Управление ресурсами орерационной производственной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:46, реферат

Краткое описание

В работе будут рассмотрены вопрос о планировании организацией производственных операций в соответствии с общей стратегией обеспечения своей конкурентоспособности. Мы также обсудим решения, принимаемые при создании системы, которая превращает исходные ресурсы в товары или услуги, описаны информационные процессы и те решения, которые необходимо принимать при проектировании и оперативном руководстве деятельностью предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление ресурсами операционно производственной системы..docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

- цель деятельности предприятия  и его структуры на плановый  период, количественно выраженная  системой установленных показателей (с указанием конкретных видов  выпускаемой продукции и характера  работ);

- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

- правила и сроки увязки целей  и средств по этапам на весь  период действия плана;

- этапы и сроки выполнения  работ;

- исполнители плана по срокам  и видам работ;

- методы, этапы и средства контроля  выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

1.4 Формы планирования и виды планов

Смысл планирования заключается в научной разработке и практическом осуществлении комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличиваются объемы продаж и прибыль предприятия.

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:

1) стратегический план - долговременный  план, в котором формулируются  главные цели предприятия на  перспективу, конкретные задачи, привязанные  по времени и ресурсам, общая  стратегия достижения поставленных  целей;

2) долговременные планы - планы, разрабатываемые  на несколько лет и нацеленные  на решение отдельных самостоятельных  проблем стратегии фирмы. Такие  планы разрабатываются чаще всего  как составная часть стратегического  плана;

3) текущие планы - планы, в которых  увязываются все направления  деятельности фирмы и работа  всех функциональных подразделений  на текущий финансовый год. Охватывают  сбыт, производство, исследования и  разработки, снабжение, маркетинг, развитие  персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и  разрабатываются по функциональным  подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных  плановых задач предусматривается  выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит  отражение в годовом финансовом  плане, где планируются денежные  потоки, прибыли и убытки, состояние  баланса компании;

4) оперативные планы - детальные  планы, посвященные решению конкретных  вопросов деятельности предприятия  в краткосрочном периоде. Имеют  узкую направленность, высокую степень  детализации и характеризуются  большим разнообразием используемых  приемов и методов;

5) инвестиционные проекты - планы  капитальных вложений, направляемых  на создание новых производственных  мощностей. Имеют долговременный  характер, иногда период, на который  разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы  создаваемых производственных мощностей. Фирмы могут также осуществлять  и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и  принятия решений в этой сфере  имеет свой инструментарий;

6) бизнес-план - план создания новой  фирмы, выхода на рынок и обеспечения  прибыльности хозяйственной деятельности.[2, c.189]

Планирование способствует развитию творческой инициативы руководителей предприятия и работников, повышению их ответственности за достижение намеченных показателей. Процесс планирования состоит из 4 основных этапов:

1) Разработка общих целей.

2) Определение конкретных задач.

3) Выбор основных путей и средств  их достижения.

4) Контроль за их выполнением.

Виды планирования:

1) Технико-экономическое. Оно предусматривает  разработку целостной системы  показателей развития техники  и экономики предприятия в  их единстве и взаимозависимости, как по месту так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновывается оббьем производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.

2) Оперативно-производственные. Представляют  собой последующее развитие и  завершение технико-экономических  планов предприятия.

На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам, рабочим местам.[10, c.195]

По методам планирования различают:

1) Рыночное - основано на взаимодействии спроса и предложения цен на производимые товары и услуги. Если спрос повышается, то увеличивается расширение производства и наоборот.

2) Индикативное - это по существу  государственное регулирование  цен и тарифов, действующих видов  и ставок налогов, банковских  процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной  платы и других макроэкономических  показателей.

3) Централизованное - предусматривает  установление вышестоящим органом  управления подчиненному предприятию  плановых показателей, экономических  нормативов.

По типам целей планирование бывает:

1) Оперативное - является краткосрочным, основная задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работ.

2) Тактическое - заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например: Тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие 5 лет может быть задана отделу маркетинга руководителем предприятия.

3) Стратегическое - включает выбор  и обоснование средств, задач  и целей для достижения заданных  или традиционных для предприятия  идеалов. Идеалы не считаются  достигнутыми, но к которым предусматриваются  приближение в планируемом периоде  или за его пределами. В качестве  стратегических идеалов предприятие  может выбрать экономический  рост, непрерывное развитие человеческого  потенциала, периодическое обновление  выпуска продукции, выход на мировой  рынок и т. п.

План - это предвидимая и подготовленная на определенный срок программа социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.[1, c.115] Основными принципами планирования являются:

1) Необходимость - означает повсеместное  и обязательное применение планов  при выполнении любого вида  трудовой деятельности.

2) Единство - предусматривает разработку  общего и сводного плана социально - экономического развития предприятия. Единство планов предполагает  общность экономических целей  и взаимодействия различных подразделений  предприятия.

3) Непрерывность - заключается в  том, что на каждом предприятии  процессы планирования, организации  и управления являются взаимосвязанными  между собой и должны осуществляться  постоянно и без остановки.

4) Гибкость - предполагает возможность  корректировки установленных показателей  и координации планово- экономической  деятельности предприятия.

5) Точность - план должен составляться  с такой точностью, какую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния, положения на рынке и др.

Общеэкономические принципы планирования:

6) Комплексность - в планах должны  отражаться все показатели и  все стороны деятельности предприятия  в тесной взаимосвязи друг  с другом.

