Энергоэффективность и энергосбережение: обзор основных российских тенденций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение. Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.
Сохранение высокой энергоемкости российской экономики несет с собой очень высокие риски. Оно ведет к:
• снижению энергетической безопасности России и торможению экономического роста;
• осложнению выполнения Россией геополитической роли гаранта надежных поставок энергоносителей на внешние рынки;
• осложнению реализации национальных проектов;

Содержание

.Введение.
а)Роль энергосбережения в России.
б)Стратегическая цель энергосбережения.
в)Риски высокой энергоемкости страны.
2. Современное состояние развития энергосбережения в России.
3. Основные положения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года.
4. Европа и США в сфере энергосбережения.
5. Проблемы реализации закона 2009 года.
6. Энергостратегия России.
а) Цели энергостратегии.
б) Этапы реализации энергетической политики.
7. Перспективные энергосберегающие технологии.
а) По направлению "Нефтяной комплекс".
б) По направлению "Газовая промышленность".
в) По направлению "Угольная промышленность".
г) По направлению "Электроэнергетика".
д) По направлению "Ядерно-топливный цикл и атомная энергетика".
е) По направлению "Теплоснабжение".
ж) По направлению "Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива".

8.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

НИР Энергоэффективность.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

Оконные фирмы также не оказались в стороне. Начиная с 2005 г. большинство ведущих фирм все больше используют энергосберегающие технологии в своей продукции (солнечные элементы в качестве жалюзи или межэтажных заполнений) и представляют осуществленные проекты новых зданий с минимальным расходом энергии на их эксплуатацию. В этот же период ужесточились наказания за нерациональное энергопотребление и увеличились поощрения за рациональное.

  Но Россия испытывает определенные  трудности в достижении западных  успехов в этой области. Это  можно видеть на примере с  Германией. Чтобы снизить стоимость энергоресурсов, Германия использует три механизма: Первый, самый очевидный,- экономия. Второй –изменение глобальной политики в области энергетики: к 2030 году Германия намерена 85% энергии использовать в виде возобновляемых источников. Третий инструмент-пропаганда идеи экономии в странах –производителях энергоресурсов. Немцы заинтересованы в том, чтобы использование углеводородов в России было эффективным. По разным оценкам около 40% всей производимой в России энергии не используется. Россия по оценкам Германии может экономить энергии столько ,сколько сама Германия расходует в год. Внедряя принципы энергоэффективности, Россия меньше использует газ, нефть, уголь для внутреннего потребления ,а значит, сможет больше поставлять сырья на мировой рынок. А у германских предприятий есть оборудование, технологии, ноу-хау в области энергоэффективности ,которыми они готовы поделиться. Немцы задаются вопросом где, сколько и на чем теряет экономика России при организации системы теплоснабжения ,в распределительных сетях и при эксплуатации зданий. Они пришли к выводу, что главная проблема при производстве тепловой энергии заключается в применении устаревших установок с высокой энергоёмкостью,30% генераторов имеют срок жизни более 30 лет,20% -более 50 лет. Потери в сетях теплоснабжения –от 17 до 19%,тогда как в аналогичных сетях в Европе –от 2 до 10%. Не лучше картина в электрохозяйстве:на начало 2009 года 3,7 % распределительных сетей имели возраст старше 40 лет, потери в них оцениваются в 11%,тогда как в странах Европы в таком возрасте всего 1,6 % сетей. И в этом большая проблема этой сферы.

 

Проблемы реализации закона 2009 года.

Действительно в реализации закона «Об знергосбережении» Россия столкнулась с рядом проблем.

Причинами, вызывающими высокую энергоемкость экономики регионов и сдерживающими проведение энергосберегающей политики, являются:

  • значительный физический и моральный износ энергетического оборудования (в среднем по округу износ на объектах ТЭК составляет от 60 до 80%, на некоторых объектах - до 100%);
  • высокие потери при производстве, передаче и потреблении тепловой, электрической энергии и воды;
  • ограниченность финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета энергоресурсов. Таким образом, вопросы энергосбережения и модернизации всего энергетического комплекса находятся в непосредственной взаимосвязи.
  • незначительное использование местных, возобновляемых и вторичных источников энергии.
  • проблемы в сфере повышения энергетической эффективности и энергосбережения можно выделить следующие:
  • медленные темпы энергообследований .
  • недостаточная информированность руководителей бюджетных учреждений, которые зачастую не знают о нормах, что сэкономленные при рациональном использовании энергоресурсов средства остаются в распоряжении бюджетных организаций и могут направляться на насущные нужды, например, на увеличение заработной платы.
  • отсутствуют механизмы, стимулирующие обеспечение эффективного использования энергоресурсов в реальном секторе экономики.

