Типы и виды социальной рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросло.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3 c.
1. Социальная реклама………………………………………………………5 c.
1.1. Понятие социальной рекламы. История возникновения…...………7 c.
1.2. Классификация социальной рекламы по типу организации……..15 c.
1.3. Социальная реклама: опыт России и США……………..…………18 c.

2. Роль социальной рекламы и особенности ее потребления..................25 c.
2.1. Психология потребительских мотивов в социальной рекламе…26 c.
2.2. Роль службы связи с общественностью применительно к социальным
организациям…………………………………………………………30 c.

3. Эффективность социальной рекламы……………………………………… 37 c.
3.1. Специфика воздействия социальной рекламы. Функции.…..……37 c.
3.2. Эффективность социальной рекламы в РФ……………….……....40 c.

Заключение ………………………………………………………………..44 c.
Список использованной литературы……………………………………..46 c.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды и типы соц. рекламы1.docx

— 879.95 Кб (Скачать файл)

уровень массово-волевого побуждения к действию, т. е. слияние оценки со стремлением к изменениям;

уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий;

Во-вторых, учет этапов формирования ОМ:

возникновение чувств и представлений (общая информированность);

столкновение различных мнений (обработка одних другими);

распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале;

воздействие ОМ на поведение людей

В-третьих, учет механизмов формирования ОМ:

спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни, массовая культура и т. д.);

организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ.

 

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ.

3.1 Специфика воздействия социальной рекламы. Функции.

 

Вообще, рекламную деятельность можно рассматривать в плане ее эффективности из нескольких этапов. Скажем, можно изучать (измерять) эффективность рекламы только с позиции сенсорного и субсенсорного восприятия. Или на сколько содержание рекламы адекватно возможностям удовлетворения потребности на потребительском рынке. Или какой имидж (образ) запрашивается народом в данный политический момент и как эффективно он формируется политической рекламой.

Многие авторы придерживаются позиции, что наибольшей эффективности рекламы можно добиться, снизив "барьер резистантности" к новым сведениям, что достигается путем формирования положительного отношения к рекламе, поскольку "положительные эмоции заставляют человека стремиться к поддержанию контакта с позитивным событием" Известно, что сведения, связанные с положительными эмоциями, "запоминаются примерно в два раза лучше, чем сведения, подкрепленные отрицательными эмоциями".

Однако для российского общества, которое, можно сказать, еще адаптируется к рекламе, а рекламопроизводители – к социально-психологическим его особенностям, важнейшим критерием ее эффективности является эмоционально-оценочное отношение. Такое отношение является своеобразным фильтром, который дозирует допуск содержания рекламы к мотивам потребительского поведения граждан.

Вообще, изучение эмоциональной компоненты рекламы предполагает выявление таких аспектов в рекламе, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и самому товару, желания или нежелания его купить.

Для того, чтобы выяснить отношение граждан к социальным технологиям в современном обществе, а в частности к социальной рекламе и деятельности НКО и их служб PR, мною было проведено анкетирование. Выборка составляла 60 человек.

В результате опроса выяснилось, что большинство опрошенных (52%) вообще не знают понятия «социальной рекламы», не знают о мероприятиях, проводимых службами   PR по выявлению различных социальных проблем, общественного мнения и формированию имиджа некоммерческих благотворительных организаций, различных социальных служб.

Лишь 25% респондентов подтвердили знание и положительное эмоциональное отношение к социальной рекламе, причем в первую очередь большая часть опрошенных вспоминала о рекламной кампании, проведенной АСИ по телевидению на тему отношений детей и родителей («Они выросли и забыли своих родителей. А Вы помните? Позвоните родители»). По словам респондентов этот рекламный ролик действительно заставлял задуматься над данной проблемой и вспомнить о своих обязанностях перед родителями, даже почувствовать какую-то вину перед ними. Также опрашиваемые вспоминали различные мероприятия, движения, митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, защиты детей и материнства.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, связывает всех нас вместе как граждан России и как российский этнос?» были получены следующие ответы: 47% опрошенных считают, что это образ жизни, 20% - обычаи, народные традиции, 33% - государство, в котором мы живем и общий язык.

Выразили не просто положительное отношение к социальной рекламе, но и подчеркнули ее необходимость 65% всех респондентов. Еще 20% не видят в ней большой пользы и помощи в решении социальных проблем; 15% же считают, что в целом социальная реклама и акции служб PR по формированию имиджа социальных служб необходима и может сыграть не последнюю роль в формировании общественного мнения, но очень маленькая распространенность и низкий профессионализм этих методов в настоящее время в России не позволяет им выполнять свою функцию, и поэтому эффективность социальной рекламы очень мала.

