Финансирование инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть особенности финансирования инновационных проектов. Задачами являются: рассмотрение понятий «инноваций», «инновационной деятельности» и «инновационного проекта»; определение основных источников и принципов финансирования инновационных проектов; а также рассмотрение основных форм финансирования инновационных проектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1.Инноваций и инновационная деятельность ………………………...3
1.1 Инновации…………………………………………………………3
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс…….6
1.3 Этапы инновационного процесса……………………………….11
1.4 Виды инновационных проектов по основным типам ………..18
2.Финансирование инновационного процесса…………………………20
2.1 Финансово-экономические показатели процесса инновации ..20
2.2 Финансирование процесса реализации инновации……………26
2.3 Инновационная политика организации ………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая фин. менеджмент.docx

— 512.63 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Финансирование процесса реализации инновации

 

 

 
 
            Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. [13, стр. 79] 
           Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.  
          По видам собственности источники финансирования делятся на:  

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности); 
  • инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. 

 
          На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:  

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов, 
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем, 
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).  
               На уровне предприятия источниками финансирования являются:  
  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства); 
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.; 
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.  
           Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже: 

 
Форма 

 
Возможные инвесторы 

 
Получатели заемных средств

 
^ Преимущества использования формы 

 
Сложности использования формы в условиях нашей страны 

 
Дефицитное финансирование

 
Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации 

 
Правительство 

 
Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций 

 
Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета 

 
Акционерное (корпоративное) финансирование

 
Коммерческие банки. Институциональные инвесторы 

 
Корпорации. Предприятия 

 
Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) 

 
Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора 

 
Проектное финансирование

 
Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы 

 
Инвестиционный проект. Инновационный проект 

 
Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля 

 
Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим 


 
           Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия. [10, стр. 68] 
           Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.  
          Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.  
 

 

2.3 Инновационная политика организации

 

 
 
        Представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия. 
           Существуют два подхода к разработке и реализации научно-технической политики и процессу внедрения инновации на предприятии. 
 
1.Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми. 
 
2.Когда процесс внедрения и последующего распространения новаций связан прежде всего с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание, может быть, и долгое, значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли. Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс. [11, стр. 4] 
          На практике при разработке научно-технической политики предприятия, как правило, выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями: 
 
1) исследования и разработки; 
 
2) управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ; 
 
3) создание обновленной производственной базы; 
 
4) освоение рынка инноваций. 
          В разделе исследования и разработки выделяются такие подразделы, как: 
поисковые и фундаментальные исследования; прикладные исследования; технические разработки (опытно-конструкторские, технологические, проектные и организационные) и опытное производство; первое освоение инноваций (техническое и экономическое); распространение и тиражирование инноваций. 
         Создание обновленной производственной базы представляет 
свои своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование (как нередко делают старинке наши предприятия), а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану. 
         На практике при формировании научно-технической политики предприятия принятие решений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе нового изделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при создании изделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности при выборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения. Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта. 
          Каждая вновь появившаяся идея, как свидетельствует опыт, является результатом: 
 
1) выявления новой потребности (возможности или проблемы), например идеи производства новой продукции или применения нового производственного процесса ('/4 всех идей); 
 
2) выявления способа, посредством которого может быть удовлетворена известная потребность (ранее поставленная проблема) или реализована имеющаяся возможность (3/4 всех идей). И проблема прежде всего заключается не в оценке новых идей, а в стимулировании инициативы, предложений по новым идеям. [16, стр. 200] 
         Существуют 4 степени «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия. 
 
1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и др.). 
 
2 Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.). 
 
3 Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой листа еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича). 
 
4. Негативная потребность, или фактический отказ, появляющаяся в случае, когда одна из групп потенциальных пользователей отрицает потребность и задерживает инновацию (швейные машины и др.)- 
           Проблема выявления потребности в инновации значительно упрощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах. 
 
 

 

Заключение

 

 

 

Финансирование инновационной деятельности связано с большими рисками, однако, и вознаграждение от успешно внедренных инноваций и созданных инновационных продуктов велико. Инновационная деятельность выступает для компании одним из основных средств повышения прибыли, а также дает возможность создать конкурентные преимущества и выйти на новые рынки. Таким образом, можно утверждать что риски, связанные с финансированием инновационной деятельности оправданы. В современном мире ведущие компании инвестируют колоссальные средства в инновационную деятельность, что позволяет им получать сверхприбыли от использования инноваций.

Предприятия для финансирования инновационной деятельности должно использовать различные источники. При этом инновационный процесс может успешно развиваться как за счет частного, так и государственного финансирования. Государство финансирует инновационную деятельность предприятий, т.к. заинтересовано в развитии инноваций, поскольку способность эффективно использовать инновации означает достижение таких национальных целей, как национальная безопасность, защита окружающей среды, здравоохранение, а также повышение производительности труда, привлечение международных инвестиций, то есть, в конечном итоге, повышение уровня и улучшение качества жизни. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть кризис. Частное финансирование инновационной деятельности осуществляется с целью получения инвестором прибыли от создания инновации. Кроме того, сами компании осуществляют финансирование инновационной деятельности за счет собственных средств.

Проблема поиска оптимальной формы финансирования инновационной деятельности очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности .

Надо отметить, что проблема поиска оптимальных источников финансирования инновационных проектов очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Аньшина Д.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / Д.М. Аньшина. - М.: Дело, 2008.

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2010.

3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие./ И.Т. Балабанов. - СПб: Питер, 2009.

4. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие./ И.В. Василевская. - М.: ПРИОР, 2011.

5. Завлина П.Н. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие. / П.Н. Завлина. - М.: Экономика, 2008.

6. Иванов И. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов./ И.А. Иванов. - М.: БАРО-ПРЕСС, 2011.

7. Ильденков С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Ильденков. - М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

9. Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебник/ А.К. Казанцева - ЭКОНМИКА: 2008.

10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов./В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М,2012.

11. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов./ Ю.П. Морозов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Л.Н. Оголева. - ИНФРА-М, 2008.

13. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник./ Орлов А.И. - М.: "Изумруд", 2010.

14. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие - Спб.: Питер: 2009.

15. Фатхутдинов Р. А.Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2012.

16. Чернышева Б.Н. Инновационный менеджмент: Учебник. / Б.Н. Чернышева.- М.: Вузовский учебник, 2008.

 

 

 


Информация о работе Финансирование инновационного процесса