Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе проведенного анализа разработать предложения по совершенствованию условий труда научных работников
Рассмотрены теоретические вопросы в сфере деятельности исследователей и разработчиков.
Целью курсовой работы является выявление характера, содержания и особенностей труда научных работников, рассмотрение методов совершенствования условий труда, повышение трудоспособности и предотвращение переутомления работников научных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Характер, содержание и особенности труда исследователей и разработчиков………………………………………………………………….. 4
2.Условия труда в научной организации…………………………………….. 7
2.1 Разделение и кооперация труда………………………………………….. 7
2.2 Использование рабочего времени и режимы труда……………………... 9
2.3 Организация рабочего места……………………………………………… 13
3. Оплата труда и и формы стимулирования разработчиков и исследователей………………………………………………………………… 17
4. Совершенствование условий труда исследователей и разработчиков…... 22
5. Изучение и улучшение условий труда исследователей на примере фирмы «Принцип +»…………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список используемой литературы…………………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Агиенко 93.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия»

 

Кафедра  «Менеджмент и маркетинга»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

тема: Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил: студент гр. МОб09Э2

                                                                                           Б.А. Тесленко

                                                                   Проверил:                   Д.М. Агиенко

       

 

 

 

 

г. Омск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Характер, содержание  и особенности труда исследователей  и разработчиков…………………………………………………………………..

   4

2.Условия труда в  научной организации……………………………………..

7

2.1 Разделение и кооперация  труда…………………………………………..

7

2.2 Использование рабочего  времени и режимы труда……………………...

9

2.3 Организация рабочего  места………………………………………………

13

3. Оплата труда и  и формы стимулирования разработчиков  и исследователей…………………………………………………………………

17

4. Совершенствование условий  трудаисследователей и разработчиков…...

22

5. Изучение и улучшение  условий труда исследователей  на примере фирмы «Принцип +»………………………………………………………….

28

Заключение…………………………………………………………………….

33

Список используемой литературы……………………………………………

34


 

 

Введение

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия  производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

Работа исследователей и разработчиков характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой, высокой напряженностью зрительной работы. Большое значение имеет рациональная конструкция и расположение элементов рабочего места, что важно для поддержания оптимальной рабочей позы человека.

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что разработка успешных  мероприятий по  улучшению условий труда научных работников является   одним   из наиболее важных условий  повышения  производства и  повышения прибыли на предприятии в целом.

Объектом исследования являются исследователи  и разработчики.

Цель работы – на основе проведенного анализа разработать предложения  по совершенствованию условий труда  научных работников

Рассмотрены теоретические вопросы в сфере деятельности исследователей и разработчиков.

Целью курсовой работы является выявление характера, содержания и особенностей труда  научных работников, рассмотрение методов  совершенствования условий труда, повышение трудоспособности и предотвращение переутомления работников научных организаций.

 

 

 

1. Характер, содержание и особенности труда исследователей и

разработчиков

 

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений) [3, с. 268-270].

Таким образом, научные исследования и разработки включают:

  • конструкторские работы;
  • проектные работы;
  • технологические работы;
  • создание опытных образцов;
  • проведение испытаний.

Научные работники – лица систематически занятые научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся все лица, имеющие ученую степень или ученое звание, независимо от места и характера их работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени или звания, а также специалисты промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную работу [1, с. 123-125].

В науке больше, чем в любой  другой сфере деятельности, успех  зависит от индивидуальных, творческих, способностей научных работников и  степени их подготовки.

Технический прогресс является результатом деятельности прежде всего личностей. У истоков почти каждого открытия стояли личности и индивидуальная, а не групповая деятельность. Это обусловливает необходимость системы обеспечения индивидуального труда, при котором специалист становится участником постановки задач, составления плана работ, их оценки. С другой стороны специфической особенностью научной деятельности в настоящее время является ее коллективный характер.  Это предопределяет необходимость сочетания в научных коллективах работников разных специальностей. Одновременно необходимо обращать внимание на проблемы психологической совместимости специалистов, работающих в коллективе; на проблемах выбора лидера, стилей руководства и т.д. Одновременно следует отметить, что по мере развития опытно-экспериментальной базы должна возрастать численность среднего технического, научно-вспомогательного персонала и служащих, приходящихся на одного научного работника. Методы управления этой категорией работников должны отличаться от методов управления  собственно научными работниками.

