Характеристика инновационной деятельности. Субъекты и объекты инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. Основная задача - понять сущность инноваций, выделить виды инноваций, рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2 Инновационный процесс как объект управления 8
1.3 Структура инновационного процесса 10
1.4 Классификация инноваций 11
2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТОО ХКБ «Булочка» 18
2.1 Характеристика ТОО ХБК «Булочка» 18
2.2 Создание новой системы мотивации персонала ТОО ХБК «Булочка» 20
2.3 Анализ потенциала предлагаемого проекта 25
2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Саратовский государственный  технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

Институт развития бизнеса  и стратегий

 

Кафедра «Менеджмент  и логистика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  «Инновационный менеджмент»

на тему «Характеристика  инновационной деятельности. Субъекты  и объекты инновационной деятельности».

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. МНЖ-62

Верещагина А.А.

Проверил: Преподаватель – к.с.н., доц.

Кряквина Е.А.

 

 

Саратов,  2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              2

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                          5 

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение                          5

1.2 Инновационный процесс как объект управления                                8

1.3 Структура инновационного процесса                                                 10

1.4 Классификация инноваций                                                                   11

2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТОО ХКБ «Булочка»                                                                                                               18

2.1 Характеристика ТОО ХБК «Булочка»                                               18    

2.2 Создание новой системы  мотивации персонала ТОО ХБК «Булочка»                                                                                                               20                                                                                                                   

2.3 Анализ потенциала  предлагаемого проекта                                       25      

2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта           31     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Пути создания  инновационного климата в казахстанской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. В то время стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.

Концепция регулирования и стимулирования инновационной деятельности, в результате было объявлено о создании национальной инновационной системы, был создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главная проблема пока остается разорванность связи между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность в результате низкая мотивация как к разработке и финансированию инноваций. По официальной статистике под технологической инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получившиеся воплощение в виде нового  продукта или услуги, внедренного на рынок, новый или усовершенствованный технологический процесс или способ производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

Инновационным является  предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации. Таким образом цель курсовой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.  Основная  задача - понять сущность инноваций, выделить виды инноваций, рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Объектом курсовой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, предметом - инновационная деятельность. При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.

инновационный процесс нововведения

 

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение

Инновация - развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. Инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое нововведение  рассматривается как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею  далее в производство продукции для удовлетворения потребности потребителя. В результате в  контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый  отражает  основную продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально - экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов научных исследуемых разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективным реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация  рассматривается как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация  рассматривается как сложный процесс, обеспечивающий технический и социально-экономический эффект.

Инновация с развитием  меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновационный процесс обусловлен сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской деятельности того или иного варианта организации инновационного процесса определяют три фактора:

- состояние внешней  среды (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика самого  инновационного процесса как  объекта управления.

Инновационный процесс  рассматривается как процесс, пронизывающий всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителя и, в конечном счете, ориентируется на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инновационный процесс как объект управления

Инновационный процесс  рассматривается как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения. Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

Признание полезности новой  концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.

К инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников. К инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких  критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

Уникальность может  быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для  таких организаций, которые продают лицензии.

Под воздействием современных  изменений, тенденций и процессов  как в технике, так и в экономике  формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены  за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Структура инновационного процесса

 Структура инновационного процесса  выглядит так:

1) выявление проблемной  ситуации (имитация инновации);

2) формулировка целей  инновации;

3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение  проекта инновации;

7) подготовка объекта  к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения инновации  в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

Вслед за экономическим  освоением инновации сначала  на первом, а затем и на остальных  предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется  постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Информация о работе Характеристика инновационной деятельности. Субъекты и объекты инновационной деятельности