 

То есть ,подытожив можно сказать, что барьеры на пути повышения энергоэффективности можно разделить на четыре группы:

1) недостаток мотивации;

2) недостаток информации;

3) недостаток финансовых ресурсов  и

«длинных» денег;

4) недостаток организации и координации.

Для их ликвидации нужна активная государственная политика. Пора от риторики переходить к действиям. Нужно не на словах, а на деле сделать повышение энергоэффективности приоритетом энергетической стратегии и основным энергетическим ресурсом экономического роста.

Энергостратегия  России.  

В сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере формирует цели и задачи настоящей Стратегии. Главной целью настоящей Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

Достижение указанной цели требует последовательного продвижения в решении следующих основных задач:

повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;

модернизация и создание новой энергетической инфраструктуры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;

формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;

повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в том числе за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;

дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему. 

 

Цели энергостратегии.

 

Таким образом, в рамках настоящей Стратегии определяются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора, учитывающая объективно существующие риски. Ключевое значение при этом имеет не столько прогнозирование меняющихся рисков, сколько готовность к их преодолению.

Основные гипотезы о целевых ориентирах системы связей и взаимодействия экономики и энергетики на период до 2030 года характеризуются следующим образом.

За период реализации настоящей Стратегии произойдет снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года):

доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;

доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте - более чем в 3 раза;

доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;

удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;

удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.

 

Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:

энергетическая безопасность;

энергетическая эффективность экономики;

бюджетная эффективность энергетики;

экологическая безопасность энергетики.

К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся:

недропользование и управление государственным фондом недр;

развитие внутренних энергетических рынков;

формирование рационального топливно-энергетического баланса;

региональная энергетическая политика;

инновационная и научно-техническая политика в энергетике;

социальная политика в энергетике;

внешняя энергетическая политика.

 

  Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат:

создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);

введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;

стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.

 

Этапы реализации энергетической политики.

  Реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с целью обеспечения:

1)последовательного продвижения по пути достижения целей и решения задач настоящей Стратегии;

2)координации указанной политики с социально-экономическим развитием страны в целом;

3)учета качественных различий во внешних и внутренних условиях развития и параметрах состояния энергетического сектора, а также в характере и направленности мероприятий государственной энергетической политики в разные периоды ее осуществления.

 

Первый этап - это этап выхода из кризиса и формирования основ новой экономики. В соответствии с этим главной задачей является скорейшее преодоление кризисных явлений для качественного обновления и модернизации российского топливно-энергетического комплекса.

В этот период планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора (в том числе по завершению наиболее важных из ранее начатых проектов), выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики.

Временные рамки окончания первого этапа (ориентировочно  
2013 - 2015 годы) будут определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором.

 

Второй этап - это этап перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. В соответствии с этим доминантой второго этапа будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом как результат проведенных на первом этапе мероприятий по модернизации основных производственных фондов и соответствующих нормативно-правовых и институциональных преобразований, а также реализация инновационных и новых капиталоемких энергетических проектов .Основные риски второго этапа связаны с возможностью отставания российского энергетического сектора от ускоренного посткризисного развития передовых стран, с отсутствием к концу этапа необходимых условий для последующего перехода к инновационной энергетике будущего.

На этом этапе должно быть развернуто широкое инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности на первом этапе, а также международного сотрудничества.

Внешними условиями развития российского энергетического сектора в этот период будет стабилизация мирового энергетического рынка в преддверии перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в экономике, а также общее уменьшение зависимости российской экономики и бюджета от деятельности топливно-энергетического комплекса страны

В этих условиях прямое государственное участие в развитии энергетического сектора будет постепенно ослабевать и заменяться на различные формы частно-государственного партнерства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом государство усилит свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации в российском энергетическом секторе.

 

Третий этап - это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения.

Инновационное развитие российской энергетики будет при этом обеспечено заложенным на предыдущих этапах инвестиционным и инновационным фундаментом в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей.

Основные риски третьего этапа связаны с обеспечением необходимого уровня качества и эффективности инноваций в энергетическом секторе.

Внешними условиями развития энергетического сектора на третьем этапе будут значительное снижение доли энергетического сектора в экономике России за счет его вытеснения неэнергетическими источниками инновационного экономического роста и активное развитие неуглеводородной энергетики в мире.

В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора будет заключаться преимущественно в поддержке инновационных направлений развития энергетического сектора (неуглеводородная энергетика и др.), а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора.

Срок окончания третьего этапа - 2030 год.

 

 

 

Перспективные энергосберегающие технологии.

 

    Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе должна основываться на современных достижениях и прогнозе приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в указанной сфере, обеспечивая создание и внедрение новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики.

     В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года было обеспечено проведение большого комплекса работ по приоритетному направлению "Энергетика и энергосбережение" в рамках реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы, федеральных целевых программ "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" и "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.

Информация о работе Энергоэффективность и энергосбережение: обзор основных российских тенденций