Ответы на вопрос «На какую социальную проблему в первую очередь необходимо обратить внимание и действия в области социальной рекламы и PR» распределились следующим образом:

Проблема алкоголизма и наркомании (эту проблему поставили на первое место по важности и актуальности 65% респондентов);

Проблема СПИДа;

Защита детства и материнства;

Охрана окружающей среды;

Формирование национальной идеи и интеграции российского общества.

Многими респондентами было отмечено, что все эти проблемы настолько серьезны и актуальны, что трудно поставить на первое место по важности какую-либо из них, все они требуют широкого обсуждения и эффективных решений.

 

3.2 Эффективность социальной рекламы в РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ

  • 96% россиян видели социальную рекламу, посвященную тем или иным общественно значимым проблемам
  • Самой заметной оказалась реклама против курения, употребления алкоголя (91%) и против наркомании (80%)
  • Самой незаметной оказалась реклама донорства (56%) и помощи старикам, ветераном (53)
  • В будущем хотят видеть на 35% больше социальной рекламы о помощи больным, инвалидам, старикам и ветеранам, меньше на 5% – против курения и употребления алкоголя
  • Четверть опрошенных россиян считает социальную рекламу бесполезной
  • 60% молодых людей заявили, что социальная реклама на них повлияла
  • Влиянию социальной рекламы более подвержена молодая аудитория в возрасте до 35 лет
  • Три процента молодых россиян стали волонтерами под влиянием рекламы
  • Треть населения раздражает шоковая реклама

Подавляющее большинство опрошенных (96%) видели социальную рекламу, посвященную тем или иным общественно значимым проблемам. Самой заметной оказалась реклама против курения и употребления алкоголя (91%), против наркомании (80%), в поддержку детских домов и программ усыновления (75%), за безопасность дорожного движения (74%) и информирование об опасных заболеваниях (74%).

 
Рисунок 1. Внимание к социальной рекламе

Респонденты выразили желание видеть в будущем больше социальной рекламы в помощь больным, инвалидам, старикам и ветеранам, а также в защиту животных и в поддержку природоохранных организаций.

Таблица 1. Типы рекламы, которые россияне видели и хотели видеть в будущем

Тип социальной рекламы

Видели за год, %

Хотят видеть в будущем, %

Помощь больным, инвалидам

56

91

Помощь старикам, ветеранам

53

89

Охрана природы, защита животных

62

88

Против наркомании

80

88

Помощь детским домам, программы усыновления

75

87

Против курения, употребления алкоголя

91

86


Четверть опрошенных продемонстрировали скептицизм в отношении способности социальной рекламы изменить поведение людей, в то время как более половины респондентов выразили уверенность в том, что в будущем реклама может изменить ситуацию, и еще 18% опрошенных заметили, что поведение окружающих уже меняется под влиянием социальной рекламы.

 
Рисунок 2. Может ли социальная реклама изменить поведение людей, %

Действие социальной рекламы на себе уже ощутили 36% опрошенных, причем стоит отметить, что влиянию этого вида коммуникаций более подвержена молодая аудитория в возрасте до 35 лет – здесь эффект от социальной рекламы на себе ощутили 68% опрошенных. В частности, 40% молодых людей обратили внимание на какие-либо социальные проблемы, изменили свое поведение (12%) или сделали пожертвование (12%). Три процента опрошенных стали волонтерами.

 
Рисунок 3. Влияние рекламы на жизнь людей, %

На вопрос, приятнее ли читать журнал, газету, смотреть телепередачи, если в них присутствует социальная реклама, 54% опрошенных ответили утвердительно, однозначное «нет» ответили 18% респондентов, 22% опрошенных продемонстрировали безразличие в этом вопросе.

 
Рисунок 4. Отношение к шоковой рекламе, %

Что касается отношения к шоковой рекламе, результаты исследования не выявили единого мнения среди респондентов. Число тех, кого реклама раздражает, привлекает или тех, кто не обратил на нее внимания, распределилось примерно поровну.

В возрастной группе до 35 лет доля тех, кого привлекает шоковая социальная реклама, оказалась существенно выше (47%). Это означает, что коммуникация такого рода активнее воздействует на молодежь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Поскольку реклама относится к одному из новых методов, которыми пользуется общество и социальные институты, стремясь включить индивида в социальную структуру и адаптировать его к социальным и экономическим системам, мне кажется, что одним из направлений деятельности социального работника может стать изучение социально-психологических аспектов рекламы и регулирование ее воздействия на современное общество.

В результате анализа социальной рекламы и работы служб связи с общественностью и на основе данных, полученных в результате опроса жителей нашего города, я пришла к следующим выводам.

