Элементы региональной инновационной системы в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:34, доклад

Краткое описание

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Активизация инновационной деятельности в Казахстане является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения. На развитие инновационных процессов, на территории Казахстана, влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические и организационно-управленческие.

Содержание

Введение
Формирование региональной инновационной системы Республики Казахстан
Развитие региональных инновационных систем
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инн пред реферат 11.03.docx

— 27.42 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Евразийский Национальный Университет имени Л.Н.Гумилева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «Элементы региональной инновационной системы в РК»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка группы ТУР-36

                                                                               Кешубаева А.Б.

                                                   Проверила : Ауэзова К.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2014

Содержание

Введение

Формирование региональной инновационной системы Республики Казахстан

Развитие региональных инновационных систем

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами.

Активизация инновационной деятельности в Казахстане является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, повышения уровня жизни населения. На развитие инновационных процессов, на территории Казахстана, влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, социально-психологические и организационно-управленческие.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведение (инновации). Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений, формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию «зрелых рынков». Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Именно инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в  США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине ХХ в. Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

 

 

 

Формирование региональной инновационной системы Республики Казахстан

Региональная инновационная политика, иногда называемая «новой экономической географией», становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы.

Категория «инновационная система» относится к общеэкономическим понятиям, включающим рынок, финансы, собственность и т.д. Региональная инновационная система (РИС) не сводится только к совокупности предприятий и организации, занятых в инновационной сфере, а также их связям и осуществляемым процессам. Под региональной инновационной системой понимается особый тип экономики, обеспечивающий устойчивое социально-экономическое развитие региона, преимущественно за счет создания и применения инноваций.

Региональная инновационная система включает в себя:

  • Инновационную структуру;
  • Институциональные основы инновационной деятельности;
  • Органы координации и регулирования инновационной деятельностью.

РИС можно определить как совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания. Направления деятельности РИС определяются проводимой региональной экономической политикой и регламентируются соответствующей нормативно-правовой базой.

При этом основной целью РИС является повышение качества жизни населения региона путем:

  • Создания дополнительных рабочих мест, как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг;
  • Повышения образовательного уровня населения;
  • Увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет повышения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения;
  • Решения экологических и социальных проблем за счет использования новых технологий.

Основными принципами формирования РИС являются следующие:

  • Системный подход к формированию инновационной политики;
  • Самостоятельное формирование региональных инновационных систем, учитывающих специфику территорий, с последующей интеграцией в единую систему;
  • Согласованность региональных и государственных приоритетов;
  • Приоритетное развитие фундаментальной и прикладной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования.

Первичными элементами региональной инновационной системы служат предприятия, научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения, отдельные ученые и изобретатели. Двигатели системы являются предприятия, которые, имея мощные стимулы к выживанию в конкурентной борьбе, организуют производство, стремясь к его развитию за счет инноваций.

По степени участия государства в формировании РИС условно можно выделить три этапа:

  • Формирование инновационной системы с активным участием государства ( 2005-2007 гг.);
  • Совершенствование механизмов воздействия и функционирования элементов РИС ( 2008-2010 гг.);
  • Устойчивое развитие региональной инновационной системы с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций  ( 2011-2015 гг.).

Принципиальное значение для выработки и реализации инновационной политики региона имеет то обстоятельство, что с точки зрения социально-экономического развития региона научно-техническая деятельность никогда не является самоцелью. Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, а поскольку на настоящем этапе добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения научно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развития региона, а также целенаправленного формирования и развития научно-технического потенциала с учетом особенностей социально-экономической политики региона.

Основа, фундамент целей любой программы регионального развития – приоритетные социально-экономические проблемы – обязательно должны формулироваться за пределами собственно научно-технической политики, в сфере выработки социально-экономической политики региона. Если приоритетные социально-экономические проблемы определены неадекватно истинным потребностям развития региона или формулированы неконкретно, либо вообще не определены, то не приходится ожидать сколько-нибудь ощутимого вклада научно-технического потенциала в улучшение ситуации в регионе.

Необходимо отметить, что важность «регионализации» инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Постепенно осуществляется переход от эпохи крупного производства, в котором доминируют транснациональные компании, к эпохе нестандартизированного, наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность создания и продвижения на рынок принципиально новых товаров играет решающее значение в усилении конкурентных позиций на мировом рынке.