В данном случае методы управления этими  работниками практически не обладают какой-либо спецификой по сравнению  с управлением персоналом на промышленных предприятиях, фирмах и т.д.

 

2. Условия труда в научной  организации

2.1 Разделение и кооперация труда

 

Важнейшими составляющими научной  организации труда являются разделение и кооперация труда.

Разделение труда – разграничение деятельности людей в процессе совместного труда. Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Последнее достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.

Следует отметить, что организаторы производства на предприятиях стран  с развитой рыночной экономикой уделяют  большое внимание сокращению времени  производственного цикла. Это обусловлено  тем, что сокращение длительности производственного  цикла является центральной задачей организации и управления производством, одним из показателей эффективности управленческого труда. Высокий уровень специализации свидетельствует о культуре производства.

Разделение труда невозможно без  его кооперации. Задачей кооперации является обеспечение согласованности между действиями отдельных работников или групп работников, выполняющих различные трудовые функции. Разделение и кооперация труда составляют две взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны производственного менеджмента.

Разделение труда может быть технологическим, функциональным, профессионально-квалификационным.

При технологическом разделении труда  производственный процесс расчленяется на отдельные фазы, виды работ, операции.

Функциональное разделение труда предполагает деление выполняемых работ в зависимости от роли и места различных групп работников в производственном процессе. Например, персонал промышленного предприятия подразделяется на руководителей, специалистов, служащих и рабочих, среди которых могут быть выделены основные и вспомогательные.

Профессионально-квалификационное разделение труда связано с делением работающих по профессиям (специальностям), по разрядам, категориям.

Разделение и кооперация труда  по-разному проявляются на производстве, поскольку зависят от влияния ряда факторов, в частности технического уровня производства. Тип производства также влияет на разделение и кооперацию труда. Имеют значение и принцип организации участков (технологический, предметный), вспомогательных служб (централизованный или децентрализованный); степень непрерывности технологических процессов, трудоемкость изготовления продукции [4, с. 135-137].

На научной основе должна базироваться организация коллективных трудовых процессов в организации.

Следует обратить внимание на связь организации коллективных трудовых процессов с современными задачами управленческого учета. Ведь управленческий учет представляет собой часть информационной системы предприятия, а также деятельность, направленную на обеспечение руководства информацией для принятия решений и планирования, оперативного управления и контроля, стимулирования работников предприятия в выполнении намеченных программ; оценки деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации.

Общими принципами организации  трудовых процессов являются обеспечение  непрерывности и естественности трудовых действий и приемов, рациональная загрузка работников. Есть и специфические  принципы, к которым обеспечение  временных и пространственных взаимосвязей производственных процессов, предупреждение нарушений их нормального хода и др.

Внедрение научной организации  труда требует следующих условий:

    • разработки плана внедрения;
    • установления подразделения или исполнителя, отвечающего за эту работу (центр ответственности);
    • четкого определения обязанностей и контрольных функций;
    • создание системы обучения и аттестации персонала;
    • создание системы материального и морального стимулирования работ.

 

2.2 Использование рабочего времени и режимы труда

 

Под рабочим временем понимается продолжительность участия человека в организованном трудовом процессе, в течение которого он должен выполнять свои производственные или служебные обязанности. Оно измеряется длительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года и обычно регулируется национальным законодательством, определяющим его предельную величину за календарный период, каковым чаще всего является неделя. Время, затраченное сверх нормальной величины, считается сверхурочным и должно оплачиваться по повышенным расценкам.

В научных организациях, как известно, состав работников не однороден. Так, наряду с научными работниками в этих организациях работают инженеры, а  также техники и лаборанты. Кроме  того, и сам труд ученых не однороден  по своему содержанию. Он может включать оригинальные и типовые работы, а также работы организационного характера, связанные с согласованием и контролем за деятельностью специалистов.

Информация о работе Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе