет особые требования к  методикам реализации и программным  инструментальным средствам, что связано  со следующими причинами:

  • Реализацию крупных проектов принято разбивать на стадии, каждая из которых увеличивает степень детализации предыдущей. Ошибки, допущенные на предыдущей стадиях, обходятся значительно дороже как в стоимостном, так и временном выражении, чем на текущей, откуда следует, что наиболее критичным являются первые стадии проекта. Поэтому важно иметь эффективные средства автоматизации ранних этапов проектирования.
  • Коллективная работа существенно отличается от индивидуальной, поэтому при реализации крупных проектов необходимо иметь средства координации и управления коллективом разработчиков.
  • Жизненный цикл(ЖЦ) создания сложной ИС сопоставим с ожидаемым временем ее эксплуатации. Другими словами, в современных условиях предприятия перестраивают свои бизнес – процессы примерно раз в два года, столько же требуется(если работать в традиционной технологии) для создания ИС. Может оказаться, что к моменту сдачи ИС она уже устареет, поскольку предприятие, перешло на новую технологию работы. Следовательно, необходимы средства автоматизации, значительно уменьшающие время разработки ИС.
  • Чем больше длительность ЖЦ тем больше вероятность изменения внешних условий, которые весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому необходимые гибкие инструментальные средства, позволяющие адаптировать проект к изменяющимся требованиям.

 

 

  1. Анализ предметной области «Библиотека» на примере Центральной районной библиотеки Муниципального бюджетного учреждения Городищенского района Пензенской области.

 

 

Задание.  Разработать систему, помогающую обслужить библиотеку. В библиотеке хранятся несколько видов литературы: книги, газеты и журналы. Каждая книга (газета, журнал) относится к определенному разделу, который подразделяется по темам. Система должна предусматривать режимы ведения системного каталога, отражающего перечень областей знаний, по которым имеются книги в библиотеке. Внутри библиотеки области знаний в систематическом каталоге могут иметь уникальный внутренний номер и полное наименование. Каждая книга может содержать сведения из нескольких областей знаний, присутствовать в нескольких экземплярах.

 В библиотеке ведется  картотека читателей.

 • Фамилия, Имя,  Отчество

 • Домашний адрес

 • Телефон 

 • Дата рождения

Каждому читателю присваивается  уникальный номер читательского  билета. Читатель не должен одновременно держать более одного экземпляра книги одного названия.[4,C.19-20]

Вопросы

Вопрос 1. Кому нужна данная БД?

Ответ 1. Библиотекарю, читателю.

Вопрос 2. Какая информация нужна библиотекарю?

Ответ 2. Информация о книгах, читателях.

Вопрос 3. Какая информация нужна о книгах?

Ответ 3. Данные об авторах книг, поставщиках, видах книг, количестве экземпляров,  годе выпуска, тематике, дате поступления, дате выдачи читателю.

Вопрос 4. Какая информация нужна о читателях?

Ответ 4. ФИО, адрес, телефон, дата рождения, номер читательского билета.

Вопрос 5. Какие данные нужны читателю?

Ответ 5. Информация об авторах книг, видах книг, тематике, сроках обратного возврата книг.

Вопрос 6. Какие могут быть виды книг?

Ответ 6. Книги, диски, брошюры, подписные издания.

Вопрос 7. Номер читательского билета каждого читателя уникален?

Ответ 7. Да.

Перечень предположений

Можно предположить,  что  у нескольких книг может быть один и тот же автор, разные книги могут  быть одного года издания, у одной  книги может быть несколько авторов, читатель может держать одновременно несколько книг, одна и та же книга может быть выдана в нескольких экземплярах читателям, дата возврата книги определяется по дате её выдачи читателю.

Создание таблицы  со следующими названиями и полями:

    1. Список читателей:
    • Код читателя;
    • ФИО;
    • Адрес;
    • Год рождения.

Таблица 1. Список читателей

Список читателей

Код читателя

ФИО

Адрес

Год рождения

1

Кузнецов О.В.

Советская д.4

14.06.97

2

Бубликов А.А.

Красноармейская д.6

23.07.91

3

Кудряшов М.О.