 

 

 

Развитие региональных инновационных систем 
Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности является реализация инновационной политики, осуществляемой местными исполнительными органами.  
Реализация региональной инновационной политики направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия с существующими элементами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, технопарками, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

В регионах созданы полноценные инновационные системы, включающие инновационную инфраструктуру и соответствующие инструменты поддержки инноваций. В каждом регионе выстроена сеть развития технологий и усилению межрегионального распространения лучших практик, деятельность которых объединена Национальным агентством по технологическому развитию.  
Большое внимание уделяется развитию и углублению сотрудничества региональных исследовательских центров и университетов с промышленностью.  
В целом межрегиональное партнерство в области инновационной политики и создание таких объединений способствует: 
наилучшему использованию общих коммуникаций и транспортной сети; 
большой мобильности персонала;  
возможности привлечения базовых ресурсов.  
Участники территориальных объединений могут согласовывать свою налоговую и социальную политику по отношению к инвесторам и вместе определять магистральные направления инноваций. 
Интеграторами инновационных процессов со стороны местных исполнительных органов будут выступать социально-предпринимательские корпорации. Местные исполнительные органы в своих бюджетах будут предусматривать финансирование на поддержку деятельности инновационной инфраструктуры и перспективных инновационных проектов.  
Центральными государственными органами и институтами развития оказывается методологическая и информационная поддержка, а также финансирование в рамках республиканских бюджетных программ. В рамках определенных конкурентных преимуществ регионов, выделены средства на стимулирование конкретных разработок.  
В каждом регионе Казахстана на базе региональных технопарков и индустриальных зон будут созданы центры поддержки инноваций по принципу «одного окна», оснащенные необходимой инфраструктурой и имеющие достаточный ресурсный потенциал для продвижения инновационных проектов и оказания всестороннего содействия их инициаторам. Одним из основных критериев оценки эффективности деятельности технопарков является количество новых высокотехнологичных предприятий, которые начинают самостоятельную деятельность без государственной помощи и вовлекают смежные организации в экономическую активность, основанную на знаниях.  
Кроме того, в настоящее время государственные программы финансовой поддержки бизнеса включают слишком сложные процессы, препятствующие участию в данных программах широкого круга предпринимателей. В этой связи, будут установлены совместно с бизнесом соответствующие механизмы контроля и оценки результатов программ региональной инновационной политики. Деятельность центральных государственных органов будет направления на оценку инновационной деятельности в разрезе регионов. 
Мировой опыт свидетельствует о необходимости децентрализации финансовой поддержки предпринимательского сектора. Очень важно, дать возможность регионам участвовать в формировании региональной инновационной политики и финансировании проектов малого и среднего бизнеса.  
Создание полновесных региональных инновационных систем в Республике Казахстан позволит сфокусироваться на развитии определенного региона, с учетом его специфики, комплексно подойти к решению проблем местных предприятий, более тесно работать с предпринимателями, учеными и изобретателями. Это в целом даст значительный эффект в повышении инновационной деятельности по всей стране.

Развитие инновационных кластеров 
Создание инновационных кластеров в регионах будет способствовать увеличению инновационной активности субъектов предпринимательства. Одновременное влияние всех компонентов инновационных кластерных эффектов приведет к возникновению синергии: компании-участники кластеров мотивированы на создание новых продуктов сильнее, чем предприятия-одиночки. При этом деятельность предприятий в них может пересекаться и дополнять друг друга. 
Формирование инновационных кластеров одновременно не только способствуют взаимообмену между связанными отраслями, но и жесткой конкуренции внутри каждой отдельной отрасли. В них будут построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизированы совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий.  
Процесс выбора этих отраслей и производств, разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого инновационного кластера, будут находиться в компетенции местных исполнительных органов. 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инноваций.

Существенным элементом повышения эффективности инновационной деятельности, во многих странах, оказался организационный фактор, связанный с региональным объединением производителей. В этом случае не отдельное предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний. Этот подход предполагает организацию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети. Опыт зарубежных объединений предприятий в кластеры и различные сети особенно актуален для Республики Казахстан.

Инновационная политика в Республике Казахстан осуществляется на основе стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, целью которой определено достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Информация о работе Элементы региональной инновационной системы в РК