7) Оптимальность - плановые задания  должны устанавливаться с таким  расчетом, чтобы обеспечить достижение  наилучших показателей и результатов.

8) Научность - в планах должны  находить отражение требования  объективных экономических законов, НТП, передовой практический опыт. Планы должны составляться высококвалифицированными  специалистами. Базой для составления  плана должны являться материалы  анализа.

9) Сбалансированность - плановые показатели  должны быть увязаны между  собой, иметь реальные возможности  для выполнения.

10) Директивность - обязательность  к выполнению.

11) Самостоятельность - каждое предприятие  самостоятельно для себя определяет  плановые задания.

12) Эффективность - планы должны  выполнять с минимальными затратами  для предприятия.

Таким образом, главная задача планирования и прогнозирования - обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество предприятия. Степень детализации планов зависит от того, на какой срок они разрабатываются. Результатом планирования является система стратегических (долгосрочных, среднесрочных), текущих и краткосрочных планов. Важнейшие цели, которые преследуются в планировании предприятия, как правило, направлены на увеличение объёма продаж товарной массы, прибыли.

Управление запасами

Зз,о

Одним из ключевых элементов оптимизации цепей поставок является процесс управления запасами в рамках всей цепи поставок. Создание интегрированной системы управления запасами позволит минимизировать общие активы цепи, связанные с запасами. 

 

Высокие уровни запасов на протяжении всей цепи поставок являются симптомом низких показателей функционирования системы. Как правило, большие объемы запасов продукции объясняются опасением возникновения дефицита, что может привести к сбоям в работе цепи поставок, а для производственных предприятий — к полной остановке производства, а это влечет за собой серьезные убытки. Чтобы избежать подобной ситуации и обеспечить высокие уровни обслуживания при низких уровнях запасов, необходимо устранить источники нестабильности и неопределенности в цепи поставок.

Классическая модель управления запасами является детерминированной моделью и предназначена для оптимизации размера текущей части запаса. В торговых организациях при управлении товарными запасами речь идет об оптимизации размера заказа (партии закупки или поставки), а в управлении товарными (сбытовыми) запасами готовой продукции предприятий-производителей — об оптимизации партий отгрузки товара.

Обратите внимание. Оптимизация размера заказа (партии поставки) означает, что необходимо найти такое его количественное значение, которое потребует минимальных затрат на формирование и содержание текущего запаса при заданных условиях.

Методика решения данной задачи базируется на том, что различные составляющие затрат изменяются разнонаправлено при изменении размера партии поставки. Следовательно, существует такой размер партии закупки, который обеспечивает минимум общих (суммарных) затрат, связанных с формированием и содержанием запаса. Наименьшие затраты будут определять оптимальную стратегию закупки материального ресурса в заданных условиях, то есть минимум удельных затрат является критерием оптимальности выбора размера заказа (объема партии поставки) и максимального уровня текущего запаса.

Классическая экономико-математическая модель запасов имеет следующий вид: 

 

h / Q = 2 × k × b, 

 

где h — стоимость содержания единицы запасов в единицу времени;

Q — оптимальный размер партии поставки;

k — условно-постоянные затраты, связанные с закупкой и поставкой одной партии;

b — среднесуточный расход (продажа) материального ресурса.

Эту модель теории управления запасами называют формулой Уилсона (Вилсона) по имени ее автора (R. H. Wilson).

2. Управление  запасами

Дать определение системам управления запасами

Операционные менеджеры основали системы для управления запасами. Здесь мы рассмотрим две составляющие таких систем:

1) классификацию  запасов, измеряемых в единицах  запасов (АВС-анализ);

2) умение  поддерживать точные записи о  запасах.

АВС-анализы. АВС-анализы подразделяют запасы в виде заделов на три классификационные группы на основе годовой стоимости их в долларах. АВС-анализ есть приложение из области запасов к тому, что известно как «Парето-принцип». Парето-подход указывает на то, что имеется критическое меньшинство и тривиальное большинство. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на критическом меньшинстве переменных, оставляя без внимания тривиальное большинство. Определяя годовой объем в долларах для АВС-анализа, мы измеряем годовой спрос каждой единицы наименований запаса и умножаем его на цену единицы.

Класс А единиц наименований — это тот, на который приходится высокий годовой объем. Эти единицы могут представить только около 15% общего объема единиц запаса, но они представляют 70—80% от общей стоимости запасов.

Класс В единиц — это запас единиц, на который приходится средняя величина годового объема в долларах. Эти наименования могут представить около З0% от общею числа наименований и 15—25% общего объема в долларах.

Остальные с низким объемом затрат в долларах на год образуют класс С. Они представляют 5% от годового объема затрат в долларах. но около 55%- названий от общего числа.

Графически запасы многих организации могут быть представлены графиком вида, изображенного на рис. 1.

Вариант использования АВС-анализа показан на примере.

Точность записей учета. Хорошая политика запасов мало что стоит, если служба менеджмента не знает, какими запасами владеет. Точность ведения учета является действенной составляющей производственной системы и системы движения запасов. Точные записи позволяют организациям уйти от состояния знаний «часть от всего» при управлении запасами и фокусировать внимание только на тех наименованиях ингредиентов, которые действительно наиболее необходимы. Только когда организация может точно определить, сколько она имеет в наличии, она сможет принять достаточно обоснованные решения относительно заказов, планирования и перевозок.

Информация о работе Управление ресурсами орерационной производственной системы