Московская д.34

19.10.90

4

Антипов Е.С.

Чкалова д.8

04.01.98

5

Куликова Р.Г.

Калинина д.5

15.04.95

6

Синицына С.П.

Трудовая д.11

01.06.93


    1. Книги
      • Код книги;
      • Автор;
      • Название;
      • Жанр;
      • Год издания.

Таблица 2. Книги

Книги

Код книги

Автор

Название

Жанр

Год издания

1

Гоголь Н.В.

Мертвые души

Роман

1998

2

Булгаков М.А.

Мастер и Маргарита

Роман

1994

3

Толстой Л.Н.

Война и Мир

Роман

1991

4

Шолохов М.А.

Тихий Дон

Роман

1989

5

Чехов А.П.

Вишневый сад

пьеса

1990

6

Пушкин А.С.

Евгений Онегин

Роман в стихах

1995


    1. Экземпляр
      • Код экземпляра;
      • Код книги;
      • Каталог.

Таблица 3. Экземпляр

Экземпляр

Код экземпляра

Код книги

Каталог

3

8

10

6

3

5


    1. Выдача
      • Код читателя;
      • Код экземпляра;
      • Дата взятия;
      • Дата возврата.

Выдача

Код читателя

Код экземпляра

Дата взятия

Дата возврата

1

6

13.04.2012

22.04.2012

2

1

16.03.2012

15.04.2012

7

2

20.02.2012

10.04.2012

9

3

10.01.1012

20.02.2012





Таблица 4. Выдача

Создание схемы  данных

Установить связи между  таблицами, что объединяет их в одну базу данных. Это осуществляется с  помощью создания схемы данных. Создание схемы данных позволяет упростить конструирование многотабличных форм, запросов и отчетов.

Чтобы связать таблицы  друг с другом необходимо:

  1. Осуществить щелчком по кнопке Схема данных на панели инструментов.
  2. Появляется диалоговое окно Добавление таблицы, выдается имя таблицы и щелкают по кнопке Добавить. Повторяют действия для каждой выбранной таблицы. После выбранных таблиц щелкают по кнопке Закрыть.
  3. После Закрытия попадают в окно Схема данных где находятся все выбранные таблицы.
  4. Для формирования связей между таблицами необходимо перетащить поле из одной таблицы на поле другой. Поля, по которым устанавливают связи, могут иметь разные имена, но должны совпадать по типу и размеру.

Создание формы

Чтобы быстро создать простую  форму, содержащую все поля из заданных таблицы или запроса,, выбирают команду Автоформа. Мастер автоформ может построить простую форму, поля ввода в которой расположены в столбец, в строчку или в виде таблицы. При таком способе нужно задавать тип формы и ответить на ряд вопросов о ней. Форму можно создавать самостоятельно в режиме Конструктор.

После того как форма создана  любы способом, ее можно изменить находясь во вкладке Формы. Для этого выделяют имя нужной формы и щелкают по кнопке Конструктор.

Форма список читателя

Таблица 5. Форма список читателей

Список читателей

Код читателя

ФИО

Адрес

Год рождения

1

Кузнецов О.В.

Советская д.4

14.06.97


Форма книги

Таблица 6. Форма книги

Книги

Автор

Код книги

Название

Жанр

Год книги

Гоголь Н.В.

1

Мертвые души

Роман

1998


Форма выдачи

Таблица 7. Форма выдачи

Выдача

Код читателя

Код экземпляра

Дата взятия

Дата возврата

1

6

13.04.2012

22.04.2012


 

Создание запросов

  1. Запрос на выборку осуществляет загрузку и отображение записей в режиме таблицы;
  2. Перекрестный запрос позволяет выполнить статические подсчеты(сумма, количество записей) по данным одного поля таблицы.
  3. Запрос на обновление изменяет соответствующие записи таблицы.
  4. Запрос на добавление добавляет в конец таблицы новые записи, соответствующие заданным условиям отбора.
  5. Запрос на создание таблицы создает новые таблицы, состоящие из заданных записей.
  6. Запрос с параметром позволяет ввести информацию, используемую в качестве критериев отбора.

Информация о работе Автоматизированные информационные системы в работе библиотеки