Вследствие социально-экономических преобразований, происходящих в России и приводящих к различным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы, восстановление социальных связей в данный момент является актуальной проблемой общества.

Общественное мнение, будучи элементом культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее подсистемами – нормативной, организационной и информационно-коммуникативной, реализует прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культурного наследования и социального регулирования).

Данный феномен включается в предметное поле теории социальной работы и не должен игнорироваться социальными службами, государственными и муниципальными структурами.

Исходя из того, что цель социальной рекламы – изменить отношение общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности, понимание социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности деятельности социальных служб.

Также стратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомление общественности с деятельностью так называемого "третьего сектора" – сектора некоммерческих благотворительных организаций и социальных служб, создание верного представления об их работе. Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение маркетинга социальных услуг резко возрастает. Это объясняется:

во-первых, расширением оказываемых социальных услуг;

во-вторых, усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);

в-третьих, отсутствие конкуренции, так как в основном этими проблемами занимается государство, и лишь немного – общественные благотворительные организации.

Поскольку данный феномен также включается в предметное поле теории социальной работы, возникает вопрос о необходимости изучения социальными работниками социального маркетинга, подготовки специалистов в сфере PR.

Из выше перечисленного следует, что роль социальной рекламы высока, но вопрос об изученности формирования массовых социальных оценок, стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема социальной рекламы практически не освещена в научной литературе, необходима  дальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальной работы.

 

Библиографический список литературы

 

  1. Белянин А.Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления. – М., 2005.
  2. Белянин А.Б. Социальная реклама как социально коммуникативный феномен. - Астрахань, 2007.
  3. Белянин А.Б. Социальная реклама: сущность и информационно-коммуникативные функции. – М.: МГАПИ, 2005.
  4. Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.- М., 2001.
  5. Коломиец В.П. Реклама в социологическом видении// Вестник Московского университета. – М., 2001.
  6. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. - М.: Международный ун-т бизнеса и управления.- М.,2003.
  7. Подгурецки Ю. Н. Социальная коммуникация.- М.: Гелиос АРВ, 2006.
  8. Полукаров В.Л. Рекламная коммуникация. – М., 2002.
  9. Потапова У.Ю. Социальная реклама: эффективность функционирования в социальной коммуникации российского общества. – М., 2002.
  10. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: Ваклер, 2002.
  11. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  12. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. – М., 2005.
  13. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации.- Питер, 2004.
  14. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М., 2007.
  15. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. - М., 2002.
  16. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.
  17. Астахова Т. «Хорошие идеи в Америке рекламируют», опубликовано на сайте www.socreklama.ru
  18. Глазкова С. России нужна не социальная  реклама, а социальная политика // PR-диалог . октябрь 2002  № №5-6 сентябрь
  19. Социальная реклама пропагандирует  2001 апрель  № 4 неприглядные вещи // Рекламодатель: теория и практика .  № 6 (324) 9
  20.   Амбуладзе  Д.Г.  Национальное   самосознание:   сущность,   структура,
  21.     противоречия /автореферат/ – М., 1998. – 24с.
  22.   Астахова Т.В.  Связи  с общественностью для  третьего  сектора.  –  М.,
  23.     1996. – 30с.
  24.    Вяльба  Ю.А.  Причины  социального  нездоровья   общества.   //   Клуб
  25.     «Реалисты», 1997. – №33. – с.13-17
  26.    Гавра  Д.П.  Общественное  мнение  как  социологическая  категория   и
  27.     социальный институт. – СПб., 1995. – 420с.
  28.   Гангнус А.А. Возрождая культуру, мы возрождаем нацию // СИМПТОМ,  1998.
  29.     – №6. – с.60-61.
  30.    Гаранина  О.Д.  Религия:  фактор  разрушения  или  укрепления  системы
  31.     «человек – государство» // Клуб «Реалисты», 1996. – №25. – с.46-53.
  32.   Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и образ врага. – М., 1994. – 258с.
  33.   Герасимов В.М. Формирование и функционирование общественного  мнения  в
  34.     политической сфере /автореферат/ – М., 1994. – 24с.
  35.   Горбунова   Л.В.   Общественное   мнение:   особенности   формирования
  36.     /автореферат/ – М., 1991. – 23с.
  37.   Горменко  Г.Н.,  Горшенков  Г.Г.  Массовая  коммуникация   в   системе
  38.     детерминации преступности. – Сыктывкар., 1998. – 18с.
  39. Гумбатов Ф.Д.  Роль  СМИ  в  реализации  государственной  и  социальной

Информация о работе Типы и виды социальной рекламы